Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органное творчество. Клавирное творчество. «Хорошо темперированный клавир» (ХТК). КЛАССИЦИЗМ




Органное творчество.

Орган – любимый инструмент Баха, «король инструментов» (Моцарт) того времени. Жанры: хоралы, малые циклы (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), концерты, трио-сонаты. Хоралы – основа творчества Баха. Хоральные обработки объединены в сборники, самый известный из которых – «органная книжечка» (45 хоралов, № 40 – «Я взываю к Тебе, Господи», фа минор). Характер зависит от текста, в хоралах присутствуют музыкальные символы, музыкально-риторические фигуры («крест», «Вознесение», «Верую» и др. ). Тема – монограмма ВАСН (встречается в последнем произведении Баха – хорале «Перед Твоим престолом, Господи, я предстаю» - легенда) – символ «креста»:

 

Токката и фуга ре минор – самое известное органное произведение Баха. Характер – величественный и трагический (начало символизирует «распятие Христа»):

 

В фуге волевое начало обуздывает стихийные силы:

Токката и фуга контрастны, но имеют и общие черты: заключение фуги (кода) перекликается с началом произведения, а тема фуги подготавливается в токкате. Оканчивается произведение в миноре, что было крайне редко в то время.

 

Клавирное творчество.

 

Жанры:    сюиты, концерты, прелюдии и фуги, инвенции («Выдумка»). Каприччио и др.

Инвенции («выдумка») – 15 двухголосных пьес в 15 тональностях. Первая – До мажор – рождается из плавной и неторопливой темы спокойного характера:

 

 

Восьмая инвенция, Фа мажор – бойкая, веселая, упругая:

Баховское клавирное творчество отличает новая трактовка инструмента. Он превращается в концертный.

«Хорошо темперированный клавир» (ХТК)

Цикл из 2х томов (1й 1722г., 2й - 1744г. ) по 24 прелюдии и фуги в каждом. Впервые Бах применил все 24 тональности и расположил их по хроматическому принципу (до мажор, до минор, До диез мажор, до диез минор, Ре мажор и т. д. ). Доказал преимущества темперированного строя. «ХТК» - «музыкальная Библия», содержит религиозные образы, хоралы, символы.

Прелюдия и фуга До мажор из 1 тома - Благовещение. Прелюдия -возвышенный покой, лютневая фактура, ясные гармонии. Тема фуги - хорал «Что Господь делает, то во благо»,

Прелюдия и фуга до минор из 1 тома «Пламенеющая вера». Прелюдия напоминает токкату:

 ее заключение - импровизационного склада.

Фуга – 3х голосная, тема с танцевальным  ритмом:

Прелюдия и фуга ми бемоль минор из 1 тома - трагическое произведение, -  «Снятие с креста». Прелюдия в ритме сарабанды. Тема фуги песенная.

Вывод по творчеству. В проведениях Баха раскрываются вечные темы: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть. Большинство сочинений - религиозно-философские. Преобладают трагические настроения (Месса си минор, «Страсти по Матфею»), но есть и радость, веселье (1 и 3 части Итальянского концерта, «Шутка», «Кофейная кантата»).

Баховское творчество сложнее и глубже, чем произведения его современников, отсюда недооценка его при жизни. Но это же - залог вечности его творений.

КЛАССИЦИЗМ

 

Ведущее направление в музыке 2-ой половины XVII — начала XIX вв. Особенности: вера в разум, сдержанность в выражении чувств, логичность, совершенство форм. Жанры: опера, симфония, соната, квартет, концерт. Представители: Глюк, сыновья Баха, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.

К. В. Глюк (1714 -1787) - реформатор оперы. «Орфей и Эвридика» (1762г. ) -античный сюжет, возвышенные идеи.

Симфония — ведущий жанр эпохи классицизма, сформировавшийся в творчестве Гайдна.

Строение сонатно-симфонического цикла:

1 часть - быстрая; сонатная форма.

2 часть - медленная; трехчастная форма или вариации (реже — сонатная).

3 часть - менуэт (у Бетховена - скерцо); сложная трехчастная форма.

4 часть - быстрая -  рондо-соната или, реже, - рондо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...