Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания студентам




Изучение социальной психологии предполагает последовательное и углублённое изучение учебных пособий, а также монографических и публицистических изданий.

Освоение курса должно сопровождаться работой над содержанием основных понятий и терминов социальной психологии. Для контроля за их усвоением предлагаются задания на определение основных категорий темы, соотнесения терминов и их определений.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие формы учебной деятельности:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях;

-углубленное изучение материала в дополнение к лекционным занятиям;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение контрольных работ, творческих заданий;

- решение задач, упражнений, работа с тестами и вопросами для самопроверки;

Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется с помощью тестирования, экспресс-опроса на семинарских и практических занятиях, при заслушивании докладов, проверке письменных работ и т.д., результаты самостоятельной работы учитываются при аттестации студента на зачете (экзамене). Ответы студентов на семинарских занятиях оцениваются по следующим критериям :

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи.

Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Очной форма обучения (36ч)

Темы рабочей программы Перечень домашних заданий и вопросов для самостоятельного изучения Объем часов
1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. 1. Педология как самостоятельное научное направление начала 20 в. Оцените вклад педологии в развитие отечественной психологии. 2. Дайте общую характеристику современного состояния педагогической психологии. 3. Объясните причины сложности решения проблем стоящих перед педагогической психологией. Почему решение этих проблем важно для учителей-практиков? 4. В чем специфика применения психологических медов в педагогической психологии?    
2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности. 1. Раскройте суть основных факторов успешности научения. 2. Приведите примеры проявления каждого компонента структуры учебной деятельности а) в начальной школе; б) в средней школе; в) в старших классах. 3. В каком возрасте должна быть сформирована способность контролировать свою учебную деятельность? Аргументируйте свой ответ. 4. Каковы показатели сформированности действий контроля? 5. Какие теории обучения вам известны? Раскройте их основные положения.  
2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. 1. Интерес как компонент мотивационной сферы, его струк­тура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства 2. Познавательная потребность и её особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учения. 3. Закономерности и условия развития внешней мотивации учебной деятельности. 4. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии.  
2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности 1. Приведите пример поэтапного формирования понятия или умственного действия. 2. Приведите пример формирования понятия индуктив­ным путем 3. Приведите пример формирования понятия дедуктивным путем. 4. Какие достоинства и недостатки, с вашей точки зрения, имеет каждый из вышеупомянутых путей формирования понятий?  
2.4. Учебные действия и операции в струк­туре учебной деятельности. 1. Назовите основные этапы формирования учебных действий (по А.К. Марковой). 2. Приведите примеры осуществления действий на а) репродуктивном уровне; б) продуктивном уровне. Аргументируйте свой ответ. 3. Назовите показатели сформированности у учащихся действий контроля и самоконтроля. 4. Назовите показатели сформированности у учащихся действий оценки и самооценки.  
2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и са­мооценка в структуре учебной деятельности. 1. Назовите психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей и оцените их. 2. Почему необходим комплексный характер стимулирования и в чем он выражается? 3. Перечислите виды педагогических оценок. Охарактеризуйте каждый из видов. 4. Каковы условия эффективности педагогической оценки? 5. Предложите свои способы повышения эффективности педагогической оценки  
2.6. Психологические проблемы современ­ного образования. 1. С какими трудностями в обучении и почему чаще всего сталкиваются левши? 2. Раскройте специфику влияния обучения на развитие теоретического и эмпирического мышление учащихся. 3. Раскройте особенности влияния учебной деятельности на развитие когнитивной сферы учащихся на разных ступенях обучения. 4. Дайте характеристику гендерного подхода в образовании. Проблемы неуспевающих и слабоуспевающих детей: причины отставания в учении, приемы диагностики и коррекции.    
3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития. 1. В чем проявляется взаимосвязь обучения и воспитания? 2. Опишите психологические механизмы воспитания. 3. Назовите психологические закономерности организации процесса воспитания. 4. Каковы закономерности формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка. 5. Охарактеризуйте психологические особенности организации самовоспитания. 6. Что такое воспитательное воздействие и каковы его виды и методы. 7. Назовите приемы воспитательного воздействия и дайте их характеристику. 8. Дайте характеристику воспитательных взаимодействий. 9. Что такое воспитательное влияние и каковы его виды.    
3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания. 1.Какое влияние различные социальные роли оказывают на развитие личности ребенка? Приведите примеры. 2. Как влияют на развитие личности социальные установки, оценки и санкции? 3. Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений? 4. Какова роль психологического климата в классном коллективе в развитии личности учащегося? 5. Какие параметры семейной системы оказывают влияние на становление личности? Опишите характер этого влияния.  
4.1.Сущность и структура педагогической деятельности. 1. Определите, о каком уровне продуктивности идет речь: педагог владеет стратегиями обучения школьников знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. На сколько продуктивен этот уровень? Обоснуйте свой ответ. 2. Опишите возможные варианты проявления мотива власти в педагогической деятельности, какое влияние они могут оказывать на учащихся? 3. Раскройте особенности педагогических задач. 4. Охарактеризуйте функциональные компоненты педагогической деятельности (по Кузьминой).  
4.2. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания. 1. Дайте определение педагогического общения и охарактеризуйте его закономерности. 2. В чем проявляется творчество в педагогическом общении. 3. Охарактеризуйте этапы педагогического общения (по А. Канн-Калику). 4. Предложите, как помочь учителю в реализации этапов педагогического общения. 5. Проанализируйте конфликтную ситуацию и предложите пути конструктивного выхода из неё. На уроке при проверке домашнего задания учитель трижды спрашивает одного и того же ученика, но он молчит. В конце урока она объявляет, что ставит ему «два». На следующем уроке она вновь начинает опрос с этого ученика и, когда он отказывается отвечать, удаляет его с урока. После этого мальчик начал избегать встреч с учителем и вообще прекратил посещать уроки по этому предмету, хотя по другим учился успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.    
4.3. Психологические условия эффективности труда учителя. 1. Перечислите знания, умения и профессионально важные качества личности учителя. 2. Опишите этапы профессионального становления личности студента и структуру профессионального самосознания. 3. В чем заключается психологическая готовность к труду учителя? 4.В чем проявляется этика отношений между преподавателями и учащимися?    

 

 

Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...