Тема 1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
1.1.1. История становления педагогической психологии. Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии. Краткий исторический обзор основных этапов становления отечественной и зарубежной педагогической психологии. Общедидактический этап, этап выделения педагогической психологии как самостоятельной науки, этап возникновения психологических теорий обучения. 1.1.2. Предмет педагогической психологии. Объект, предмет и структура педагогической психологии. Основные проблемы и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии среди других наук о воспитании и обучении. 1.1.3. Методы педагогической психологии. Понятие о методе исследования в педагогической психологии. Требования к методам исследования. Группы методов исследования в педагогической психологии, их характеристика.
Раздел 2. Психология обучения Тема 2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности. 2.1.1. Понятия «научние», «учение», «обучение» и «учебная деятельность». Различные подходы к определению понятий «научение», «учение», «обучение» и «учебная деятельность» в современной науке. Сходство, различия и взаимосвязь между данными феноменами. 2.1.2. Научение, его роль в психическом развитии. Виды научения (по особенностям взаимодействия субъекта и среды, по содержанию, по особенностям его организации и т.д.), их характеристика. Основные факторы успешности научения. Учение и научение. 2.1.3. Обучение, его сущность и структура. Понятие об обучении в педагогической психологии. Структура обучения. Единство учения и обучения в образовательном процессе. Основные теории обучения (алгоритмизированное обучение, програм-мированное обучение, проблемное обучение и др.).
2.1.4. Учебная деятельность, её психологические особенности. Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности. Формирование учебной деятельности как результат взаимодействия преподавателя и учащихся. Критерии сформированности учебной деятельности. Тема 2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. 2.2.1. Сущность и структура учебной мотивации. Общая характеристика учебной мотивации. Познавательные и социальные учебные мотивы. Взаимосвязь силы мотива с результативностью учебной деятельности. Интерес в мотивационной сфере, его структура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства. Возрастные особенности учебной мотивации. Условия формирования мотивации учебной деятельности. 2.2.2. Основные принципы изучения учебной мотивации Полимотивированность учебной деятельности, учет индивидуальных особенностей сочетания доминирующих и второстепенных побудителей, учет возрастной социально-исторической динамики развития учебной деятельности. Методы диагностики учебной мотивации. Тема 2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности. 2.3.1. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Отличительные особенности учебной задачи. Основные компоненты учебной задачи. Виды учебных задач. 2.3.2. Формирование научных понятий в процессе обучения. Теория поэтапного формирования понятий и умственных действий П.Я.Гальперина. Индуктивный (эмпирический) и дедуктивный (теоретический) пути формирования понятий. Основные концепции обучения в рамках преимущественно индуктивного пути усвоения понятий. Теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о формировании у детей системы научных понятий путем восхождения от абстрактного к конкретному. Тема 2.4. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности.
2.4.1. Учебные действия и операции как способы решения задач. Соотношение понятий «деятельность», «действие», «операция» в теории А.Н. Леонтьева. Виды учебных действий и операций (общие и специфические, внешние и внутренние и др.). 2.4.2. Формирование учебных действий и операций. Основные закономерности формирования учебных действий. Внутренние и внешние критерии сформированности учебных действий. Условия эффективности формирования учебных действий. Тема 2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности. 2.5.1. Контроль, его сущность и виды. Внешний контроль, его виды. Основные звенья контроля. Самоконтроль. Этапы, пути и условия формирования самоконтроля в учебной деятельности. 2.5.2. Оценка и самооценка. Оценка, её основные функции. Формы оценивания. «За» и «против» отметочного и безотметочного обучения. Виды самооценки. Основные пути формирования самооценки школьника в ходе учебной деятельности. Взаимосвязь оценки и самооценки учащихся разных возрастов. Тема 2.6. Психологические проблемы современного образования. Развивающее образование и развивающее обучение. 2.6.1. Кризис образования и проблемы традиционной школы. Историческая необходимость изменения целей, содержания, методов обучения, принципов взаимодействия учителя и ученика. Основные образовательные парадигмы: когнитивно-ориентированная и личностно-ориентированная. 2.6.2. Развивающее образование и развивающее обучение. Обучение и развитие. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения. Модель развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. Краткий психологический анализ других моделей развивающего образования (ассоциация «Школа 2100» школа диалога культур, модель «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова и др.).
Раздел 3. Психология воспитания Тема 3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития. 3.1.1. Воспитание как одна из сторон социализации. Воспитание и обучение. Соотношение общечеловеческих и конкретно-исторических целей воспитания различных эпох и стран. Основные формы и виды воспитания. Методы воспитания. 3.1.2. Основные закономерности и факторы воспитания. Взаимосвязь уровней психического и нравственного развития. Основные факторы, влияющие на морально-нравственное развитие ребенка.
Тема 3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания. 3.2.1. Психологические условия формирования личности в социальной группе. Размеры социальной группы и развитие личности. Влияние социальной группы на развитие личности в зависимости от уровня группы. Коллектив и развитие личности. Общественно значимая деятельность и развитие личности. Влияние на развитие личности социальных установок, оценок и санкций, индивидуальных и групповых ролей, особенностей эмоционально - личностных отношений. Влияние личности на развитие и особенности социальных групп разного уровня. 3.2.2. Общение и его роль в воспитании. Влияние общения на становление личности на разных этапах развития. Восприятие человека человеком в общении как фактор, формирующий самооценку личности и ее образ "Я".
Раздел 4. Психология педагогической деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|