Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ сто пятый




В вопросе 105-м говорилось: «Егда в день страшного суда Христова пастырие церковнии кийждо и со стадом своим будут пред страшным судиею стояти и ответ Владыце о талантах воздавати: ваши же не посвященные простецы, духовные отцы, не приимшии таланта от Владыки, где будут тогда стояти? занеже и они куплю деют. О чудо! како без сребра торговлю деют, связуют и решают, и иная священная действуют? И за таковая, им неданная, но похищенная, како будут, в каковом лице, стояти и ответ Владыце своему о похищенном воздавати, и почесть за что будут приимати? О сицевых ваших отцех не разумеваете ли в лице церковных учителей им быти и за куплю мзду от Владыки принимати? Ни; разве, по писанию, таковые волки губители, по злым своим начинаниям, преобразующияся во ангела светла, но не сущии, будут с бесы стояти. О сем от святых писаний, по тонку разсудя, скажите истинно не в посрамление себе».

Как же Денисов отвечал на этот вопрос: могут ли их беспоповские наставники на страшном суде стать пред судиею со стады своими и со дерзновением сказать: се аз и дети, яже ми дал еси, Господи?

Денисов отвечал не только уклончиво, но и несправедливо. Во-первых, говорит, что они, беспоповцы, суть овцы начало-пастыря Христа, рекшего: овцы моя гласа моего слушают (Ин.   10: 27). Но разве они слушают действительно гласа Христова? Христос глаголет: созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф.   16: 18), т. е. созданная им церковь с тремя чинами священства таковою будет существовать вечно, а они, беспоповцы, сего гласа Христова не слушают, вечному существованию церкви с тремя чинами иерархии и седмию тайнами не веруют и при ней не пребывают, проповедуют же иную церковь с тремя чинами простолюдинов неосвящённых (ответ 101). Явно, что они гласу Господню о создании церкви не только не веруют, но и сопротивное оному проповедуют. Не веруют они и другому гласу истинного пастыря, глаголющему: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Ин.   6: 53). Денисов, вопреки сему гласу, проповедует, что не только по случаю и не только частные лица, но и вся церковь может существовать и живот вечный иметь без оного таинства (ответ 104). И ещё: истинный пастырь дуну на своих Апостолов и рече: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им (Ин.   20: 22–23), а Денисов проповедует, что не получившие оного дара от Спасителя имеют власть оставлять грехи (ответ 102). И ещё: истинный пастырь, посылая Апостолов своих на проповедь и заповедуя им крестити вся языки, дал обещание пребыть с ними до скончания века (Мф.   28: 20), и по сему гласу истинного пастыря имущие чрез рукоположение апостольскую власть проповедники и крестители должны в церкви Христовой существовать до скончания века, и если бы могло быть прекращение их, то сей глас Господень о вечном пребывании с ними должен бы остаться неисполненным, а Денисов (в 101-м ответе) проповедует в церкви Христовой учительству и крещению совершатися только простолюдинами. Не есть ли всё это непослушание гласу истинного пастыря? И ещё: истинный пастырь, преподавая таинство тела и крови святым своим Апостолам, заповедал: се творите в Мое воспоминание (Лк.   22: 19), и сим (по слову св. Златоуста в беседах на Евангелие от Матфея) заповедал оное таинство совершать во святой Его церкви до второго Его пришествия, как и Апостол Павел глаголет: елижды аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дó ндеже приидет (1Кор.   11: 26), а Денисов проповедует быти церкви без совершения оного таинства. Не есть ли это противление гласу истинного пастыря? Таковым не слушающим пастыря овцам не оный глас Христов приличествует: овцы моя гласа моего слушают (Ин.   10: 27), но оный: вы несте от овец моих (Ин.   10: 26). Итак, Денисов несправедливо себе и обществу своему усвоил наименование овец истинного пастыря. Скажут беспоповцы, что они последуют гласу истинного пастыря, ибо на крестное знамение употребляют двуперстное сложение, двоят аллилуйа, проповедуют ходить, а не ходят по солнцу и проч. Но истинный пастырь, как мы выше доказали, о сем не рек – ни двуперстия, ни сугубой аллилуйи и ничего такого не заповедал, а также св. Апостолы и св. соборы того не узаконили, и всё сие не только не служит беспоповцам в оправдание, но паче служит в обвинение, ибо они оболгуют истинного пастыря, утверждая, что аки бы в том последуют Его непреложному повелению, и поставляют случайные и местные обряды за неизменяемые догматы веры, а страшные, с угрозою лишения вечной жизни изреченные Господни повеления преступают.

Далее Денисов, ублажая общество беспоповцев, глаголет, что они суть овцы московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Киприана, Фотия и прочих. Но и эту похвалу несправедливо усвояет он беспоповцам, ибо названные им российские святители все вышеуказанные Господни повеления исполняли и исполнением оных спаслися, имели все церковные таинства и сами были строителями оных, а двуперстие, двоение аллилуйи и прочее в догматы веры не полагали и за то от церкви не разделялись, но ещё и сами троение аллилуйи предписывали, как Фотий митрополит писал о нём в Псков. Посему и на них ссылка Денисова сделана вотще.

Засим Денисов указывает на преподобных Антония Великого и Пахомия, что они были не священными лицами, однако именуются пастырями. Но и эта ссылка несправедлива. Антоний Великий и прочие преподобные отцы пустынножители подлежали пастве поставленных от Бога пастырей и от них заимствовались таинством крещения и причащения, сами же пасли стадо, только подавая ему образ жития своим нравственным, пустынным и нестяжательным ангельским житием, – пастырства себе не восхищали, но покорялись богопоставленным пастырям. А беспоповцы поставленных от Бога пастырей в своём обществе не имеют и таинствами от них не заимствуются, и посему тем преподобным нимало не подобны.

Денисов приводит ещё слова Апостола Иакова: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко исцелеете (Иак.   5: 16). Но сии слова апостольские, по учению церкви в Малом Катехизисе (лист 36), разумеются сице: «к сему и заповедь апостольская послушествует, сице глаголющи: исповедайте убо друг другу согрешения; исповедати же убо никомуже иному имамы, точию пред теми, иже имут силу разрешити и сведением нам совещати». Из сих слов Малого Катехизиса объясняется и смысл здесь же приведённых Денисовым слов Номоканона: «старча исповедь прията». Исповедь сия есть только исповедь помыслов для нравственного от старца наставления, а не исповедь во грехах для отпущения оных; для отпущения грехов исповедь, по Катехизису, точию пред теми бывает, иже имут силу разрешать грехи, как мы выше о том писали (в замечании на ответ 2-й). Итак, ссылка Денисова на пустынножителей, не имевших священного сана, и на слова Апостола Иакова не оправдывает беспоповских «отцов», и стать на страшном суде с таковыми неосвященными пастырями поистине страшно, ибо стояние сие не только не подаёт надежды на оправдание, но паче подаёт страх обвинения за последование сим не поставленным от Бога пастырям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...