Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежная музыкальная литература




 


ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(конспекты)

    

СОДЕРЖАНИЕ

Развитие музыки до XVII века. ……………... ……………………3

Музыкальная культура Западной Европы

XVII – нач. XVIII вв…………………………………………….. …3

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ.. …….. …………………….. ………3

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ………………………. …………...... 4

КЛАССИЦИЗМ…………………………………………………... 7

ЙОЗЕФ ГАЙДН……………………. ……………. …………... ……8

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ……………………………... 12

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН………………………………….. …20

РОМАНТИЗМ…………………………………………... ………. 25

ФРАНЦ ШУБЕРТ……………………………………………….... 26

ФРИДЕРИК ФРАНТИШЕК ШОПЕН ………………………….. 30

РОБЕРТ ШУМАН ……………………………………….. ……. …35

РИХАРД ВАГНЕР ………………………………………………. 36

ИОГАННЕС БРАМС…………………………………. ……….. …36

ДЖУЗЕППЕ ФОРТУНАТО ФРАНЧЕСКО ВЕРДИ……………. 37

ФЕРЕНЦ ЛИСТ ………………………………………………... …38

ЭДВАРД ГРИГ……………………………………………….. ….... 39

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ ……………………………………….. ….. …40

ЖОРЖ БИЗЕ………………………………………………….... ….. 40

КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ ……………………………….. …. …42

МОРИС ЖОЗЕФ РАВЕЛЬ…………………………….. ……. ……42

 Развитие музыки до XVII века.

Происхождение музыки – 3 точки зрения:

1) биологическая (подражание природе),

2) трудовая,

3) обрядовая.

Музыка Древнего мира – одноголосная, простая по интонациям, сначала - только вокальная. Первые инструменты: ударные, духовые, струнные.

 

Страны Древнего Востока – разделение искусства на народное и профессиональное, а профессиональное на культовое (религиозное и светское (вне храма).

Античные (древние) страны – Древняя Греция и Древний Рим. Основа искусства – мифы. В древности музыка не была отделена от других видов искусств.

Средневековье (с V века).

Христианство. Культовая музыка – хорал (церковное песнопение и месса. Светская музыка – искусство трубадуров, труверов, миннезингеров. Основной жанр – канцона (песня).

Возрождение (XIV – XVI вв. )

Культовая музыка – месса. Светская музыка – мадригал. Инструменты: орган, виолы, лютня. Расцвет полифонии. Орландо Лассо.

Музыкальная культура Западной Европы XVII – нач. XVIII вв.

 

Новые жанры: опера, кантата, оратория, сюита (состоящая из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и дополнительных танцев), кончерто гроссо, сольный концерт (для солирующего инструмента и оркестра). Инструменты: орган, клавесин, струнно-смычковые (старые и новые), духовые. Направления в искусстве: барокко (причудливый, странный); представители: Корелли, Вивальди, Перселл, отчасти Бах и Гендель, рококо (раковинка; представители – Куперен, Рамо), классицизм (образцовый; представитель в XVII вв. Люли, в XVIII в. Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др).

 

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ

1685 (Галле) – 1759 (Лондон)

Великий немецкий композитор, органист, клавесинист. Отец – цирюльник – хирург. Учитель – Цахау, 1698 – 1702 – гимназия, 1702 – 1703 – юридический факультет университета, служба в соборе (органистом) и гимназии (учителем). 1703 – 1706 – Гамбурк, 1706 – 1710 – Италия, 1710 – 1717 – «годы странствий», 1717 – 1759 – Лондон. Жанры: оратория, кантата, опера, кончерто гроссо, органные произведения, сюиты и др. Гендель – художник светский, создатель героического стиля в музыке. Большинство произведений возвышенны, величественны. «Искусство света и радости» - так назвал творчество Генделя Ромен Роллан.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

1685          -         1750

21. 03                     28. 07

Эйзенах                 Лейпциг

Гениальный немецкий композитор, органист, клавесинист, педагог. Играл на органе, скрипке, руководил хором, был знатоком акустики и органов. Из семьи потомственных музыкантов (4 его сына тоже стали композиторами). Учился у отца, затем у старшего брата. Окончил гимназию. С 15 лет начал самостоятельную деятельность: певчий в хоре, скрипач, органист. До 1708 г. «странствия» (Люнебург, Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен). 1708 – 1717 – Веймарский период. Придворный органист. Создание лучших органных произведений. 1717 – 1723 – Кетенский период. Придворный музыкант. Создание клавирных и оркестровых произведений. 1723 – 1750 – Лейпцигский период. Кантор в церкви св. Фомы. Создание лучших вокально – инструментальных произведений.

Нелегкая судьба: в 10 лет осиротел, ран начал самостоятельную жизнь, медленно, но упорно продвигался по службе, нередко испытывал унижения, в конце жизни ослеп. Был недооценен современниками – известен лишь в Германии и в основном как исполнитель (состязался с Л. Маршанном). Несмотря на это добился довольно высокого положения, хотя истинное значение творчества раскрылось лишь через 100 лет после его смерти.

Стиль Баха гомофонно-полифонический. Гомофония – многоголосие, в котором один голос (мелодия) главенствует, а остальные имеют подчиненное значение. Полифония – многоголосие, основанное на равноправии голосов. Контрастная полифония – соединение самостоятельных тем. Имитационная полифония – повторение темы в разных голосах (имитация – подражание). Фуга (бег) – полифонический жанр и высшая форма полифонической музыки. Начинается одноголосно с темы (основная музыкальная мысль произведения). Голоса вступают поочередно. 3 раздела: экспозиция, средний раздел, заключительный раздел.

 

1. Экспозиция – начальный раздел фуги, в котором тема проводится во всех голосах. Количество проведений темы равно количеству голосов фуги. Тема в начале фуги проводится одноголосно. Ответ – проведение темы в доминантовой тональности. 2 вида: реальный (точный) и тональный (с изменениями). Противосложение – мелодия, звучащая одновременно с ответом в голосе, начавшем фугу. 2 вида: удержанное (повторенное несколько раз) и неудержанное. Интермедия – эпизод без темы. Схема экспозиции фуги:

 

 

 


Условные обозначения:

Тема и ответ              ; противосложение             ,       – интермедия.

 

2. Средний раздел – развитие. Методы развития: секвенции, модуляции, полифонические приемы преобразования темы – в увеличении, в уменьшении, в обращении, ракоход, стреттная (сжатая) имитация.

 

3. Заключительная часть – проведение темы в основной тональности (хотя бы один раз).

Простая фуга – на одну тему. Двойная фуга – на две темы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...