Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4.1. Сущность и структура педагогической деятельности.




4.1.1. Педагогическая деятельность в мире профессий. Цели, задачи и основные характеристики педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

4.1.2. Структура педагогической деятельности. Мотивациионно-ориентировочное звено педагогической деятельности. Мотивы профессиональной деятельности педагога. Центральное (исполнительное) звено. Средства педагогической деятельности. Контрольно-оценочное звено.

Тема 4.2. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания.

4.2.1. Коммуникативная деятельность учителя как ключевой компонент в структуре педагогической деятельности. Педагогическое общение как разновидность профессионального общения. Особенности и функции педагогического общения. Уровни педагогического общения. Структура педагогического общения и краткая характеристика его основных компонентов.

4.2.2. Основные условия, обеспечивающие эффективность педагогического общения. Общительность педагога. Установки учителя по отношению к отдельным детям и их группам. Уровень понимания учащихся педагогом, развитие эмпатии во взаимоотношениях с детьми. Надежность учителя как коммуникатора.

4.2.3. Понятие о стиле педагогического общения. Классификация стилей педагогического общения. Влияние стиля общения и деятельности учителя на развитие учащегося.

Тема 4.3. Психологические условия эффективности труда учителя.

4.3.1. Индивидуально-типологические особенности учителя. Влияние индивидуальных психологических особенностей (свойств нервной системы, темперамента, черт характера, педагогической направленности и др.) на эффективность педагогической деятельности. Профессиональное развитие и возможные деформации личности педагога.

4.3.2. Развитие педагогических способностей как условие эффективной педагогической деятельности. Понятие «педагогические способности» в современной психологии. Структура педагогических способностей Уровни педагогических способностей. Особенности соотношения и взаимодействия общих и предметно-педагогических способностей учителей различных предметных областей. Условия развития педагогических способностей.

Темы практических и семинарских занятий

Цель семинарских занятий - закрепление содержания лекционного материала, контроль и проверка знаний, полученных в процессе самостоятельной работы с учебно-методической литературой, первоисточниками, интернет-ресурсами, а также развитие у студентов коммуникативных и дискуссионных навыков.

 

Тема1. Предмет и методы педагогической психологии

План

1. История становления педагогической психологии.

2. Объект, предмет и структура современной педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе наук о человеке.

3. Основные проблемы и задачи педагогической психологии.

4. Методы исследования в педагогической психологии.

Библиографический список

Основной (учебники)

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

2. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

4. Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

5. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

6. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.


Дополнительный

1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 208 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М.: Академия, 2001. - 368 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1992 или др. изд.

4. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2006. - 224 с.

5. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах исследования школьников// Советская педагогика. 1986. №7.

6. Немов Р.С. Психология. Т. 2, М., 1994. С. 220-230.

7. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. М., 2002.

 

Тема 2. Учебная мотивация: особенности и пути формирования

План.

1. Сущность и структура учебной мотивации.

2. Познавательная потребность и её особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учения.

3. Закономерности и условия развития внешней мотивации учебной деятельности. Взаимосвязь между силой мотивации и результативностью учебной деятельности.

4. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии.

5. Диагностика учебной мотивации.

Библиографический список

Основной (учебники)

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

2. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

4. Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

5. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

6. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

Дополнительный

1. Дусавицкий А.К. 2х2 = х? М., 1995.

2. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников// Вопросы психологии. 1982. №3. С. 56 - 61.

3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.

4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. С. 113 - 119.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

7. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991. Гл. 3. С. 59 - 78 (О развитии познавательной потребности).

8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

Тема реферата

Пути диагностики, формирования и коррекции мотивации учения

Список литературы

1. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. 1976. № 6.

2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1985.

 

Тема 3. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка в структуре учебной деятельности

План

1. Контроль и самоконтроль. Виды контроля в процессе обучения.

2. Пути формирования функции контроля у школьников.

3. Оценка, её функции, основные формы. Современные подходы к оцениванию.

4. Самооценка, виды самооценки учащихся.

5. Взаимосвязь внешних оценок и самооценки учащихся различных возрастов.

6. Пути формирования рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности.

7. Отметочное и безотметочное обучение: «за» и «против».

Библиографический список

Основной (учебники)

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

2. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

3. Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

4. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

5. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. Гл.7.

 

Дополнительный

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1985.

2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В..В. Давыдова. М., 1998. Гл. 4.

3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1992. №3-4.

4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника// Начальная школа.1992, №3. С. 58 - 65.

5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни// Знание. Серия «Педагогика и психология», 1990. №5.

6. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...