Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение замечаний на книгу Поморских ответов




С помощию и содействием Всеблагого Бога преплыли мы столь обширную и столь волнистую учёными фразами пучину Поморских Ответов, полную прикровенных водами витийства подводных камней, могущих, если не осмотрится читатель, сокрушить душевный его корабль. Сделаем теперь общее заключительное о сем творении Денисова замечание.

В своих ста шести ответах Денисов должен был, по справедливости, исполнить две следующие задачи:

Во-первых. Ему следовало обличить в ереси греко-российскую и восточную, словом, вселенскую православную церковь, дабы доказать, что он и общество его справедливо отделяются от неё, как от еретичествующей. И ереси он должен был показать не в том, что он самовольно назвал ересию, как, напр., он признал за ересь даже припевы к псалмам «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или к стиху слава Тебе, Господи, прибавление «слава Тебе», также пение содержащего православное исповедание веры стиха «покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней», или почёл за ересь изменение перстосложения для крестного знамения; двойственного аллилуйа, основанного на таком откровении (списателя жития Евфросинова), подлинный текст которого и сам постыдился привести; креста на просфорах, полагаемого просфирнею, каковое действие просфирни почёл важнее, нежели действие священника, совершающего пожрение агнца крестом четвероконечным, и прочее тому подобное. Всем этим он не только не уличил православную церковь в ереси, но и паче доказал, что, не имея возможности уличить её в каких-либо действительных ересях, метался, не зная, что сделать, и по нужде прибегал к таковым уже мерам, что стал почитать за ересь стихи, содержащие православное исповедание веры, и сложение перстов во имя Святой Троицы. Напротив, ему следовало, по справедливости, показать в православной церкви такие ереси, которые вселенскими соборами почитались за ересь, – именно показать якобы допущенное церковию изменение догматов веры, учение, противное евангельскому и апостольскому учению. Но мы видели, что во всех ста шести ответах он этого не сделал и сделать не мог. Итак, православную церковь в ересях он не уличил и не мог уличить, а, не уличивши её в ересях, противных евангельскому и апостольскому учению, также определениям седми вселенских соборов о догматах веры, он при всём своём многословии и витийстве не только не оправдал своего общества в грехе раскола со святою церковию, но и показал ещё яснее его виновность в сем грехе. Ибо если такой вития, имея притом таких же, как и он, учёных сотрудников, напр., своего брата Семёна, и при таком изобилии имевшихся у него книг не мог уличить святую церковь в ересях, то, значит, и уличить её в этом невозможно, напротив, несомненно подтвердилась сим её невинность и сбылось на ней псаломское слово, сказанное о женихе её Христе: взыщется грех его, и не обрящется (Пс.   9: 36). А посему если бы именуемые старообрядцы даже имели у себя полноту священноначалия и все седмь таинств, и тогда они за несправедливое своё отделение от вселенской церкви под несправедливым предлогом заражения оной ересями не избежали бы вины во грехе раскола и были бы, как донатианы и им подобные, справедливо называемы раскольниками.

Во-вторых. Денисов, отвергши существование вселенской церкви, не признавая её существования ни в котором из вселенских патриархов, прервав всякое с ними общение и у себя в обществе не имея священства, необходимо должен был или доказать, что церковь может быть одолена вратами ада и лишиться Богом данного ей устройства с полнотою священства и таинств, или сознаться, что он с своим обществом церкви Христовой не составляет. Но доказать, что врата адовы одолели церковь, лишили её Богом данного устройства, нельзя, ибо это значило бы отвергать непреложное обетование Христово: созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф.   16: 18), тогда как небо и земля мимо идут, а словеса Христовы не мимо идут (Мф.   24: 35). И Денисов на такое явное нечестие действительно не дерзнул в своих Ответах, по крайней мере, открыто, хотя прикровенно и проповедует, как все беспоповцы, что благодатное священство имело существовать только до антихриста, который уже якобы явился, – проповедует в явную противность писанию, утверждающему, что «якоже Христос не умирает, тако и священство его, по чину Мелхиседекову, не престанет» (Кирил. кн., л. 77). Не решился Денисов сознаться и в том, что общество беспоповцев, лишённое принадлежности истинной церкви Христовой, не составляет соборную, вселенскую, в Символе веруемую церковь, ибо знал, что чрез это признание должен лишить себя и своё общество надежды спасения, по сказанному в Катехизисе (гл. 25): «кроме церкви несть спасения». Он тщится, напротив, всякими измышлениями доказать, что якобы они, беспоповцы, составляют церковь Христову, – но тщится напрасно. Указывает он на пример пустынников: но пустынники, хотя и в пустынях жили, однако принадлежали ко вселенской церкви. Ссылается на совершение крещения по нужде простолюдинами: но это совершалось при церкви и членами церкви, а не особым, с таковым только действием существовавшим обществом, как делается у беспоповцев, ко вселенской церкви не принадлежащих. Указывает на простолюдинов, бывших в чине апостолов, пророков и учителей: но и эти лица не собою составляли апостольскую церковь в отдельности от двунадесяти Апостолов, имевших полноту дарований, но при сих Апостолах, коих наместники и преемники суть епископы, почему беспоповцы, не имея у себя чина сих преемников двунадесяти Апостолов, не могут приводить себе в оправдание и существовавших при двунадесяти Апостолах меньших лиц апостольского чина, между коими были не имущие священства. Хочет он оправдать своих наставников в восхищении не дарованных им действий тем, что они в ризы не облачаются и священнических возгласов не говорят, но не за облачение риз священных обвиняются незаконно облачающиеся в оные, а собственно за восхищение власти священнической; беспоповские же наставники вполне оную восхищают – в собраниях начальствуют, как полные иереи, и стадоначальствуют, управляя целыми приходами, как приходские священники, – и не только священническую восхищают власть, но и епископскую, ибо поставляют и определяют в разные места наставников на разные приходы, что свойственно только епископской власти, и за что подлежат не только осуждению по шестому правилу иже в Гангре собора, но и изложенному в Номоканоне, как восхитители недарованного.

Итак, Денисов во всей своей огромной книге, во всех своих ста шести ответах святую церковь в ереси не уличил при всём своём усилии, посему общество своё в грехе раскола он не оправдал, и положение своего общества без иерархии тоже не оправдал, и тем явно осудил его на лишение спасения.

Кончая сим мои «Замечания на книгу Поморских Ответов», повторю то же, сказал в предисловии. Для разбора столь витиеватых ответов, составленных столь учёным мужем, каков был Денисов, требовался такой же, как и он, учёный человек или и ещё более учёный, а я принял на себя оконченный теперь труд разбора их не для учёных, которым и самим видны все неточности и вся лживость ответов, прикрытых витийством, но для простых, которые удобно могут быть уловлены прикрытою учёным словом неправдою. При этом сознаюсь и сознаюсь не стыдяся, что я не только не искусен великим наукам словесности, но даже и грамматическому учению не научен вполне. Не обинуяся говорю об этом для того, чтобы читатель ошибочно не почёл меня получившим, кроме начитанности, и учёное образование, но если что обрящет в сем труде моём полезное, принёс бы благодарение Богу, умудряющему немудрых и совершающему силы немощными. Весь же настоящий труд мой в грамматическом художестве исправлен Н. И. Субботиным, который не только в этом, но и во всех прочих письменных трудах моих помогал мне таким образом со всем усердием целые 20 лет, даже прежде моего прошения изъявляя на то готовность, за что Господь да воздаст ему своею милостию!

И ещё прибавляю, что труд сей совершил я, будучи немощен не только по неискусству в словесных науках, но и по телесным силам (ибо сии замечания написаны мною при великом оскудении здравия), и за сие наипаче воздаю благодарение Богу, давшему мне возможность в немощи и болезни потрудиться на пользу святой Его церкви.

Архимандрит Павел

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...