Темы рабочей
программы
| Перечень домашних заданий и вопросов для самостоятельного изучения
| Объем часов
|
1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
| 1. Охарактеризуйте основные этапы становления педагогической психологии.
2. Охарактеризуйте основные проблемы и задачи современной педологии. Оцените вклад педологии в развитие отечественной психологии.
3. Дайте общую характеристику современного состояния педагогической психологии.
4. Какова связь педагогической психологии с другими науками и в чем она выражается?
5. Объясните причины сложности решения проблем стоящих перед педагогической психологией. Почему решение этих проблем важно для учителей-практиков?
6. В чем специфика применения психологических медов в педагогической психологии?
| 3,5
|
2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности.
| 1. Раскройте суть основных факторов успешности научения.
2. Приведите примеры проявления каждого компонента структуры учебной деятельности
а) в начальной школе;
б) в средней школе;
в) в старших классах.
3. В каком возрасте должна быть сформирована способность контролировать свою учебную деятельность? Аргументируйте свой ответ.
4. Каковы показатели сформированности действий контроля?
5. Какие теории обучения вам известны?
6. Раскройте их основные положения.
|
|
2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
| 1. Какие компоненты входят в структуру мотивации учебной деятельности? Охарактеризуйте их.
2. Раскройте закон Йеркса-Додсона. К каким мотивам и почему он не применяется?
3. Интерес как компонент мотивационной сферы, его структура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства
4. Познавательная потребность и её особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учения.
5. Закономерности и условия развития внешней мотивации учебной деятельности.
6. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии.
| 5,5
|
2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности.
| 1. Приведите пример поэтапного формирования понятия или умственного действия.
2. Приведите пример формирования понятия индуктивным путем
3. Приведите пример формирования понятия дедуктивным путем.
4. Какие достоинства и недостатки, с вашей точки зрения, имеет каждый из вышеупомянутых путей формирования понятий?
| 5,5
|
2.4. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности.
| 1. Как соотносятся между собой действие и деятельность? (теория А.Н.Леонтьева)
2. Назовите основные этапы формирования учебных действий (по А.К. Марковой).
3. Приведите примеры осуществления действий на
4. а) репродуктивном уровне;
5. б) продуктивном уровне.
6. Аргументируйте свой ответ.
7. Назовите показатели сформированности у учащихся действий контроля и самоконтроля.
8. Назовите показатели сформированности у учащихся действий оценки и самооценки.
|
|
2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности.
| 1. Назовите психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей и оцените их.
2. Почему необходим комплексный характер стимулирования и в чем он выражается?
3. Перечислите виды педагогических оценок. Охарактеризуйте каждый из видов.
4. Каковы условия эффективности педагогической оценки?
5. Предложите свои способы повышения эффективности педагогической оценки.
|
|
2.6. Психологические проблемы современного образования.
| 1. С какими трудностями в обучении и почему чаще всего сталкиваются левши?
2. Раскройте специфику влияния обучения на развитие теоретического и эмпирического мышление учащихся.
3. Раскройте особенности влияния учебной деятельности на развитие когнитивной сферы учащихся на разных ступенях обучения.
4. Дайте характеристику гендерного подхода в образовании.
5. Опишите основные причины отставания школьников в учении. Укажите возможные пути коррекции слабой успеваемости.
|
|
3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития.
| 1. В чем проявляется взаимосвязь обучения и воспитания?
2. Опишите психологические механизмы воспитания.
3. Назовите психологические закономерности организации процесса воспитания.
4. Каковы закономерности формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка.
5. Охарактеризуйте психологические особенности организации самовоспитания.
6. Что такое воспитательное воздействие и каковы его виды и методы.
7. Назовите приемы воспитательного воздействия и дайте их характеристику.
8. Дайте характеристику воспитательных взаимодействий.
9. Что такое воспитательное влияние и каковы его виды.
|
|
3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания.
| 1. 1.Какое влияние различные социальные роли оказывают на развитие личности ребенка? Приведите примеры.
2. Как влияют на развитие личности социальные установки, оценки и санкции? 3. Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений?
3. Какова роль психологического климата в классном коллективе в развитии личности учащегося?
4. 5. Какие параметры семейной системы оказывают влияние на становление личности? Опишите характер этого влияния.
|
|
4.1.Сущность и структура педагогической деятельности.
| 1. Определите, о каком уровне продуктивности идет речь: педагог владеет стратегиями обучения школьников знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. На сколько продуктивен этот уровень? Обоснуйте свой ответ.
2. Опишите возможные варианты проявления мотива власти в педагогической деятельности, какое влияние они могут оказывать на учащихся?
3. Раскройте особенности педагогических задач.
4. Охарактеризуйте функциональные компоненты педагогической деятельности (по Кузьминой).
| 4,5
|
4.2. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания.
| 1. Дайте определение педагогического общения и охарактеризуйте его закономерности.
2. Раскройте основные функции педагогического общения.
3. Педагогическая направленность, её влияние на эффективность педагогического общения.
4. В чем проявляется творчество в педагогическом общении.
5. Охарактеризуйте этапы педагогического общения (по В.А. Кан-Калику).
6. Предложите, как помочь учителю в реализации этапов педагогического общения.
|
|
4.3. Психологические условия эффективности труда учителя.
| 1. Перечислите знания, умения и профессионально важные качества личности учителя.
2. В чем заключается психологическая готовность к труду учителя?
3. В чем проявляется этика отношений между преподавателями и учащимися?
4. Опишите основные тенденции развития эмоциональной сферы учителя.
5. Типы педагогов.
6. Проблема педагогических способностей в современной науке.
7. Профессиональное здоровье учителя как проблема современной школы.
|
|