Лень: естественные предпосылки
Толковый словарь В. Даля определяет лень как неохоту работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, тунеядству. Однако, думается, что в современном языке слову «лень» дано более широкое толкование, не сводящееся к нежеланию трудиться. Лень — это вообще бездеятельность, инертность, вялость, пассивность. Известный психолог Ф. Василюк считает, что лень может быть определена как «надситуативная пассивность», т. е. та, которая не спровоцирована конкретными обстоятельствами, а, напротив, проявляется там, где человек должен быть активен, бодр, деятелен. Лень — это антидеятельность, антистрасть, стремление покоиться, не меняя наличного положения, пребывать без изменений. Разумеется, нелюбовь к работе, стремление к праздности — конкретное проявление лени, и, поскольку оно связано с каждодневными житейскими заботами, постольку вызывает наибольшие нарекания. Разумеется, о лени как о нравственном пороке и негативном социально-психологическом явлении можно говорить лишь там и тогда, когда речь идет о здоровых людях в нормальном состоянии. О человеке, смертельно уставшем, истощенном, больном, у которого нет сил для активности и работы, нельзя сказать, что он ленив. Также не относятся к лени случаи психических заболеваний, депрессии, которые внешне могут проявляться как лень, но имеют глубокие корни в нарушениях жизнедеятельности организма. Таких людей надо лечить. Мы же поведем даже речь о причинах лени у нашего «среднестатистического» современника и соотечественника, не богатыря, но и не дистрофика, у такого, как вы да я. Можно выделить по крайней мере два основных вида причин, вызывающих к жизни лень. Это причины биопсихические и социально-психологические.
Первая биопсихическая причина имеет энергетический характер. В соответствии с ней ленивые люди — это люди со сниженной энергетикой организма. Деятельность и страсть требуют большой энергетической отдачи, недюжинных сил. От природы энергичный человек не может быть ленивым в широком смысле слова, т. е. вялым, сонным, инертным, неповоротливым и тяжелым на подъем. Активность кипит в нем, хотя может быть разбросанной, несистематической и даже хаотичной. Он скорее суетлив, лихорадочен, чем ленив. В то же время энергичный человек может быть не приучен к упорному труду, и тогда он тратит свою энергию в развлечениях, а то и разрушениях. Это путешественники, странники, искатели Синей птицы, но не ленивые неповоротливые увальни. Истинные лентяи не таковы. Опять обратимся к Обломову: его пассивность распространялась на все, в том числе на развлечения: лежание на боку и вялые грезы он предпочитал реальным праздникам и реальной любви. Можно предположить, что такому человеку объективно не хватает некоей важной энергетической составной. И здесь стоит внимательно взглянуть на концепцию этногенеза Л. Н. Гумилева, который считает, что высокую энергетичность сообщают народам мутанты-пассионарии, черпающие ее непосредственно из Космоса. Пассионарии сверхэнергетичны, невероятно деятельны и заразительны своей активностью, которая превосходит у них инстинкт самосохранения. Но постепенно пассионарный толчок теряет силу, убывает, и в обществе множится число субпассионариев: пассивных, ведомых, развинченных и, добавим, также теряющих инстинкт самосохранения, только уже на почве собственной лени и вялости. Таким образом, умножение в обществе лентяев можно в качестве гипотезы объяснить потерей этносом пассионарности. Вторая гипотеза биопсихического плана связана с жизнью человека до рождения во чреве матери. Ее я черпаю в данном случае из работ Ф. Василюка, опирающегося, в свою очередь, на традиции психоанализа и западной психологии. С этой точки зрения маша обычная лень, нежелание делать усилия, коренится в том исходном инфантильном мировосприятии, которое формируется в перинатальном периоде. Находясь в тепле и неге, не обладая еще пробужденным сознанием, плод получает здесь непосредственно все, что надо ему для жизни и роста. Ом не принужден проявлять активность, ставить и достигать цель, откладывать желаемое во времени. Все дано ему непосредственно, воспоминаний и проектов еще нет, существование равнозначно сладкой дреме. Такое состояние не проходит. бесследно, оно оставляет неизгладимый отпечаток в пашем бессознательном и впоследствии проявляется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Это «принцип удовольствия», властно доминирующий над «принципом реальности».
Думается, у такого объяснения есть серьезные основания. Действительно, лень — это избегание усилий, желание вернуться в первоначальный «абсолютный покой». А труд, который так не жалуют лентяи, есть не что иное, как перманентное усилие, преодоление, столкновение с трудностями. Стоит, заметить, что, сколь тяжело выходить из состояния лени -столь же легко в него впадать. Даже деятельный, трудолюбивый человек чрезвычайно быстро способен развратиться и впасть в своего рода апатию. Это — как катиться с горки: само несет. Могучая энтропия легко разъедает сложное деятельное усилие, превращая его в инерционное валяние на постели, где единственной активностью выступают плевки в потолок. Хорошей иллюстрацией к сказанному выступает шутка: «Вам очень хочется работать? Пойдите, полежите полчасика, само пройдет». И ведь, действительно, проходит! Для того чтобы совладать с такой органичной и естественной для нас ленью, нужна другая, не менее мощная сила — сила привычки и традиции преодолевать трудности, сила гордости от такого преодоления, и, наконец, сила самого мотива деятельности. Человечество не вымерло от лени, потому что массовая и сильная лень несовместима с самой жизнью. Реальная жизнь требует постоянного труда, чтобы выжить и прокормиться. Чтобы дать возможность существовать следующим поколениям, надо было охотиться, сеять, пахать, производить самые разные предметы, наконец, охранять свою землю от врагов. По мере усложнения человеческой культуры усложнялись мотивы, толкающие человека к активности и трудолюбию. Это уже были не чисто биологические потребности, позволяющие кое-как сохранить свое собственное бытие, но и потребность жить по определенным социальным стандартам, и желание; выразить себя в той или иной деятельности, достичь определенного положения в обществе, удовлетворить собственное любопытство и интерес. Трудолюбие людей вырастало в связи с развертыванием их многообразных интересов, и, переходя к вопросу о социально-психологических причинах лени, мы можем прежде всего зафиксировать, что ими является слабая мотивация деятельности, отсутствие к ней интереса.
Разумеется, отсутствие интереса к деятельности, труду могло возникнуть прежде всего при условии возможности выжить без труда. Там, где нет поддержки, обеспечения извне, ленивые и нерадивые просто рискуют погибнуть, лишившись на почве лени элементарных благ. Значит, непременный фактор отсутствия интереса к активности — некоторый, пусть крайне примитивный уровень обеспеченности, гарантий выживания. Он возникает у господствующих классов в ходе развития общества, давая возможность, с одной стороны, заниматься умственным трудом, а с другой — позволяя лениться, сколько душе угодно. Он существует и в обществах, где господствуют общинность и уравнительность, где принято все вопросы решать «миром», давая некоторую долю и тем, кто не слишком-то надрывался, работая. Рассмотрим подробнее социальные и социально-психологические факторы, постоянно рождавшие лень в российском обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|