Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечания на 15-ю статью: о преклонении колен с главами на троицкой вечерне и прежесвященной




Замечания на 15-ю статью: о преклонении колен с главами на троицкой вечерне и прежесвященной

Этот обычай с преклонением колен и главу преклонять до земли Денисов называет древлецерковным и всеобдержным св. отец преданием, но называет так несправедливо, ибо в церкви, напротив, существовали в древности различные обычаи моления на троицкой вечерне и преждеосвященной литургии, на что многочисленные свидетельства имеются не только в старописьменных, но и в старопечатных книгах. Свидетельства эти желающий может видеть в Выписках Озерского (том 2-й, отд. 6-е). Приведём и здесь несколько таких свидетельств.

1. О преклонении одних колен на преждеосвященной литургии:

В Уставе, писанном на пергамене 15-го века, находящемся в библиотеке Московской Синодальной Типографии (№ 286, лист 142 об. ): «Егда же поет параеклисиарх (да ся исправит молитва моя) мы на колену преклоньшеся молимся. Егде же мы поем, тогда он преклоняет колена».

В Служебнике, печатанном при патриархе Иове, в лето 7110 (1602): «Егда же поет (да ся исправит молитва моя) первый лик, преклоняет колена другой лик молящеся, и егда поет другой лик, преклоняет колена первый лик» (тетр. 27, л. 6).

Так же точно напечатано и в Служебнике 7124 (1616) года (тетр. 32, л. 6 об. ).

2. О преклонении одних колен на троицкой вечери при чтении молитв:

В Триоди харатейной 14-го века, находящейся в Хлудовской библиотеке (№ 134): «Священник или диакон пакы и пакы преклонш колена господу помолимся, и нам преклоншем колена на землю откровенными главы чтетсе молитва».

В Триоди, напечатанной при патриархе Иове в 7100 (1592-е) лето: «Таже возглашает иерей или диакон: паки и паки преклонше колена Господу помолимся, и мы: господи помилуй, и нам главы непокровены и колена преклоншим на землю, и прочитает настоятель или иерей молитвы сия, от олтаря (а не во олтарь)».

Так же в Триодях, напечатанных при том же патриархе Иове в лето 7112 (1604-е), и при патриархе Филарете; так же и в Филаретовском Уставе, напечатанном в 7141 (1633) году.

Удивления достойно, как Денисов не обратил внимания на то, что во всех древлепечатных книгах на троицкой вечерне пред молитвою в возгласе диакона говорится: «паки и паки преклонше колена Господу помолимся». Если бы преклонение глав вместе с коленами было здесь существенным и необходимым требованием, как всеобдержное (якобы) чиносодержание вселенской церкви, то и диакону надлежало бы возглашать: паки и паки преклонше колена и главы, Господу помолимся. Но такового возглашения ни в древлеписьменных, ни в древлепечатных книгах нигде не обретается, и сим явственно доказывается, что такого обычая, чтобы вместе с коленами преклонять в сие время и главы на землю, не существовало в древности.

Итак, обычай преклонения глав вместе с коленами на преждеосвященной литургии и троицкой вечерне в установленное время Денисов несправедливо назвал всеобдержным церковным обычаем, а преклонение одних колен нововведением, когда и у нас, в русской церкви, при первых патриархах существовал обычай преклонять на указанных службах в установленное время точию колена, как видно из приведённых свидетельств старопечатных книг, и тем паче несправедливо поставил он этот при первых патриархах употреблявшийся обычай в оправдание отделения старообрядцев от св. церкви.

И вообще, должно заметить, что кто намеренно указывает только один какой-либо обычай церковный, выдавая его за всеобщий и единственный, а о другом, отличном от него, также существовавшем в церкви, умалчивает, тот очевидно имеет на предмет односторонний взгляд и вводит намеренно своих читателей в ошибку. И так действовать непростительно в том особенно случае, когда речь идёт о обычаях пререкаемых. Но так именно и поступал Денисов, односторонне приводя свидетельства о пререкаемых обычаях церковных и тем вводя читателей своих в заблуждение.

 

Замечание на 16-ю статью: о Христове молении

Статью эту Денисов начинает следующею выпискою из книги «Увет»: «еже на коленах стоящим молитися, от самого Христа Бога прияша, по Евангелиста Луки повествованию: и поклонь колена, моляшеся». Против этого он замечает: «обаче святии отцы и мудрии мужие, и сами святии Евангелисты о сем несогласно новопечатным установлением, научают, – не колена токмо Христа Господа преклонивша но и главу к земли, яко самая свидетельства печатных, письменных и харатейных книг, ещё же и новопечатных объявят». И приводит далее несколько свидетельств, что Спаситель пад на лицы моляшеся.

Но таких свидетельств, которые утверждали бы, что Спаситель на колену не молился, не обретается, и Денисов не представил. Даже если бы они и обрелись, то при ясном свидетельстве Евангелиста Луки: и поклонь колена, моляшеся (Лк.   22: 41), не могут они иметь никакого значения, так как невозможно отвергать столь ясное свидетельство Евангелиста. И Денисов, обвиняя св. церковь за совершение молитвы не только с преклонением главы на землю, но и стоя на коленах по примеру Спасителя, оказал тем недоверие к св. Евангелисту Луке, поведающему, что Христос Спаситель, поклонь колена, моляшеся. Если бы он имел доверие к повествованию св. Евангелиста Луки, то не зазирал бы и патриарха Иоакима, который в Увете Духовном привёл именно свидетельство сего Евангелиста о Христове молении на колену, и не только не обвинял бы его в нововведении, но и принял бы приведённое им из Евангелия Луки свидетельство с полною верою. Истинному последователю св. Евангелия подобает приимати всех Евангелистов свидетельства с полною верою, а не так, чтобы одного Евангелиста свидетельства принимать, а к другому показывать недоверие. Так, по свидетельствам Евангелистов Матфея (Мф.   27: 32), Марка (Мк.   15: 21) и Луки (Лк.   23: 26), Симон Киринейский понесе крест Спасителя на пути к Голгофе, а по свидетельству Евангелиста Иоанна, Спаситель сам понесе крест свой: и нося крест свой, изыде на глаголемое Лобное место (Ин.   19: 17). Возможно ли следовать здесь сказанию только трёх Евангелистов, а сказание Евангелиста Иоанна отвергнуть, как не согласное им? Напротив, св. толкователи писаний соединяют сказания всех четырёх Евангелистов, из которых именно явствует, что Спаситель вышел из двора Пилатова, сам неся крест, а потом встречен был Симон Киринейский, и сему задеша понести крест Его. Так и в настоящем случае необходимо следовать и сказанию Евангелиста Луки, что Христос, поклонь колена, моляшеся (Лк.   22: 41), и сказанию Евангелистов Матфея и Марка, что Он, пад на земли, моляшеся (Мф.   26: 39; Мк.   14: 35). По сказаниям сих трёх Евангелистов, происходило и то, и другое, – т. е. Христос Спаситель и пад на колена моляшеся, и пад на земли, или, по выражению св. Матфея, пад на лицы, моляшеся. Это можно видеть из сказания самого Евангелиста Луки. Он говорит: И поклонь колена, моляшеся, глаголя: Отче, аще волиши мимонести чашу сию от мене: обаче не моя воля, но твоя да будет. Явися же ему ангел с небесе, укрепляя его, и быв в подвизе, прилежнее моляшеся: бысть же пот его, яко капли крове каплющия на землю (Лк.   22: 41–44). Итак, по сказанию Евангелиста Луки, Спаситель сначала, поклонь колена, произнёс молитву: Отче, аще волиши мимонести чашу сию от мене; потом, по явлении ангела, быв в подвизе, прилежнее моляшеся. К этому времени прилежнейшего моления и относятся свидетельства Евангелистов Матфея и Марка: пад на земли, пад на лицы своем, моляшеся. Утверждать же, что Спаситель не молился, поклонь колена, значит, повторяю, показывать неверие одному из Евангелистов. А св. церковь, с одинаковою верою приемлющая сказания всех Евангелистов, дозволяет, по примеру Спасителя, совершать молитвы обоими виды – и преклонив колена, и припадая лицом на землю.

После сего понятно само собою, что Денисов напрасно противопоставляет словам Увета свидетельства о преклонении в молитве и глав на землю, а не только колен, заимствовав сии свидетельства из «церковного последования» и у «премудрейших мужей», ибо и автор Увета приемлет обычай моления с преклонением главы на землю, издревле содержимый церковию. А что вместе с сим и обычай на колену стоя молитися есть обычай древлецерковный, свидетельства о том зри в книге Озерского (ч. 2-я, отд. 4-е, гл. 8-я).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...