Замечание на ответ сто пятый
В вопросе 105-м говорилось: «Егда в день страшного суда Христова пастырие церковнии кийждо и со стадом своим будут пред страшным судиею стояти и ответ Владыце о талантах воздавати: ваши же не посвященные простецы, духовные отцы, не приимшии таланта от Владыки, где будут тогда стояти? занеже и они куплю деют. О чудо! како без сребра торговлю деют, связуют и решают, и иная священная действуют? И за таковая, им неданная, но похищенная, како будут, в каковом лице, стояти и ответ Владыце своему о похищенном воздавати, и почесть за что будут приимати? О сицевых ваших отцех не разумеваете ли в лице церковных учителей им быти и за куплю мзду от Владыки принимати? Ни; разве, по писанию, таковые волки губители, по злым своим начинаниям, преобразующияся во ангела светла, но не сущии, будут с бесы стояти. О сем от святых писаний, по тонку разсудя, скажите истинно не в посрамление себе». Как же Денисов отвечал на этот вопрос: могут ли их беспоповские наставники на страшном суде стать пред судиею со стады своими и со дерзновением сказать: се аз и дети, яже ми дал еси, Господи? Денисов отвечал не только уклончиво, но и несправедливо. Во-первых, говорит, что они, беспоповцы, суть овцы начало-пастыря Христа, рекшего: овцы моя гласа моего слушают (Ин. 10: 27). Но разве они слушают действительно гласа Христова? Христос глаголет: созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16: 18), т. е. созданная им церковь с тремя чинами священства таковою будет существовать вечно, а они, беспоповцы, сего гласа Христова не слушают, вечному существованию церкви с тремя чинами иерархии и седмию тайнами не веруют и при ней не пребывают, проповедуют же иную церковь с тремя чинами простолюдинов неосвящённых (ответ 101). Явно, что они гласу Господню о создании церкви не только не веруют, но и сопротивное оному проповедуют. Не веруют они и другому гласу истинного пастыря, глаголющему: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Ин. 6: 53). Денисов, вопреки сему гласу, проповедует, что не только по случаю и не только частные лица, но и вся церковь может существовать и живот вечный иметь без оного таинства (ответ 104). И ещё: истинный пастырь дуну на своих Апостолов и рече: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им (Ин. 20: 22–23), а Денисов проповедует, что не получившие оного дара от Спасителя имеют власть оставлять грехи (ответ 102). И ещё: истинный пастырь, посылая Апостолов своих на проповедь и заповедуя им крестити вся языки, дал обещание пребыть с ними до скончания века (Мф. 28: 20), и по сему гласу истинного пастыря имущие чрез рукоположение апостольскую власть проповедники и крестители должны в церкви Христовой существовать до скончания века, и если бы могло быть прекращение их, то сей глас Господень о вечном пребывании с ними должен бы остаться неисполненным, а Денисов (в 101-м ответе) проповедует в церкви Христовой учительству и крещению совершатися только простолюдинами. Не есть ли всё это непослушание гласу истинного пастыря? И ещё: истинный пастырь, преподавая таинство тела и крови святым своим Апостолам, заповедал: се творите в Мое воспоминание (Лк. 22: 19), и сим (по слову св. Златоуста в беседах на Евангелие от Матфея) заповедал оное таинство совершать во святой Его церкви до второго Его пришествия, как и Апостол Павел глаголет: елижды аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дó ндеже приидет (1Кор. 11: 26), а Денисов проповедует быти церкви без совершения оного таинства. Не есть ли это противление гласу истинного пастыря? Таковым не слушающим пастыря овцам не оный глас Христов приличествует: овцы моя гласа моего слушают (Ин. 10: 27), но оный: вы несте от овец моих (Ин. 10: 26). Итак, Денисов несправедливо себе и обществу своему усвоил наименование овец истинного пастыря. Скажут беспоповцы, что они последуют гласу истинного пастыря, ибо на крестное знамение употребляют двуперстное сложение, двоят аллилуйа, проповедуют ходить, а не ходят по солнцу и проч. Но истинный пастырь, как мы выше доказали, о сем не рек – ни двуперстия, ни сугубой аллилуйи и ничего такого не заповедал, а также св. Апостолы и св. соборы того не узаконили, и всё сие не только не служит беспоповцам в оправдание, но паче служит в обвинение, ибо они оболгуют истинного пастыря, утверждая, что аки бы в том последуют Его непреложному повелению, и поставляют случайные и местные обряды за неизменяемые догматы веры, а страшные, с угрозою лишения вечной жизни изреченные Господни повеления преступают.
Далее Денисов, ублажая общество беспоповцев, глаголет, что они суть овцы московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Киприана, Фотия и прочих. Но и эту похвалу несправедливо усвояет он беспоповцам, ибо названные им российские святители все вышеуказанные Господни повеления исполняли и исполнением оных спаслися, имели все церковные таинства и сами были строителями оных, а двуперстие, двоение аллилуйи и прочее в догматы веры не полагали и за то от церкви не разделялись, но ещё и сами троение аллилуйи предписывали, как Фотий митрополит писал о нём в Псков. Посему и на них ссылка Денисова сделана вотще. Засим Денисов указывает на преподобных Антония Великого и Пахомия, что они были не священными лицами, однако именуются пастырями. Но и эта ссылка несправедлива. Антоний Великий и прочие преподобные отцы пустынножители подлежали пастве поставленных от Бога пастырей и от них заимствовались таинством крещения и причащения, сами же пасли стадо, только подавая ему образ жития своим нравственным, пустынным и нестяжательным ангельским житием, – пастырства себе не восхищали, но покорялись богопоставленным пастырям. А беспоповцы поставленных от Бога пастырей в своём обществе не имеют и таинствами от них не заимствуются, и посему тем преподобным нимало не подобны.
Денисов приводит ещё слова Апостола Иакова: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко исцелеете (Иак. 5: 16). Но сии слова апостольские, по учению церкви в Малом Катехизисе (лист 36), разумеются сице: «к сему и заповедь апостольская послушествует, сице глаголющи: исповедайте убо друг другу согрешения; исповедати же убо никомуже иному имамы, точию пред теми, иже имут силу разрешити и сведением нам совещати». Из сих слов Малого Катехизиса объясняется и смысл здесь же приведённых Денисовым слов Номоканона: «старча исповедь прията». Исповедь сия есть только исповедь помыслов для нравственного от старца наставления, а не исповедь во грехах для отпущения оных; для отпущения грехов исповедь, по Катехизису, точию пред теми бывает, иже имут силу разрешать грехи, как мы выше о том писали (в замечании на ответ 2-й). Итак, ссылка Денисова на пустынножителей, не имевших священного сана, и на слова Апостола Иакова не оправдывает беспоповских «отцов», и стать на страшном суде с таковыми неосвященными пастырями поистине страшно, ибо стояние сие не только не подаёт надежды на оправдание, но паче подаёт страх обвинения за последование сим не поставленным от Бога пастырям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|