Глава 2. Страх. Лики страха
Глава 2. Страх Лики страха Чувство страха знакомо каждому человеку, и вряд ли найдется на земле взрослый или ребенок, мужчина или женщина, никогда не переживавшие прикосновения его леденящей руки. От страха воют звери и, как обезумевшие, бьются птицы. Страха не знают лишь самые примитивные твари с простой
Страх можно определить как разновидность страдания. Это элемент темного мировосприятия, негативное эмоциональное состояние, тягостное, давящее, связанное с ощущением уязвимости и беспомощности перед лицом некоей грядущей опасности. Страх — страдание досрочное, опережающее грозные события, расположенные пока в области будущего. Есть такое выражение «умирать до смерти», это сказано о страхе. Исторически, очевидно, страх появился у живых существ как приспособительный механизм, помогающий предвидеть и упредить моменты, способные разрушить индивида, как эмоциональное прогнозирование приближающейся опасности, позволяющее заранее собраться с силами. Впрочем, появившись как сигнал тревоги, страх, особенно в человеческом обществе, вскоре стал самостоятельным явлением, которое способно отражать опасности мнимые, а то и вообще возникать без ярко выраженных причин (невротический страх).
Страх может быть различным по форме выражения и интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас. С достаточной степенью условности можно выделить несколько видов страха, освещенных в философской и психологической литературе. В жизни они нередко оказываются связаны и переплетены между собой. Первое, о чем необходимо сказать, — страх смерти. Он выражает категорический протест личности против перспективы ее разрушения, жажду самосохранения: быть, длиться, никогда не исчезать! Смерть ассоциируется с полной темнотой, с глубоким и вечным одиночеством, с тоской разлуки. Кроме того, смерть таит в себе неизвестность, так как она выходит за рамки повседневного опыта (именно это дает основания говорить, что смерть не имеет к нам никакого отношения: когда она есть, нас уже нет). Неизвестность, могучая таинственная угроза, усиливает страх перед смертью. Вспомним знаменитый монолог Гамлета: ... Умереть, уснуть. — Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот в чем «трудность; Какие сны приснятся в смертном сне, Когда мы сбросим этот бренный шум, — Вот что сбивает нас; вот где причина Того, что бедствия так долговечны... Одни психологи и философы считают, что страх смерти — врожденное свойство человека и рано или поздно проявляется с необходимостью, вырывается на поверхность сознания как прежде скрытая могучая сила. Другие полагают, что страх смерти неестественен, что он — результат определенных условий, младенческого испуга, подавления жизненных импульсов ребенка со стороны родителей. Однако, как бы то ни было, важнее то, овладевает страх смерти человеком или остается на периферии сознания; мешает повседневной деятельности и мировосприятию, подавляя личность, он активизируется лишь временами при непосредственной встрече со смертью других людей.
Кик правило, мы живем повседневной жизнью, не думая о смерти и не испытывая страха. Люди воюют, болеют и выздоравливают, рискуют жизнью, имея опасные профессии, проявляют беспечность и удальство и при этом совершенно забывают о смерти, так, будто ее вовсе не существует. Всякая активная обращенность к внешней жизни, целеустремленность, занятость мирской суетой, т. е. экстравертность, удаляют смерть из нашего внутреннего кругозора, делают собственный конец абстрактным и потому не пугающим. И, вероятно, в этом есть глубокая мудрость, ибо в противном случае вся жизнь превратилась бы в сплошной тоскливый пролог собственных похорон. Другой вид страха, тесно связанный с первым, это страх боли — физической и душевной. Если страх смерти основан на беспомощности перед неизведанным, незнакомым, загадочным, то страх боли, как правило, есть проекция прошлых переживаний на будущее. Что такое боль, мы узнаем уже в процессе рождения, сталкиваемся с ней на каждом шагу и способны предвидеть аналог испытанного или усилить его в своем воображении. Страх боли выступает в чем-то как ограничитель лишнего риска (говорят, что каждый «должен обжечься о свою свечку», т. е. усвоить запрет на недолжное поведение из собственного «болевого» опыта). Одно из первых воспитательных средств — предупреждение ребенка: «Нельзя! Больно! ». Нередко, говоря о страхе смерти, люди на самом деле боятся сопровождающей ее боли, мучений, страданий. Смерть без боли страшит куда меньше, о чем говорит все более растущее в наши дни движение за право человека (прежде всего тяжело больного) на добровольную безболезненную смерть. В то же время в различных культурах во все: времена считалось, особой -доблестью и героизмом преодолевать страх перед болью, выдерживать страдания, подавлять душевным и духовным усилием и ужас смерти, и ужас боли. В христианстве мученичество за Бога делает человека святым. Если страх перед физической боль» указывает человеку на сферу физической опасности, страх перед душевной болью становится мощным тормозом его отношений с окружающими и самим собой: не любить, чтобы не страдать от потери; не претендовать на многое, чтобы не разочароваться в себе; непривязываться, не пытаться, не, не, не... В конечном счете это оборачивается страхом перед жизнью вообще, ибо жизнь — непрерывное приключение, где все время что-то приобретается и теряется.
Третий вид страха можно назвать социальным страхом. Большое внимание этому виду страха уделили в своих работах З. Фрейд[46] и Э. Фромм. Для Фрейда социальный страх — ядро человеческой совести, это страх перед «супер-эго», диктующим нормы социального поведения и контролирующим индивида. Человек постоянно виновен перед «супер-эго», ибо в его душе теснятся запретные побуждения и желания, он совершает поступки, несовместимые с моральными предписаниями, и даже если совершает их мысленно, все равно боится осуждения со стороны могучего внутреннего контролёра. Именно страх заставляет человека вытеснять недопустимые мысли в подсознание,, что. оборачивается неврозами, расстройством здоровья. Э. Фромм размышляет о другом типе социального страха— страхе перед свободой. [47] Человек боится всякой изоляции, полагает он, избегает одиночества, но роет уровня свободы в современном обществе делает его самостоятельным, одиноким, независимым, а стало быть, и полностью ответственным за все, что он совершает. Вот этот груз ответственности, тесно связанный со свободой, и пугает, страшит современного человека, заставляет его бежать от свободы в любые формы «симбиозов»: от садомазохистских пар до тоталитарного государства, отнимающего Вообще, противоречие между безопасностью и развитием: — одна из важных причин страха. Некие ставшие, уравновешенные, многократно проверенные, регулярно повторяющиеся: отношения безопасны: Здесь нечего бояться. Все известно наперед. Так обстоит дело и при стабильном функционировании общества, и в межличностных отношениях. Однако любая стабильность неизбежно нарушается под давлением внешней и внутренней необходимости: в обществе возникает застой, в отношениях скука. Острая необходимость развития несет в себе нарушение привычного, безопасного, ставит нас перед лицом неизведанного и потому страшного: а вдруг будет плохо, больно, грустно? Но разбития избежать нельзя, и страх перед новым так или иначе преодолевается. Бытийный страх, тесно связанный со смертью, но не тождественный обыденной человеческой боязни «старухи с косой», рассматривается у таких авторов, как С. Къеркегор и М. Хайдеггер: Для Къеркегора страх — один из важнейших экзистенциалов, описывающих человеческую жизнь, наряду со «свободой», «виной», «грехом». Страх неустраним, это не конкретные опасения и даже не ужас, способный появиться в результате реальной угрозы. Къеркегоровский страх пронизывает все человеческое существование (думается, З. Фрейд признал бы его типично невротическим проявлением, когда конкретная причина просто скрыта от сознания индивида в области бессознательного). В конечном счете это страх грешного существа перед Богом, перед смертью, которая грозит живущему каждую минуту, причем самым драматичным является то, что минута грядущей смерти неизвестна. Такой страх неустраним, бытиен, как и одиночество:
М. Хайдеггер приписывает бытийному страху, немотивированной тревоге роль той благородной силы, которая одна способна вырвать человека из обезличенного современного мира, привести его через осознание собственной кончины к необходимости поиска своего «я», погребенного под стереотипами машинизированного общества. Бытие — это «бытие в смерти», время «временится» из будущего, а в будущем нас поджидает смерть. Прочувствовать ее со всей возможной силой — значит попытаться обрести собственное лицо и индивидуальную судьбу. Однако остается непонятным, не парализует ли бытийный страх саму волю человека, не получится ли вместо поиска судьбы невротическое прозябание, депрессивное безделье с раздумьями о червях. Может быть, все-таки лучше обретать собственное «я» в рамках смысловых контекстов повседневной жизни, без непременной апелляции к страху, началу более подавляющему, чем вдохновляющему, тем более когда он — устойчивое переживание? Многоликость страха, его проникновение во все поры обыденной жизни всегда делали его мощнейшим способом воздействия на поведение, людей и их сознание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|