Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на статью 14-ю: о земных поклонах




Несправедливо Денисов в этой статье обвиняет св. церковь в том, что аки бы она отложила употребление земных поклонов в пост. Св. церковь в посты повелевает полагать земные поклоны, а именно: на каждой службе по четыре поклона великих на «Господи и Владыко живота моего», три поклона на вечерне на тропарь «Богородице Дево», также и на всех часах на тропарях «Заутра услыши глас мой» и прочих, по три поклона великих на «Помяни нас Господи» и проч. Точнее бы Денисов выразился, если бы сказал, что церковь уменьшила положенное в напечатанных при патриархе Иосифе книгах число поклонов, как-то: на «Господи и Владыко живота моего» вместо 12 поклонов земных с молитвою Иисусовою положено полагать поясные. Но здесь важнее всего то, что уменьшение поклонов Денисов поставляет в ересь и в вину отделения старообрядцев от церкви. Обвинение крайне несправедливое, ибо и в древности не только в мирских церквах, но и в знаменитых иноческих обителях относительно количество полагаемых земных поклонов существовало большое различие, и в ересь уменьшение и увеличение числа их никем не полагалось, как это можно видеть из книги Никона Черногорца. В слове 57 (л. 504) он пишет:

«На утрени на куюждо славу гранесословия поклоны три; на песнь Богородицы едино, по Хвалите Господа, на Слава в вышних поклона три; на Трисвятое поклона три; на конец поклоны три великих, исполняется вкупе поклонов тридесять седмь. Сие количество поклонов, егда чтутся три кафизмы на утрени. В начале же первого часа поклоны три; на конец псалмов поклонов три. На Трисвятое поклонов три и отпуст. Вкупе первого часа поклонов пятнадесять. Такожде и прочии часове с павечерницею и прочими по образу первого часу имут коленопреклонения. На вечерни же в начале поклоны и на концы псалмов поклоны три. На трисвятое поклоны три. И на отпуст Богородице Дево поклон един. На Крестителю Христов поклон един. На Молите за ны поклон един. На конец три великия поклоны. На Трисвятое поклоны три, и отпуст. Вкупе поклонов двадесять седмь. Сей образ нощедневного коленопреклонения всю годину. Студийския же святыя горы, егда несть праздника, егда чтутся часове, на кийждо антифон три поклоны сотворяют. Иерусалимляне по единому отпуст собраний три великия поклоны отлучене творят, потом же и инех дванадесять. В студитянох же великий пост точию егда поют шесть псалмов утренних, дó ндеже кончают, поклоны творят, яко да будут с предреченными в нощи и во дни триста. Сей же образ коленопоклонений студийских на шесть псалмов в великую четверодесятницу токмо бывают. В прочии же дни яко же впреднаписано бысть. В сии же всегда до земли та сотворяют. Отдаютжеся поклоны святыя четверодесятницы в церкви. Многая убо кланяния в великую среду, а иже посреде собрании и три великия отпустныя».

В изложенном здесь уставе есть, во-первых, большое различие с московскими: так, напр., в московских на песнь Богородицы положено шесть поклонов, а здесь только един. Потом важно указанное здесь различие между студийским и иерусалимским уставами: на антифонах, то есть на славах и на часах по псалмах студийский устав повелевает по три поклона полагать, а иерусалимский по единому; на отпустных, то есть на Господи и Владыка, в иерусалимском уставе повелено 12 поклонов полагать, как и у нас, а в студийских оных 12-ти поклонов не положено, и проч. Пространнее о различии поклонов зри в моей книге (часть 1-я, глава 38-я) и в «Выписках» Озерского (том 2, отделение 6-е).

В подтверждение своего обвинения на церковь за отложение поклонов Денисов привёл из книги Никона Черногорца из 57-й главы свидетельство Иоанна Дамаскина о ереси коленонепоклонников. Но он неверно понял сказанное у св. Иоанна Дамаскина об этих еретиках. Ересь их не в том состояла, чтобы полагать поклонов менее или более положенного уставом числа, а в том, чтобы отнюдь и никогда не преклонять колена в молитве, как это пишется ясно в той же книге Никона Черногорца в том же самом слове, на которое Денисов ссылается. Здесь читаем: «Сии (коленонепоклонницы) на всяко время молитв своих колену не хотят преклонити, но стояще прямо молитвы своя творят». А в различии количества поклонов, т. е. в том, менее или более полагать их в известное время богослужения, не только ереси, но даже никакой вины или недостатка сам Никон Черногорец не поставляет, ибо в том же 57 слове находится приведённое выше изложение уставов студийского и иерусалимского, в коих, как мы видели, содержится большое различие в указании поклонов, и никоторого из них преподобный Никон за уменьшение числа поклонов не порицает, а тем паче ересию не обносит. Ясно, что преподобный Никон в уменьшении числа поклонов не полагал великой важности. Итак, совсем несправедливо Денисов тщится в настоящей статье поставить в вину церкви мнимое отложение земных поклонов.

Неизлишним считаю здесь после объяснения о поклонах сказать и о молитве «Господи и Владыко живота моего», с которою обычно в пост полагаются поклоны. Денисов о сей молитве Ефрема Сирина не упоминает, но именуемые старообрядцы всегда поставляют в вину святой церкви некоторое исправление текста сей молитвы. Обвинение состоит в следующем. По исправленному читается: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». А в старопечатных книгах вместо не даждь стоит отжени от мене. Старообрядцы с некоторым глумлением над православными за сие исправление говорят: разве Бог даёт кому дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия, что вы просите Его, чтобы вам не дал?! Но, говоря это, старообрядцы, должно быть, не знают, что такие выражения, как «дух праздности… не даждь ми» встречаются в св. Писании. Так, в псалме 140 пророк Давыд просит Бога: не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс.   140: 4); Исайя пророк во главе 63 (стих 17-й) взывает к Богу: что уклонил еси нас, Господи, от пути твоего, и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися тебе (Ис.   63: 17). Ужели старообрядцы скажут, что и здесь, в словах псалма и пророка Исайи, проповедуется, что будто бы Господь Бог уклоняет людей в словеса лукавствия, то есть делать лукавое, или уклоняет кого от пути своего, или ожесточает еже не боятися Его? Приведённые выражения ясно доказывают, что и в молитве св. Ефрема согласно Священному Писанию говорится: не уклони. Нужно только разуметь, в каком смысле употребляются такие выражения. Св. Апостол Иаков в своём соборном послании (зач. 80) пишет: никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есмь: Бог бо несть искуситель злым; не искушает той никогоже: кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем (Иак.   1: 13–14). Когда, по слову Апостола Иакова, Бог не искушает никогоже, то как разуметь приведённые слова Священного Писания: не уклони, уклонил, ожесточил и прочие тому подобные? Сими словами выражается та мысль, что мы без Божией помощи не только не можем совершать добродетели, но не можем и уклониться от зла. И когда за нашу гордыню и высокоумие Бог, дабы показать нам нашу немощь, что вотще мы гордимся, на время отнимает от нас свою помощь, тогда мы, лишённые сей помощи, и впадаем в ожесточение, уклоняемся от пути Божия. О сем-то оставлении нас Божиею помощию за нашу гордыню и говорится в выражениях: «Бог уклонил нас от пути своего», «Бог ожесточил сердца наши». Не Бог нас уклонил и ожесточил, но мы сами уклонились и ожесточились по своему злому нраву, будучи оставлены помощию Божиею за своё высокоумие. Посему слова Писания «Бог уклонил нас от пути своего, Бог ожесточил» значат: Бог удалил помощь свою от нас на совершение добродетелей за нашу гордыню. Отсюда понятно и выражение «дух праздности, уныния… не даждь ми». По старому переводу, когда читаем: «дух праздности, уныния… отжени от мене», мы просим Бога прогнать от нас уже действующие в нас сии страсти, а по исправленному переводу, когда читаем: «дух праздности, уныния… не даждь ми», мы просим Бога, чтобы прежде впадения во оные страсти избавил нас от них.

Должно прибавить ещё, что в молитве «Господи и Владыко живота моего» выражение не даждь ми вместо отжени от мене обретается и в древлеписанных и древлепечатных книгах, напр., в следующих:

1) Устав церковный 15-го века, хранящийся в библиотеке А. И. Хлудова под № 112, лист 5 на обор.:

«Господи Владыко живота моего, дух праздньства, лукавствия, любовластия, празднословия не даждь ми».

2) Устав церковный 15-го века, хранящийся в той же библиотеке под № 123, лист 7:

«Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, сребролюбия и празднословия не даждь ми».

Точно такое же выражение не даждь ми вместо отжени от мене находится ещё в следующих рукописных книгах:

В Псалтири с Часословом 16-го века, хранящейся в библиотеке А. И. Хлудова под № 8, лист 164.

В Часослове 15-го века, хранящемся в библиотеке Троицко-Сергиевской Лавры под № 16, лист 33 на обор.

В Часослове 16-го века, хранящ. в библиотеке Московской Синодальной Типографии под № 147 (лист 49 на обор. ).

В Часослове с Шестодневом 16-го века библиотеки А. И. Хлудова под № 10 по второму прибавлению к каталогу (лист 4).

3) Часослов печат. 1491 г. в Кракове, тетр. 4, лист 4:

«Господи Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, любоначалия и празднословия не даждь ми».

То же и в следующих печатных книгах:

В Псалтыри с возследованием, печат. в Венеции 1561 г. (тетр. 58).

В такой же Псалтыри, печат. в Киеве 1643 г. (стр. 321).

Итак, именуемые старообрядцы, не вникнув в смысл изречений Священного Писания и не справясь с древлеписьменными и древлепечатными книгами, несправедливо укоряют св. церковь за употребление в молитве св. Ефрема Сирина вместо слов отжени от мене выражения не даждь ми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...