Методические указания студентам
Изучение социальной психологии предполагает последовательное и углублённое изучение учебных пособий, а также монографических и публицистических изданий.
Освоение курса должно сопровождаться работой над содержанием основных понятий и терминов социальной психологии. Для контроля за их усвоением предлагаются задания на определение основных категорий темы, соотнесения терминов и их определений.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие формы учебной деятельности:
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
- проработка учебного материала (по конспектам лекций) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях;
-углубленное изучение материала в дополнение к лекционным занятиям;
- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;
- выполнение контрольных работ, творческих заданий;
- решение задач, упражнений, работа с тестами и вопросами для самопроверки;
Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется с помощью тестирования, экспресс-опроса на семинарских и практических занятиях, при заслушивании докладов, проверке письменных работ и т.д., результаты самостоятельной работы учитываются при аттестации студента на зачете (экзамене). Ответы студентов на семинарских занятиях оцениваются по следующим критериям :
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи.
Содержание и объем самостоятельной работы студентов
Очной форма обучения (36ч)
Темы рабочей
программы
| Перечень домашних заданий и вопросов для самостоятельного изучения
| Объем часов
|
1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
| 1. Педология как самостоятельное научное направление начала 20 в. Оцените вклад педологии в развитие отечественной психологии.
2. Дайте общую характеристику современного состояния педагогической психологии.
3. Объясните причины сложности решения проблем стоящих перед педагогической психологией. Почему решение этих проблем важно для учителей-практиков?
4. В чем специфика применения психологических медов в педагогической психологии?
|
|
2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности.
| 1. Раскройте суть основных факторов успешности научения.
2. Приведите примеры проявления каждого компонента структуры учебной деятельности
а) в начальной школе;
б) в средней школе;
в) в старших классах.
3. В каком возрасте должна быть сформирована способность контролировать свою учебную деятельность? Аргументируйте свой ответ.
4. Каковы показатели сформированности действий контроля?
5. Какие теории обучения вам известны?
Раскройте их основные положения.
|
|
2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
| 1. Интерес как компонент мотивационной сферы, его структура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства
2. Познавательная потребность и её особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учения.
3. Закономерности и условия развития внешней мотивации учебной деятельности.
4. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии.
|
|
2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности
| 1. Приведите пример поэтапного формирования понятия или умственного действия.
2. Приведите пример формирования понятия индуктивным путем
3. Приведите пример формирования понятия дедуктивным путем.
4. Какие достоинства и недостатки, с вашей точки зрения, имеет каждый из вышеупомянутых путей формирования понятий?
|
|
2.4. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности.
| 1. Назовите основные этапы формирования учебных действий (по А.К. Марковой).
2. Приведите примеры осуществления действий на
а) репродуктивном уровне;
б) продуктивном уровне.
Аргументируйте свой ответ.
3. Назовите показатели сформированности у учащихся действий контроля и самоконтроля.
4. Назовите показатели сформированности у учащихся действий оценки и самооценки.
|
|
2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности.
| 1. Назовите психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей и оцените их.
2. Почему необходим комплексный характер стимулирования и в чем он выражается?
3. Перечислите виды педагогических оценок. Охарактеризуйте каждый из видов.
4. Каковы условия эффективности педагогической оценки?
5. Предложите свои способы повышения эффективности педагогической оценки
|
|
2.6. Психологические проблемы современного образования.
| 1. С какими трудностями в обучении и почему чаще всего сталкиваются левши?
2. Раскройте специфику влияния обучения на развитие теоретического и эмпирического мышление учащихся.
3. Раскройте особенности влияния учебной деятельности на развитие когнитивной сферы учащихся на разных ступенях обучения.
4. Дайте характеристику гендерного подхода в образовании.
Проблемы неуспевающих и слабоуспевающих детей: причины отставания в учении, приемы диагностики и коррекции.
|
|
3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития.
| 1. В чем проявляется взаимосвязь обучения и воспитания?
2. Опишите психологические механизмы воспитания.
3. Назовите психологические закономерности организации процесса воспитания.
4. Каковы закономерности формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка.
5. Охарактеризуйте психологические особенности организации самовоспитания.
6. Что такое воспитательное воздействие и каковы его виды и методы.
7. Назовите приемы воспитательного воздействия и дайте их характеристику.
8. Дайте характеристику воспитательных взаимодействий.
9. Что такое воспитательное влияние и каковы его виды.
|
|
3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания.
| 1.Какое влияние различные социальные роли оказывают на развитие личности ребенка? Приведите примеры.
2. Как влияют на развитие личности социальные установки, оценки и санкции? 3. Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений?
4. Какова роль психологического климата в классном коллективе в развитии личности учащегося?
5. Какие параметры семейной системы оказывают влияние на становление личности? Опишите характер этого влияния.
|
|
4.1.Сущность и структура педагогической деятельности.
| 1. Определите, о каком уровне продуктивности идет речь: педагог владеет стратегиями обучения школьников знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. На сколько продуктивен этот уровень? Обоснуйте свой ответ.
2. Опишите возможные варианты проявления мотива власти в педагогической деятельности, какое влияние они могут оказывать на учащихся?
3. Раскройте особенности педагогических задач.
4. Охарактеризуйте функциональные компоненты педагогической деятельности (по Кузьминой).
|
|
4.2. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания.
| 1. Дайте определение педагогического общения и охарактеризуйте его закономерности.
2. В чем проявляется творчество в педагогическом общении.
3. Охарактеризуйте этапы педагогического общения (по А. Канн-Калику).
4. Предложите, как помочь учителю в реализации этапов педагогического общения.
5. Проанализируйте конфликтную ситуацию и предложите пути конструктивного выхода из неё.
На уроке при проверке домашнего задания учитель трижды спрашивает одного и того же ученика, но он молчит. В конце урока она объявляет, что ставит ему «два». На следующем уроке она вновь начинает опрос с этого ученика и, когда он отказывается отвечать, удаляет его с урока. После этого мальчик начал избегать встреч с учителем и вообще прекратил посещать уроки по этому предмету, хотя по другим учился успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.
|
|
4.3. Психологические условия эффективности труда учителя.
| 1. Перечислите знания, умения и профессионально важные качества личности учителя.
2. Опишите этапы профессионального становления личности студента и структуру профессионального самосознания.
3. В чем заключается психологическая готовность к труду учителя?
4.В чем проявляется этика отношений между преподавателями и учащимися?
|
|
Содержание и объем самостоятельной работы студентов
Воспользуйтесь поиском по сайту: