Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.




1.1.1. История становления педагогической психологии. Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии. Краткий исторический обзор основных этапов становления отечественной и зарубежной педагогической психологии. Общедидактический этап, этап выделения педагогической психологии как самостоятельной науки, этап возникновения психологических теорий обучения.

1.1.2. Предмет педагогической психологии. Объект, предмет и структура педагогической психологии. Основные проблемы и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии среди других наук о воспитании и обучении.

1.1.3. Методы педагогической психологии. Понятие о методе исследования в педагогической психологии. Требования к методам исследования. Группы методов исследования в педагогической психологии, их характеристика.

 

Раздел 2. Психология обучения

Тема 2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности.

2.1.1. Понятия «научние», «учение», «обучение» и «учебная деятельность». Различные подходы к определению понятий «научение», «учение», «обучение» и «учебная деятельность» в современной науке. Сходство, различия и взаимосвязь между данными феноменами.

2.1.2. Научение, его роль в психическом развитии. Виды научения (по особенностям взаимодействия субъекта и среды, по содержанию, по особенностям его организации и т.д.), их характеристика. Основные факторы успешности научения. Учение и научение.

2.1.3. Обучение, его сущность и структура. Понятие об обучении в педагогической психологии. Структура обучения. Единство учения и обучения в образовательном процессе. Основные теории обучения (алгоритмизированное обучение, програм-мированное обучение, проблемное обучение и др.).

2.1.4. Учебная деятельность, её психологические особенности. Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности. Формирование учебной деятельности как результат взаимодействия препо­давателя и учащихся. Критерии сформированности учебной деятельности.

Тема 2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование.

2.2.1. Сущность и структура учебной мотивации. Общая характеристика учебной мотивации. Познава­тельные и социальные учебные мотивы. Взаимосвязь силы мотива с результативностью учебной деятель­ности. Интерес в мотивационной сфере, его струк­тура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства. Возрастные осо­бенности учебной мотивации. Условия формирова­ния мотивации учебной деятельности.

2.2.2. Основные принципы изучения учебной мотива­ции Полимотивированность учебной деятельности, учет индивидуальных особенностей сочетания доми­нирующих и второстепенных побудителей, учет воз­растной социально-исторической динамики развития учебной деятельности. Методы диагностики учебной мотивации.

Тема 2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности.

2.3.1. Учебная задача в структуре учебной деятель­ности. Отличительные особенности учебной задачи. Основные компоненты учебной задачи. Виды учеб­ных задач.

2.3.2. Формирование научных понятий в процессе обучения. Теория поэтапного формирования понятий и умственных действий П.Я.Гальперина. Индуктив­ный (эмпирический) и дедуктивный (теоретический) пути формирования понятий. Основные концепции обучения в рамках преимущественно индуктивного пути усвоения понятий. Теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о формировании у детей системы на­учных понятий путем восхождения от абстрактного к конкретному.

Тема 2.4. Учебные действия и операции в струк­туре учебной деятельности.

2.4.1. Учебные действия и операции как способы ре­шения задач. Соотношение понятий «деятельность», «дей­ствие», «операция» в теории А.Н. Леонтьева. Виды учеб­ных действий и операций (общие и специфические, внеш­ние и внутренние и др.).

2.4.2. Формирование учебных действий и операций. Основные закономерности формирования учебных дейст­вий. Внутренние и внешние критерии сформированности учебных действий. Условия эффективности формирования учебных действий.

Тема 2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и са­мооценка в структуре учебной деятельности.

2.5.1. Контроль, его сущность и виды. Внешний кон­троль, его виды. Основные звенья контроля. Самокон­троль. Этапы, пути и условия формирования самоконтроля в учебной деятельности.

2.5.2. Оценка и самооценка. Оценка, её основные функции. Формы оценивания. «За» и «против» отметоч­ного и безотметочного обучения. Виды самооценки. Ос­новные пути формирования самооценки школьника в ходе учебной деятельности. Взаимосвязь оценки и само­оценки учащихся разных возрастов.

Тема 2.6. Психологические проблемы современ­ного образования. Развивающее образование и разви­вающее обучение.

2.6.1. Кризис образования и про­блемы традиционной школы. Историческая необходимость изменения целей, содержания, методов обучения, принци­пов взаимодействия учителя и ученика. Основные образо­вательные парадигмы: когнитивно-ориентированная и личностно-ориентированная.

2.6.2. Развивающее образование и развивающее обу­чение. Обучение и развитие. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения. Модель развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. Краткий психологический анализ других моделей развивающего образования (ассоциация «Школа 2100» школа диалога культур, модель «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова и др.).

 

Раздел 3. Психология воспитания

Тема 3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития.

3.1.1. Воспитание как одна из сторон социализации. Воспитание и обучение. Соотношение общечеловеческих и конкретно-исторических целей воспитания различных эпох и стран. Основные формы и виды воспитания. Методы воспитания.

3.1.2. Основные закономерности и факторы воспитания. Взаимосвязь уровней психического и нравственного развития. Основные факторы, влияющие на морально-нравственное развитие ребенка.

Тема 3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания.

3.2.1. Психологические условия формирования личности в социальной группе. Размеры социальной группы и развитие личности. Влияние социальной группы на развитие личности в зависимости от уровня группы. Коллектив и развитие личности. Общественно значимая деятельность и развитие личности. Влияние на развитие личности социальных установок, оценок и санкций, индивидуальных и групповых ролей, особенностей эмоциональ­но - личностных отношений. Влияние личности на развитие и особенности социальных групп разного уровня.

3.2.2. Общение и его роль в воспитании. Влияние общения на становление личности на разных этапах развития. Восприятие человека человеком в общении как фактор, формирующий самооценку личности и ее образ "Я".

 

Раздел 4. Психология педагогической деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...