Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Развивающее обучение и образование




План

1. Кризис традиционного образования, причины и пути выхода из него.

2. Понятие и основные принципы развивающего обучения.

3. Особенности развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдову.

4. Обучение по системе Л.В. Занкова, его сущность и основные принципы.

5. Другие модели развивающего обучения (ассоциация «Школа 2100», «Экология и диалектика», «Школа диалога культур» и др.).

Библиографический список

Основной (учебники)

1. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

3. Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

4. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

5. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

Дополнительный

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1992 или др. изд.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

4. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников.// Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: МГУ. 1992. С. 243-259.

5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1992. №3-4.

6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1989.

7. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла// «Школа 2000…» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2./ Под ред. А.А. Леонтьева. М. 1998.

8. Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения: некоторые соображения// «Школа 2000…» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2./ Под ред. А.А. Леонтьева. М. 1998.

9. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск. 1997.

10. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск. 1993.

Тема реферата

Особенности и перспективы развивающего обучения и образования

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер. 1996.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1990.

3. «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы/ Под научн. ред. А.А. Леонтьева. Вып. 1. -М., 1997.

4. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

Тема 5. Обучение и интеллектуальное развитие школьников

План

1. Межполушарная асимметрия и обучение.

2. Обучение и развитие мышления:

- теоретическое и эмпирическое мышление в процессе обучения;

- продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление в процессе обучения.

3. Развитие восприятия, памяти и внимания в процессе обучения.

4. Гендерные различия мальчиков и девочек в процессе обучения.

5. Проблемы неуспевающих и слабоуспевающих детей: причины отставания в учении, приемы диагностики и коррекции.

 

Библиографический список

Основной (учебники)

1. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

2. Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

3. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

4. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

 

Дополнительный

1. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование// Вопросы психологии. 1990. №3.

2. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983.

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1994.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 59-66.

6. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. С. 102-115. (Психологический анализ трудностей в учении), с. 115- 133 (Пути преодоления отставания в ходе обучения в школе).

7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчик и девочка - два разных мира. М., 1998.

8. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1995.

9. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.

10. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск. 1992.

11. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск. 1977.

12. Познавательные процессы и способности в обучении./ Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.

13. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. С. 189-215.

14. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск. 1997. С. 5-13.

15. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. С. 20-40, 137-147.

16. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.

17. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.

Темы рефератов

Особенности развития и обучения одаренных детей

Список литературы

1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

3. Одаренные дети. М.,1991.

4.Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтес. М.: Академия, 2000.

 

Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение.

Литература

1. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок - левша. М., 1994.

2. Кулак И.А. Психофизиологические принципы обучения: функциональные возможности головного мозга в восприятии и переработке информации. М., 1992.

3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.

4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000.

 

Гендерные различия мальчиков и девочек в процессе обучения

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. С. 11-26.

2. Еремеева Т.М., Хризман Т.Н. Мальчики и девочки - два разных мира. М., 1998.

4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.

3. Практикум по гендерной психологии./Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С.119 -130.

 

Обучение и психическое здоровье школьников

Литература

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М., 1994.

3. Диагностика школьной дезадаптации. Научно - методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М., 1993.

4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.

5. Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.

 

Психологические особенности «трудных» школьников

Литература

1. Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска»//Журнал практического психолога. 2000. № 8-9.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991.

4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.

5. Трудные дети/ Под ред. В.Э. Чудновского. М.- Воронеж, 1998.

Тема 6. Психология воспитания

План

1. Психологическая сущность, цели и основные формы воспитания.

2. Роль разных видов деятельности в формировании личности.

3. Роль межличностных отношений в развитии личности.

4. Роль семьи в развитии личности. Стили семейного воспитания и типы детско-родительских отношений.

5. Отклонения в поведении школьников, их причины и пути коррекции.

 

Библиографический список

Основной (учебники)

1. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

2. Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

3. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

4. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

Дополнительный

1. Байард Р.Т., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1990.

3. Джайнот Х. Дж. Родители и дети. М., 1991.

4. Немов Р.С. Психология. Т. 2, М., 1994. С. 309-390.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 17-221.

6. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. М., 1990.

7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000. С. 259-387.

Темы рефератов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...