Органное творчество. Клавирное творчество. «Хорошо темперированный клавир» (ХТК). КЛАССИЦИЗМ
Органное творчество. Орган – любимый инструмент Баха, «король инструментов» (Моцарт) того времени. Жанры: хоралы, малые циклы (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), концерты, трио-сонаты. Хоралы – основа творчества Баха. Хоральные обработки объединены в сборники, самый известный из которых – «органная книжечка» (45 хоралов, № 40 – «Я взываю к Тебе, Господи», фа минор). Характер зависит от текста, в хоралах присутствуют музыкальные символы, музыкально-риторические фигуры («крест», «Вознесение», «Верую» и др. ). Тема – монограмма ВАСН (встречается в последнем произведении Баха – хорале «Перед Твоим престолом, Господи, я предстаю» - легенда) – символ «креста»:
Токката и фуга ре минор – самое известное органное произведение Баха. Характер – величественный и трагический (начало символизирует «распятие Христа»):
В фуге волевое начало обуздывает стихийные силы: Токката и фуга контрастны, но имеют и общие черты: заключение фуги (кода) перекликается с началом произведения, а тема фуги подготавливается в токкате. Оканчивается произведение в миноре, что было крайне редко в то время.
Клавирное творчество.
Жанры: сюиты, концерты, прелюдии и фуги, инвенции («Выдумка»). Каприччио и др. Инвенции («выдумка») – 15 двухголосных пьес в 15 тональностях. Первая – До мажор – рождается из плавной и неторопливой темы спокойного характера:
Восьмая инвенция, Фа мажор – бойкая, веселая, упругая: Баховское клавирное творчество отличает новая трактовка инструмента. Он превращается в концертный. «Хорошо темперированный клавир» (ХТК) Цикл из 2х томов (1й 1722г., 2й - 1744г. ) по 24 прелюдии и фуги в каждом. Впервые Бах применил все 24 тональности и расположил их по хроматическому принципу (до мажор, до минор, До диез мажор, до диез минор, Ре мажор и т. д. ). Доказал преимущества темперированного строя. «ХТК» - «музыкальная Библия», содержит религиозные образы, хоралы, символы.
Прелюдия и фуга До мажор из 1 тома - Благовещение. Прелюдия -возвышенный покой, лютневая фактура, ясные гармонии. Тема фуги - хорал «Что Господь делает, то во благо», Прелюдия и фуга до минор из 1 тома «Пламенеющая вера». Прелюдия напоминает токкату: ее заключение - импровизационного склада. Фуга – 3х голосная, тема с танцевальным ритмом: Прелюдия и фуга ми бемоль минор из 1 тома - трагическое произведение, - «Снятие с креста». Прелюдия в ритме сарабанды. Тема фуги песенная. Вывод по творчеству. В проведениях Баха раскрываются вечные темы: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть. Большинство сочинений - религиозно-философские. Преобладают трагические настроения (Месса си минор, «Страсти по Матфею»), но есть и радость, веселье (1 и 3 части Итальянского концерта, «Шутка», «Кофейная кантата»). Баховское творчество сложнее и глубже, чем произведения его современников, отсюда недооценка его при жизни. Но это же - залог вечности его творений. КЛАССИЦИЗМ
Ведущее направление в музыке 2-ой половины XVII — начала XIX вв. Особенности: вера в разум, сдержанность в выражении чувств, логичность, совершенство форм. Жанры: опера, симфония, соната, квартет, концерт. Представители: Глюк, сыновья Баха, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др. К. В. Глюк (1714 -1787) - реформатор оперы. «Орфей и Эвридика» (1762г. ) -античный сюжет, возвышенные идеи. Симфония — ведущий жанр эпохи классицизма, сформировавшийся в творчестве Гайдна. Строение сонатно-симфонического цикла: 1 часть - быстрая; сонатная форма. 2 часть - медленная; трехчастная форма или вариации (реже — сонатная).
3 часть - менуэт (у Бетховена - скерцо); сложная трехчастная форма. 4 часть - быстрая - рондо-соната или, реже, - рондо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|