Йозеф Гайдн. Симфония № 103 Ми бемоль мажор. Сонатная форма. Экспозиция. Главная партия побочная партия. T → d (III) d (III)
ЙОЗЕФ ГАЙДН 1732 (д. Рорау) - 1809 (Вена)
Великий австрийский композитор. Основоположник венского классицизма. Создатель классической симфонии (более 100), сонаты (более 60), квартета (более 80); автор 14 месс, 4 ораторий, ок. 20 опер, ок. 30 концертов для разных инструментов, множества песен, танцев, маршей, серенад, дивертисментов и других произведений. Отец Гайдна был каретником, мать кухаркой. Семья трудолюбивая, дружная, очень музыкальная. С 5 до 8 лет воспитывался у родственника - школьного учителя, с 8 до 17 был певчим капеллы собора св. Стефана в Вене. 1749-1761 годы - самые трудные в жизни Гайдна (случайные заработки, нищета). С 1761 года служба у князей Эстерхази. В 90-е годы Гайдн стал свободным художником: совершил 2 поездки в Лондон (создал 12 Лондонских симфоний). В конце жизни композитор завоевал европейскую славу (его произведения исполнялись в крупнейших городах, в том числе в Петербурге и Москве). Симфония № 103 Ми бемоль мажор. Гайдна называют «отцом симфонии». Сочинял их с 1759 по 1795 годы. Лучшие - 12 Лондонских симфоний (№№ 93 - 104). Симфония № 103 - классический образец жанра. Название «С тремоло литавр» (не авторское ) вызвано началом произведения. 1 часть открывается медленным вступлением - тремоло литавр, затем приглушенное звучание темы у низких струнных:
Основной раздел - быстрый в сонатной форме: темы танцевального склада. Тема главной партии:
Тема побочной партии проходит в экспозиции в тональности Си-бемоль мажор: а в репризе - в главной тональности, Ми-бемоль мажоре. 2 часть - двойные вариации (на две темы), первая тема - народная хорватская песня (до минор):
вторая тема - ее мажорный вариант:
3 часть - менуэт: не придворный танец, а близкий к народному:
Форма сложная трехчастная: АВА. Средний раздел (трио) более плавный: 4 часть - быстрая, жизнерадостная. Форма рондо-соната. Рефрен начинается с «золотого хода валторн»: Сонатная форма.
3 раздела: экспозиция, разработка, реприза. Примечание: иногда перед экспозицией бывает вступление, после репризы -кода. Экспозиция. ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ тема связующая тема заключительная главной часть побочной часть парии модулирует партии в тональности в основной в тональность в доминантовой побочной темы тональности побочной тональности (или….. закрепляет партии в параллельной побочную мажорной, если тональность основная тональность минорная) T → D (III) D (III) Примечание: ГП и ПП Должны быть обязательно. а Св. ч. и 3. ч. могут отсутствовать Разработка.
Развивает материал экспозиции. Приемы развития: тональная неустойчивость (модуляции), секвенции, варьирование, вычленение коротких мотивов из тем, введение новых тем, смена регистров, полифонические приемы развития.
Реприза. Темы экспозиции проводятся в основной тональности. Примечание: иногда встречается сонатная форма без разработки (чаще в медленных частях и оперных увертюрах). Соната Ре мажор.
Одна из самых известных сонат Гайдна. Содержит черты, характерные для классической сонаты: оптимистична, 3-хчастна (быстро-медленно-быстро), 1 часть в сонатной форме, финал в форме рондо: АВАСА (А - рефрен, В и С - эпизоды), 1 часть - в экспозиции присутствуют все разделы (т. ГП, Св. ч., т. ПП, З. ч. ), они самостоятельны, но не контрастны (жизнерадостные, танцевальные)
Тональный план классичен: т. ГП - Ре мажор, т. ПП и З. ч. - Ля мажор. В разработке применяются различные приемы развития, появляется минор. В репризе все темы проходят в Ре мажоре. 2 часть - медленная, в ре миноре. Характер строгий, суровый, сдержанный: Фактура аккордовая, 2х частное строение. Заканчивается 2-я часть на доминате, затем без перерыва вступает 3-я часть. 3 часть - быстрая, жизнерадостная. Рефрен (круг) характером напоминает 1 часть: а первый эпизод (В) близок 2 части (тональность, фактура, гармония). Последнее проведение рефрена варьировано.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|