Власть страха
Рассматривая человеческий мир в определенном, ракурсе, его можно было бы назвать миром страха. У З. Фрейда устрашение и ответная боязнь — важнейший механизм, отношений в обществе, а сама культура имеет репрессивный характер. «Если развитие культуры, — пишет он, — имеет столь значительное сходство с pазвитием индивида и работает с помощью. тех же орудий, то не вправе ли мы поставить диагноз, согласно которому многие культуры или целые, культурные эпохи (а возможно, и все человечество) сделались «невротическими» под влиянием, культуры? [48] Невротический страх для Фрейда — массовое явление : (религию он именует, например, неврозом навязчивости). Однако людьми в повседневной социальной жизни владеет отнюдь не только невротический страх, но и страх вполне реалистический, имеющий четкие и однозначные причины. Вся история общества связана с выработкой многообразных методов устрашения, которые направляются и против иноплеменников, претендующих на захват территории, и против собственного народа: устрашение физической болью, голодом, реальными лишениями, смертью— страданиями всех форм и видов. Но это и устрашение морально-психологическое, основанное на боязни позора, осуждения со стороны общины, религиозно-духовных инстанций, общественного мнения. В истории человечества изобретены десятки пыток и казней, предназначенных не только для доставления. мучений непосредственному виновнику нарушения неких установлений, но и для вызывания ужаса у окружающих, ужаса, способного блокировать любое стремление противостоять власти и господствующему закону. Собственно, такую цель и преследуют публичные казни и жестокие наказания (например, бичевание, — весьма распространенное у разных народов). Страх перед болью и позором, перед разорением и уничтожением собственной семьи должен служить тормозом активности, нежелательной для данного строя. Впрочем, как бы запуган и подавлен ни был народ, если условия жизни крайне тяжелы, страх перед репрессивно-пыточной системой ослабевает. В этом смысле любой массовый бунт несет в себе элемент бесстрашия, преодоления страха, действия вопреки
Если страх издревле был одним из могущественнейших механизмов сохранения в обществе наличного положения вещей, то в не меньшей степени он является и орудием сил, стремящихся низвергнуть существующие порядки. Мы хорошо знаем и из собственной истории, и из истории других стран, что революции, как правило, бывают кровавыми и несут в себе смятение и страх для большой части населения, а не только для тех социальных групп, которые непосредственно выступают мишенью революционного удара. Кроме того, для любого переходного периода, даже не в форме политической революции, характерны хаос и разложение прежних социальных структур, разгул бандитизма, преступности, возникновение локальных войн — все то, что устрашает людей не меньше, а, может быть и больше, чем мрачная репрессивная машина тоталитарной власти. Страх оказывается особенно силен и подавляет, когда опасность быть убитым или покалеченным проистекает не из твоих собственных ответственных действий, которые ты волей совершать, а волен и не совершать, а выступает случайной. Именно таким методом устрашения населения пользуется современный терроризм, взрывающий бомбы на людных улицах,
Долгое время страх служил не только средством жесткой социальной регуляции, но и одним из способов принуждения к труду. Рабский труд, да и во многом барщина, процветавшая при крепостном праве, основывались на страхе перед наказанием: избиением, полным ограблением. Однако с начала буржуазной эпохи страх перед физическим принуждением перестает быть в западном мире центральным стимулом производства. Главным становится страх экономический, перспектива безработицы, голод, низкий жизненный уровень в сочетании с надеждой хорошо и благополучно жить при условии успешного выполнения работы. Т. е. страх как стимул не исчезает, а трансформируется. Будучи смягчен, он продолжает действовать в качестве кнута, подстегивающего человека там, где поощрение пряником оказывается явно недостаточным. Даже самое демократичное современное общество, имеющее прекрасные социальные программы, вынуждено время от времени подхлестывать свое население, сокращая вспомоществования и пробуждая трудовую активность при помощи страха перед снижением жизненного уровня. В последние 50-60 лет мощное регулятивное воздействие на массовое сознание и практическую политику оказывал страх перед глобальными угрозами человечеству, возникшими в результате интенсивного технического прогресса. Это, в первую очередь, угроза ядерной войны и экологической катастрофы. Целые поколения людей выросли в гнетущей атмосфере страха перед ядерной бомбой, ракетами противника, массовой гибелью, не оставляющей надежд на будущее. Никто не считал, сколько неврозов было замешано па этом страхе, постоянно поддерживаемом средствами массовой информации, раздуваемом и нагнетаемом радио и телевидением. Кстати сказать, средства массовой информации в современном мире это, в некотором роде, гигантская машина для запугивания населения, способная проникнут в самые отдаленные уголки. А запугивать можно не только ядерной бомбой, но и мрачными экономическими перспективами, и свирепостью политического противника, и реальной преступностью. Преступность, правда, при этом не уменьшается, но страх увеличивается. Недаром говорят: у страха глаза велики. Страх, раздутый средствами вещания, порождает депрессию или панику у миллионов людей. В этом случае оказывается, что темное восприятие авторов передач тучей опускается на множество других сознаний, оплетая их своей темнотой. Это не значит, конечно, что о проблемах не надо говорить. Говорить надо, но не пугать, тем более, что наиболее ответственные политические и экономические решения принимаются все-таки не испуганными миллионами, а достаточно ограниченным кругом причастных к власти лиц, нередко совершенно свободных от невротических комплексов массового сознания.
Исторически страх был тесно сплетен с религией. Древнее высказывание «страх породил богов», может быть, и не стоит оценивать как выражение истины в последней инстанции, но нельзя отрицать и того, что многие религии рассматривают страх как свой атрибут, неотъемлемый компонент веры. Человек должен пребывать «в страхе божьем», испытывать «страх и трепет», а надежда — лишь оборотная сторона этого страха. Бог может поддержать и спасти, но он же — карающий судья, обрекающий грешника на бесконечные муки расплаты за содеянное зло. «Бог, — пишет христианский философ и проповедник Клайв Льюис, — единственная поддержка, но он же — источник предельного ужаса; Он — то, в чем мы больше всего нуждаемся, и то, от чего мы больше всего хотели бы спрятаться. Он — единственный возможный союзник, а мы делаем себя его врагами... Добро — величайшая защита, либо величайшая опасность — в зависимости от того, как вы на него реагируете»[49]. Другой религиозный деятель, один из известных мистиков нашего века Даниил Андреев, описывая мучения грешных душ в нижних слоях ада, замечает, обращаясь к современникам: «... тем, которые возмущены суровостью законов (кармы. — Е. З. -А. ), можно ответить одно: так работайте же над их просветлением! Конечно, с умственными привычками гуманистического века легче бы сочеталось представление не о материальных муках, но о, так сказать, духовных угрызениях совести, тоске о невозможности любить и тому подобное. К сожалению, варварские эти законы создавались, очевидно, без учета настроения интеллигенции XX столетия»[50]. Таким образом, опираясь на собственный духовный опыт, автор утверждает наличие в загробном мире страшных физических страданий, которые должны быть угрозой грешникам, вызывающей у них ужас перед перспективой наказания. В христианстве одной из характеристик праведности прямо называется богобоязненность.
В то же время, восточное религиозное философствование, отождествляющее Бога и мир, ликвидирующее резкую грань между ними, выступает против страха перед высшими силами, ибо видит Бога, воплощенным во всем. «... Веданта не признает ни греха, ни грешника, ни Бога, которого нужно бояться. Бог — единственное существо, которого вы не можете бояться — это Он. Что же это должно быть за существо, которое боится Бога? — Это должно быть существо, которое боится своей тени... », — пишет Вивекананда. И чуть выше: «Веданта верит только в один грех, только один в мире — и это вот что: момент, когда вы думаете, что вы — грешник, или что кто-либо грешник — это грех»[51]. (Впрочем, несмотря на прекрасные идеи Веданты, реальные религиозные организации на Востоке, как и на Западе, всегда активно включали страх в свой арсенал средств воздействия на верующих. Среди многочисленных индуистских и буддийских богов есть гневные и карающие, также требующие молитв, покаяний и жертвоприношений, как и боги других вероисповеданий. Религиозная регуляция поведения людей непременно замешана на преклонении и страхе. В современном обществе официальной и постоянной ареной для страха стали определенные пласты массовой культуры. Издавались и издаются триллеры — рассказы и романы, специально предназначенные для возбуждения страха, снимается множество кинокартин, призванных привести благочестивых граждан в состояние ужаса: это и жуткие детективы, и истории-катастрофы, и нескончаемые серии об оживших мертвецах-оборотнях и агрессивных инопланетянах. Почему? Зачем это людям, и без того невротизированным вполне реальными угрозами и страхом перед трудными жизненными проблемами? Или допустимо отозваться о широкой публике в соответствии со старой шуткой из записных книжек И. Ильфа: «Край непуганых идиотов. Самое время припугнуть»? Думается, успех «пугательной продукции» основывается на некоторых особенностях человеческой психологии. Каждый из нас помнит, как привлекательны в детстве страшные сказки, все эти «черные руки», ведьмы, упыри и прочая фантастическая нечисть. Пока слушаешь, зуб на зуб не попадает, коленки трясутся, зато как хорошо потом смеяться над своими страхами при ярком свете дня или пренебрегать этими «детскими баснями», когда зажжена лампа и вся семья в сборе. Сначала страх сплетен с восторгом, с ощущением тайны, выхода за пределы обыденности, а потом страх преодолен, на него можно глядеть свысока. Во всех случаях такого рода угроза, вызывающая страх, является ирреальной, не способной дотянуть до читателя и зрителя свою когтистую лапу. Она где-то, не здесь, и «взаправду» ловит в свои сети кого-то совсем другого, в ином измерении.
Тяготение к продукции «индустрии ужасов» обусловлено двумя причинами. Первая — скука. При достаточно благоприятных и спокойных социальных условиях человеку надоедает однообразие размеренной жизни. Именно к такой публике обращаются авторы предисловия книги «Ночь мягкого ужаса. Любимые рассказы Хичкока и прочие истории». Они пишут, что «мягкий» рассказ ужасов прикасается к некоей границе в душе читателя. «Эта граница отделяет в его душе надежный, до скуки изученный, полностью осознанный и контролируемый район цивилизованности от безбрежного поля, где живут страхи всех наших животных предков: кошмары, приматов, переживания земноводных, ужасы инфузории-туфельки. Мы давно уже не испытываем таких страхов, положенных нам эволюцией, — от них происходят освежающие наш организм выбросы адреналина»[52]. Очевидно, что в столь экзотических способах повысить свой адреналин читатель нуждается только тогда, когда он не испытывает в повседневности никаких негативных эмоциональных стрессов. Другая причина обращенности к созерцанию кошмарных видений — это подспудное желание убедиться, что «в жизни не так жутко, как можно было бы подумать». Фильм страшнее. Возвращение из искусственного страха оказывается праздником, повседневные страхи — ничем в сравнении с жутью чужой фантазии: да мы, оказывается, не так уж плохо живем! И акула нас не съела, и небоскреб не загорелся, и лифты пока не попадали, и упыри в гости приходят редко! Однако «ужасное» в искусстве не должно переходить некоторых границ, после которых оно перестает быть развлечением и оказывает лишь угнетающее, тормозящее воздействие, способное вызвать страх и депрессию в обычной жизни. А это уже совсем другое дело. Настоящего страха, тяжелого, неотвязного никто не просит. Да его и так хватает. Проблема в ином: можно ли жить и умирать без страха? Можно ли с ним бороться и ему противостоять?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|