Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ девяносто седьмой




Замечание на ответ девяносто седьмой

Вопрос Неофита состоял в следующем: Если, по мнению поморцев, восточная и великороссийская церковь ныне не суть в православии, а между тем в восточной и великороссийской церкви употребляются книги, во всём согласные святым древним греческим и русским, содержащие в себе не ереси, но древнее святых отец предание, то такое мнение поморцев есть напрасная хула и безвинное, неправедное, злохульное поречение на святую церковь. И о таковой напрасной хуле, спрашивал Неофит, какой ответ дадите?

Денисов ответил кратко, что свои сомнения о восточной и греко-российской церкви он изложил в прежних ответах (5-м, 16-м, 50-м и прочих), и что сами они, поморцы, соблюдают «древлецерковное благочестие», каковое хранение «несть хула на святую церковь».

Итак, Денисов от лица поморцев похваляется хранением «древлецерковного благочестия», хотя принадлежащих оному благодатных действий и даров, ни священства, ни животворящих таин Христовых не имеет. Он подобен больному, не чувствующему своего болезненного состояния и ещё считающему себя вполне здоровым.

Замечание на ответ девяносто восьмый

Предложен был такой вопрос: «Аще мнением вашим разумеете и на всем свете не быти православию, о сем скажите, по каковым писаниям гадаете, что на всем свете нет православия? »

Требовалось сказать, по каким писаниям поморцы признают, что будто бы на всём свете нет православия, то есть общества православно верующих, пребывающего с полнотою священства и таинств, тогда как писание, напротив, учит о вечном пребывании такового общества, то есть церкви Божией, на земли. Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф.   16: 18). И паки: Той (Христос) дал есть овы убо апостоловы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дó ндеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.   4: 11–13). О сей-то церкви, созданной от Бога по подобию полноты тела человеческого, и спрашивал поморцев иеромонах Неофит, на основании каких писаний признают они, что её уже на всей вселенной не обретается. Денисов же отвечает совсем о другом: говорит, что каждый свою веру похваляет, а потом говорит о себе, что они (поморцы) соблюдают веру, похваленную патриархами Иеремиею и Феофаном. Но разве об этом был вопрос Денисову? И патриархи похвалили российское православие, которое соблюдалось в их время и доселе соблюдается российскою церковию при всей полноте священства и таинств и в соединении со вселенскою церковию, а не православие такого общества, какое представляют из себя беспоповцы, безорганного и бесчленного, отторгшегося от тела вселенской церкви, мёртвого, не оживляемого со вселенскою церковию соединением и таинствами, по слову Господню: аще не снесте плоти Сына человеческаго, не пиете крови его, живота не имате в себе (Ин.   6: 53).

 

Замечание на ответ девяносто девятый

Был предложен следующий вопрос: «Христос Спаситель наш обещался с нами пребывати под видом хлеба и вина до второго своего пришествия в церкви (не в келиях и избах): и се слово Христа Бога нашего истина ли? »

Денисов ответствует, что Христову обетованию, еже быти со всеми верующими его на всяком месте до скончания века, они, поморцы, веруют, но что «Христос обещался с нами пребывати под видом хлеба и вина до второго своего пришествия в церкви, не в келиях, сего обещания Христова (прибавляет Денисов) не видехом и у всех четырёх евангелистов написана не обретохом, но токмо сии словеса, от Христа реченная на тайной вечери учеником, во Евангелии обретаются: сие творите в Мое воспоминание (Лк.   22: 19); а доколе и где творити? – сего в Евангелии не воспоминается. А понеже во Евангелии сего не воспомянуся: убо видится нам, яко чрез Христова словеса обещание в вопросе твоем написано, чего ради и сомнительно есть. Обаче мы веруем святому Апостолу Павлу, веруем святым учителям церковным, возвещающим жертве тайной приноситися в воспоминание Господне даже до скончания века, яко будет до скончания, идеже будет приноситися по согласию св. Апостол и св. отец и всея древлеправославныя церкви».

Из этого ответа видно, что Денисов как будто не отрицается веровать, что бескровная жертва будет приносима даже до скончания века. Что он разумеет под словами «до скончания века», это мы оставляем на его совести122. Но из его ответа совершенно ясно то, что он не верует обещанию Христа Спасителя пребывать с нами до второго пришествия своего чрез таинство тела и крови Его; он утверждает, что аки бы о сем обещании у всех четырёх Евангелистов написанного не обретается.

Рассмотрим, справедливо ли Денисов утверждает это, и столь решительно.

Имеяй заповеди моя, глаголет Господь, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему сам (Ин.   14: 21). Св. Евангелист Лука пишет: И прием хлеб (Иисус), хвалу воздав, преломи и даде им (учеником) глаголя: сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творити в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери глаголя: сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается (Лк.   22: 19–20). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.   6: 56), глаголет Господь. В сих словах Христа Спасителя содержится ясно выраженное обетование Его пребывать телом и кровию своею не только с нами, но и в нас. А что совершение оного таинства тела и крови Его будет продолжаться до самого второго Его пришествия на землю, о сем уверяет нас св. Апостол Павел, глаголя: елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете дó ндеже приидет (1Кор.   11: 26). Св. Златоуст, толкуя сии слова Апостола, говорит: «а яко до второго его пришествия пребудет, наведе: дондеже приидет» (Апост. Толк. л. 536 об. ). Итак, в самом Евангелии и в посланиях апостольских ясно говорится о данном от Господа обетовании – телом и кровию своею под видом хлеба и вина пребывать не только с нами, но и в нас, и пребывать до второго Его пришествия. Как же дерзнул Денисов утверждать, что такового обетования не находится у всех четырёх Евангелистов?

Приведём и святоотеческие свидетельства о сем обетовании. Симеон Солунский в книзе своей (ч. 2-я, отв. 56-й) пишет: «Не бо когда отцем возмнеся терпеливо быти день некий прейти и не зрети Господа чрез таинства, чрез яже рече и сам едино быти с нами, и еже: се Аз с вами вся дни до скончания века (Мф.   28: 20). Сие бо рече не яко по сих не имяше быти всегда с нами. Како ко Отцу, внегда молитися, глагола: Отче, яже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз и они будут со Мною, да видят славу мою (Ин.   17: 24). И перед малем: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже мы едино есмы; и Аз в тех и Ты во Мне, да будут совершени во едино (Ин.   17: 22–23). Но до скончания убо будет чрез таинства его. Еще же сие рече и за еже не зретися ныне, по еже вознестися телесно, дó ндеже прийти тогда, да не кто возмит, занеже не зрим, с нами несть ныне, но да верует, яко неразстоянно есть с нами и едино бывает с нами таинствами своими».

И св. Златоуст в толковании на Евангелие от Иоанна (нравоучение 46-е) пишет: «Нужно знать чудо сих таинств, в чём оно состоит, для чего дано, и какая от него польза. Едино тело, сказано, мы бываем, и уди от плоти Его и от костей Его (Еф.   4: 4). Да внимают этим словам посвящённые! Итак, чтобы не любовию только, но и самым делом быть нам членами плоти Христовой, будем соединяться с этою плотию. А это бывает чрез пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить свою великую любовь к нам. Для того смесил самого себя с нами и растворил тело своё в нас, чтобы мы составляли нечто единое, как тело, соединённое с головою. И это есть знак самой сильной любви. На это указывал и Иов, когда говорил о своих домочадцах, которые так сильно любили его, что желали срастись с его плотию: кто убо дал бы нам от плотей его насытитися (Иов.   31: 31). Так говорили они, желая выразить свою великую любовь к нему. С этою же целью так поступил и Христос: чтобы ввести нас в большее содружество с собою и показать свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним и насыщать Им всякое желание».

Итак, по свидетельству Симеона Солунского и вселенского учителя св. Златоуста, Христос спаситель не только пребывает с нами невидимо, но чрез таинство тела и крови Его пребывает и пребудет с нами до скончания века видимо и осязательно, в нас вмещаясь и освящая нас. Беспоповское же общество не только лишается сего, но ещё не верует и быть тому, а Денисов осмелился утверждать, что того и в писании не обретается, чтобы Христос пребывал с нами чрез таинство тела и крови своей до второго своего пришествия на землю.

В конце ответа Денисов, однако, допускает, что приношение бескровной жертвы будет до скончания века, но будет, идеже аще будет, а не у них, поморцев. Значит, в предшествующих ответах Денисов вотще похвалялся, что они аки бы готовое благочестие содержат и по готовым старопечатным книгам свои моления Господу Богу приносят. Если бы они по готовым книгам всё содержали, то бы всему написанному в них верили, всё предписанное в них имели бы и совершали, а когда не совершают, то вотще и хвалятся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...