Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение. 1. Воззвание Святейшего Синода, изданное в 27-й день января 1722 года




Приложение

1. Воззвание Святейшего Синода, изданное в 27-й день января 1722 года

Святейший Правительствующий Синод. Всероссийския православныя церкве сыновом радоватися о Господе.

Бывшу у нас советному разговору о наставлении многих невежд: како бы их к истинному благочестию на прямой путь спасения исправить, отвратив от суеверия, то есть от сего, что не по слову Божию, но по легкомысленным рассказам и по бабиим басням всуе веруется, произошло рассуждение о наставляемых, но наставления не приемлющих, слышащих слово Божие, но не творящих е, чтущих учения богословские, но отметающих.

И понеже таковых человеков два рода обретаются: едини суть злобни и желчного сердца, которые без всякого рассуждения предлагаемое им учение, аще и здравое и на неложном слове Божии основанное, ругают, о яковых премудрый приточник глаголет: сыну лукавому ничто же есть благо (Притч.   13: 14), и ужаснее пререкает Исайа и с ним Евангелист Иоанн: ослепи очи их, и окаменил сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их (Ис.   6: 9–10; Ин.   12: 40). Другие же не от злобы противятся, но от предприятого себе мнения противного: что бо первее слышали или своим рассуждением постигнули и показалось им истинное, аще и весьма собою ложное и непотребное есть, то в своем мнении и закрепили, и тако известнейшего наставления, мнению своему несогласного, не приемлют; и о таковых глаголет Дух Святый у приточника: путие безумных прави пред ними (Притч.   12: 15), и паки: суть путие прави мними суще мужу, последняя же его зрят во дно ада (Притч.   16: 25).

Того ради Святейший Синод, сожалея о оных невеждах, так заблуждающих и до толикой погибели приходящих, и желая таковый вред от сердец церкве российския сынов истребить, увещевает всех православия нелицемерных любителей и именем Господним повелевает им прилежно по вся дни (между обычными своими молитвами) и о сем молитися всещедрому Богу, да выше помянутых жестокосердных человеков умягчить и обратить Духом своим Святым к доброхотному слышанию, светлому уразумению и благосердному приятию здравого учения, да отымет от них сердце каменно и даст им сердце плотяно, по милостивому обещанию Своему у пророка (Иез.   11: 19). Незлобивым же и истину любящим, но предприятому мнению своему порабощенным сие внушити Святейший Синод желает, что глаголет святой Апостол Иаков: немнози учители бывайте, брати моя, ведяще, яко большее осуждение приимем (Иак.   3: 1); такожде и сие Божие неискусным наставление: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор.   32: 7). И дабы сие увещание лучше произошло в дело ко исправлению сынов святыя церкве, мнением своим немоществующих и о наставлении, от Синода предаемом, сумнящихся, а сумнения своего духовным пастырем не объявляющих и здравого рассуждения не требующих, молит Святейший Синод всех нелицемерно истины желающих, да прилежно рассудят, коль неисцельный душепагубный вред есть человеку, не учену сущу, не требуя от искусных наставления, самоволием своим избирати мнения, и не ведая, суть ли истинная, за истинная себе утверждати, что есть самое истое всех ересей семя и в бедство вечной погибели вводит, как от случаев прежних всем ведомо. Ибо в мимошедших летех, как при благополучной державе славныя и достойныя памяти благочестивейшего государя нашего царя и великого князя Алексиа Михайловича, самодержца всероссийского, и прочая, и прочая, и прочая, началося лучшее в книгах церковных погрешенным исправление, всем уже известно, коликой тогда от непокоривых невежд, которые грубого своего мнения духовным пастырям не объявляли и рассуждения не требовали, но, сами о себе суемненно согласившеся, дерзнули не точию словесно, но и письменно суемудрствовать, рассеялся разврат и размножился от времени до времени вредный зело простонародных раскол; всем знать возможно, что толь люто расплодился и так многих повредил, что и доныне, в толь долгое время и чрез разнообразное церковных пастырей врачевание не пресечен и не уврачеван пребывает, и не точию так болезнует, но и прочих, яко гангрена, люто повреждает, которое повреждение свое всякому, хотя и мало богословским учениям навыкшему, известное и явное, толь крепко многие слепые и окаянные содержат, что в том и до смерти стояти готовы и, не помня слова апостольского: аще и постраждет (кто), не венчается, аще не законно мучен будет (2Тим.   2: 5), страдать за ложное свое мнение в мученичество себе вменяют…

Сие же толь пагубного вреда рассуждение Святейший синод предлагая и всякого удобнейшего тако повреждаемым взыскуя врачевания, сей его священнейшего Величества Петра Великого, императора и самодержца всероссийского, и прочая, и прочая, и прочая, указ объявляет, да всяк, кто бы ни был, ежели в книгах преждепечатанных, також и которые впредь с рассуждения и определения синодального будут печатаны, покажется кому некое сумнительство, приходил бы со объявлением оного сумнительства в Святейший Правительствующий Синод без всякого подозрения и опасения, и таковому в оном Синоде то сумнительство изъяснено будет от святого писания, и оный сумнитель по тому рассуждению сумнительства своего удовольствуется решением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...