Театрализованная деятельность
|
Лексическая тема
| Дидактичнеские и сюжетно – ролевые игры
| Цель
| Основное содержание
| Рекомендации родителям
|
Помещение детского сада
| Д/и «Путешествие в страну вещей»
С/р игра «Детский сад»
| 1. Учить детей ориентироваться в фупповой комнате.
2. Учить правильно пользоваться вещами в повседневной жизни.
3. Вызвать интерес детей к обычному через необычное - «путешествие в страну вещей».
4. Тренировать умение образовывать существительные во множественном числе.
1. Учить образовывать существительные в форме Т. п.
| Дети «путешествуют» по групповой комнате, называют «вещи», которые их окружают (стулья, столы, куклы и т. д. )
Распределяют роли: практические действия «воспитателя», «врача», «помощника воспитателя» и т. д.
| Изготовить атрибуты для игр (сшить костюмы).
|
Овощи
| Д/и «Овощи»
| 1. Рассказывать детям об овощах, их заготовке, консервировании, вкусе в свежем и консервированном виде.
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
| Дети складывают картинку из частей и говорят, как эти овощи называются, какого они цвета, вкуса, для чего используются
| Изготовить несколько настольно-печат- ных иф дома. Для ифы, в которой требуется описание картинки, можно сделать большой круг (из картона), в центре прикрепить вращающуюся стрелку, а по краям круга сделать кармашки для картинок. Содержание карточек может быть разнообразным: овощи, фрукты, труд взрослых, времена года и т. д.
|
Фрукты
| Д/и «Почтальон принес посылку»
Д/и «Угадай, что в мешочке? »
| 1. Расширять знания детей о фруктах.
2. Тренировать умение описывать предметы (фрукты) и узнавать их по описанию.
3. Тренировать умение подбирать определения в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.
1. Учить детей описывать признаки, воспринимаемые на ощупь.
2. Развивать тактильное восприятие.
3. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
| Ребенок получает «посылку» и описывает фрукты (цвет, размер, вкус), не называя их. Дети отгадывают
Ребенок на ощупь выбирает предмет, описывает его
Дети отгадывают
| Учить узнавать фрукты по описанию, на ощупь, на вкус.
|
Овощи и фрукты
| Д/и «Овощи и фрукты»
С/р игра Магазин «Овощи- фрукты»
| 1. Закреплять представления детей о фруктах и овощах.
2. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Учить детей играть.
2. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
| 1. Педагог раскладывает на столе карточке, а дети делят их на 2 группы: фрукты и овощи.
2. Педагог выбирает одну карточку и показывает детям. Они называют, fro нарисовано на карточке, к какой группе относится этот предмет (груша - фрукт)
Распределяют роли: «директор», «продавец», «покупатели». Практические действия детей
| Изготовить атрибуты к с/р игре «Магазин»
|
Осень
| Д/и «Что вырастили люди»
Д/и «Загадайте - мы отгадаем»
| 1. Закреплять знания детей о труде осенью.
2. Воспитывать чувство благодарности к труду.
3. Тренировать умение образовывать существительные множественного числа.
1. Учить различать деревья по коре, листьям, плодам.
2. Тренировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных единственного числа.
| Дети делятся на несколько групп, каждая группа собирает что-то одно (овощи, фрукты, ягоды, плоды-орехи, - бобы, грибы) - Я собрал фрукты...
Дети делятся на 2 группы
1-я команда выбирает дерево и описывает его
2-я команда отгадывает и называет дерево ласково
| Организовать экскурсию на рынок, в овощные и фруктовые отделы магазинов; рассказать о том, что дает нам труд людей.
|
Одежда
| Д/и «Как мы одеваемся? »
Д/и «Ателье»
С/р игра «Ателье»
С/р игра «Выставка кукольной одежды»
Д/и «Оденем куклу на прогулку
| 1. Закреплять знания детей об одежде.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
1. Тренировать умение детей классифицировать одежду по сезонному признаку (зимняя - осенняя, летняя - весенняя).
2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, шелковая, тонкая, толстая...
3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
1. Уточнить представления детей о труде закройщика и приемщика ателье; учить детей составлять описательные рассказы, задавать вопросы.
1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета (в обуви).
Учить детей рассказывать об обуви и одежде для кукол, используя в речи слова-признаки: резиновые, кожаные, красивые и т. д.
| Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды.
Один из детей начинает рассказ «Собрался я кататься на санках и надел на себя... » (показывает на участника игры, тог называет заданный предмет одежды, остальные рассуждают, правильно ли оделись дети)
Дети делятся на 2 команды: одна отбирает ткань для пошива теплой одежды, другая - для пошива летней одежды
Распределяют роли
Практические действия детей
Дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот
| Изготовить атрибуты к с/р игре «Ателье».
Помочь ребенку сшить красивую одежду для кукол.
|
Игрушки
| Д/и «Что игрушка рассказывает о себе»
Д/и «Найди свою игрушку в мешочке»
| 1. Учить детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение, название игрушки.
2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в мужском и женском роде единственного числа.
1. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
2. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| Воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, дети дополняют рассказ воспитателя, затем по очереди называют игрушку и описывают ее качества
Воспитатель предлагает найти игрушку в мешочке (пирамидку, машину и т. д. ). Дети на ощупь находят игрушку и называют ее ласково
| Организовать д/и «Из чего и кем сделана игрушка».
Составить с ребенком рассказ «Моя любимая игрушка»
|
Посуда
| Д/и «Из чего делается посуда? »
С/р игра «Кафе «Фруттис»
| 1- Рассказывать детям о том, что одинаковые по назначению вещи могут быть сделаны из разного материала.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
1. Учить детей развивать сюжет на основе полученных знаний.
2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
3. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные
| Рассматривают посуду из разных материалов
Сравнивают по виду, весу, форме, цвету и т. д.
Считалкой выбирают официантов, поваров; остальные дети - посетители
Практические действия детей
| Изготовить атрибуты к с/р игре «Кафе «Фруттис».
|
Продукты питания
| «Д/и «Как сделали томатный сок»
С/р игра «Супермаркет» (магазин)
| 1. Продолжать знакомить детей с трудом овощеводов и рабочих плодоовощного консервного завода.
2. Воспитывать уважительное отношение к этим профессиям.
3. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
Учить строить план-сюжет игры самостоятельно.
Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
| Участвуют в приключениях помидоров. За правильный ответ ребенок получает от «Главного Помидора» фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек
Самостоятельно распределяют роли: «директор», «продавцы», «кассир»
| Изготовить атрибуты к с/р игре «Су- пер-маркет»: надписи «Овощной отдел», «Молочный отдел», «Хлебный отдел»; кассовый аппарат и т. д.
|
Зима
| Д/и «Когда это бывает? »
Д/и «Угадай»
| 1. Рассказывать детям о различных сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять знания детей о характерных признаках зимы.
3. Развивать внимание, быстроту мышления.
4. Тренировать умение образовывать прилагательные.
1. Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, закреплять знания детей о сезонных явлениях природы.
2. Развивать логическое мышление.
3. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными.
| Педагог поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления. Дети быстро поднимают квадрат соответствующего цвета и называют какой-либо признак данного времени года
На столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки
Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку, объясняют, почему подняли ту или иную картинку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.
| Покататься с ребенком на коньках, с горок на лыжах.
Рассказать ребенку об изменениях в природе зимой.
|
Домашние животные
| Д/и «Кто что знает? »
Д/и «Зоологическое домино»
Д/и «Мои друзья»
| 1. Закреплять знания детей о домашних животных.
2. Учить подбирать глаголы.
1. Закреплять знания детей о домашних животных.
2. Тренировать умение употреблять притяжательные местоимения (мой, моя, мои).
1. Закреплять знания детей о домашних животных (как выглядят, чем питаются).
2. Формировать гуманное отношение к ним.
3. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| Дети называют домашнее животное, выбирают картинку и рассказывают, что это животное умеет делать
Дети делят домино поровну
Кто первым положит все свои карточки, тот и считается победителем
У каждого ребенка, картинка с изображением животного. Дети выбирают корм для своего животного, называют детенышей
| Нарисовать с ребенком домашних животных или сделать фигурку из природного материала.
|
Дикие животные
| Д/и «Устроим зоопарк»
Д/и «Что умеют делать звери? »
| 1. Учить описывать внешний вид д иких животных и узнавать их по описанию.
2. Тренировать умение подбирать признаки (медведь - огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, бурый).
1. Закреплять знания детей о диких животных.
2. Тренировать умение подбирать глаголы.
| Воспитатель раздает детям картинки, и каждый ребенок описывает животное
Дети «превращаются» в зверей. Каждый рассказывает, что умеет делать, чем питается, как двигается загаданное животное. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением данного зверя
| Сходить с ребенком в зоопарк, зоо- цирк, на выставку * животных.
|
Зимующие птицы
| Д/и «Что за птица? »
| 1. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
2. Развивать координацию движений.
3. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными.
| Выбор водящего считалкой
Он имитирует движения и голос птицы, играющие отгадывают название птицы
| Рассмотреть с детьми на прогулке зимующих птиц, выучить их название, покормить.
Провести п/и «Летает - не летает», «Сова».
|
Профессии
| Д/и «Профессии»
Д/и «Кем быть? »
С/р игра «Аптека», «Доктор Айболит»
С/р игра «Салон красоты» (парикмахерская)
| 1. Расширять и уточнять знания детей о труде взрослых.
2. Тренировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.
3. Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.
4. Развивать зрительную память.
1. Уточнять знания детей о содержании и особенностях труда взрослых.
2. Воспитывать бережное отношение к вещам.
3. Тренировать умение проговаривать слова сложной слоговой структуры.
1. Продолжать обогащать содержание игр, учить самостоятельно организовывать их.
2. Учить согласовывать свои действия с действиями партнеров.
3. Расширять знания детей о труде взрослых.
1. Продолжать развивать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний.
2. Учить спокойно, в вежливой форме высказывать несогласие с предложениями сверстников.
3. Тренировать умение употреблять сложносочиненные предложения с союзами и, а.
| По выбранной профессии рассказывают, кому что нужно для работы
И/у «Кого не стало»
Дети выбирают предметы повседневного обихода, приготовленные заранее педагогом, рассказывают о них. Затем группируют их по месту производства: мебель - на мебельной фабрике, игрушки - на игрушечной фабрике
Дети самостоятельно распределяют роли
Практические действия детей
Дети сами распределяют роли
Практические действия детей
| Рассказать детям о своей профессии.
Изготовить атрибуты к с/р игре «Аптека».
Провести конкурс «Умелые руки» (родители совместно с детьми изготавливают заколки, бусы, браслеты и т. п. ).
Сшить пелеринки для с/р игры «Салон красоты».
|
День защитника Отечества
| С/р игра «Наша армия»
| 1. Учить рассказывать несложные сюжеты на основе знаний, полученных из литературных произведений, просмотренных фильмов, телепередач.
| Дети сами распределяют роли, организуют соревнование «Самые сильные и отважные»
| Изготовить атрибуты к с/р игре «Наша армия».
|
Февраль - конец зимы
|
Д/и «Найдите дерево по описанию»
Д/и «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
| 1. Закреплять знания детей о строении дерева (ствол, крона, ветки, корень, почки).
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
3. Развивать умение сравнивать, анализировать, сосредотачиваться, наблюдательность.
1. Учить находить дерево по названию.
2. Учить умению использовать существительные в единственном и множественном числе.
| Воспитатель описывает знакомые деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель, сосна, рябина и акация), дети находят дерево, о котором рассказывает педагог
Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей найти его
| Составить вместе с детьми рассказ на тему «До свидания, зимушка-зима».
|
|
8 Марта
| Д/и «Какой букет цветов ты хотел(а) бы подарить маме? »
| 1. Воспитывать уважение, доброжелательность.
2. Закреплять знания о празднике 8 Марта.
3. Тренировать умение образовывать существительные с уменыиительно-ласкательными суффиксами.
| Дети сами организуют магазин цветов
Дети выбирают букет и называют материал, из которого он сделан
|
|
Весна
| Д/и «Времена года»
| 1. Учить замечать признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.
2. Тренировать прогова- ривание слов сложной слоговой структуры: проталинка, подснежник.
| Дети вспоминают, что в какое время года бывает
Помогают друг другу подбирать картинку ко времени года
| Во время прогулок с детьми обратить внимание на изменения в природе.
|
Перелетные птицы
| Д/и«Каждую птицу на свое место»
| 1. Учить детей правильно выбирать картинки
с изображением перелетных птиц.
2. Учить составлению описательных рассказов.
| Ребенок описывает птицу, дети отгадывают ее название
| Помочь ребенку выучить названия перелетных птиц (д/и «Кто вернулся домой»).
|
Транспорт
| Д/и «Кто проедет первым? »
Д/и «На чем я путешествую? »
С/р игра «Дорожное движение»
| 1. Обобщать знания детей о труде водителей автомашин.
2. Выучить названия дорожных знаков.
3. Тренировать умение согласовывал! прилагательные с существительными.
1. Рассказать детям о значении железнодорожного транспорта для нашей страны.
2. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
3. Учить составлять описательные рассказы.
1. Расширять знания детей о пассажирском транспорте и работе светофора.
2. Выучить с детьми правила дорожного движения.
| Дети выбирают машину с первоочередным грузом
Буратино и Крокодил Гена приглашают детей в путешествие по железной дороге. Во время путешествия они загадывают загадки, показывают слайды, играют на остановках. Затем дети составляют рассказ о поездке
Распределение ролей
Практические действия детей
| Закрепить знания детей о транспорте.
Понаблюдать с ребенком за дорогой, светофором.
Изготовить атрибуты к с/р игре «Дорожное движение».
|
Мебель
| Д/и «Кукла Маша купила мебель»
Д/и «Кукла Маша купила пианино»
| 1. Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.
2. Учить подбирать прилагательные.
1. Учить детей пользоваться планом в конкретной ситуации.
2. Тренировать умение образовывать существительные множественного числа.
| Кукла Маша делает перестановку в комнате, но она не знает, как лучше расставить мебель Медвежонок решил помочь - взял лист бумаги и нарисовал план Педагог предлагает расставить мебель так, как нарисовал Миша
Дети рассматривают план комнаты и расставляют мебель в соответствии с ним
| Помочь ребенку составить план своей комнаты.
|
Сад и огород
| Д/и «Садовник»
| 1. Закреплять умение определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов.
2. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными.
| Дети сидят вокруг стола, на котором расположены картинки с рисунком вниз. Один ребенок - садовник
Он описывает картинку, дети отгадывают
| Заняться с детьми посадкой семян на даче.
|