Глава 3 Лень . Лень как состояние сознания и феномен обыденности
Глава 3 Лень Лень как состояние сознания и феномен обыденности «Лень-матушка раньше тебя родилась! » Такую фразу — укоряющую и ироничную одновременно — большинство изнас слышали с детства. «Вставай, лентяй, в школу опоздаешь! » — голос мамы. «Ох, уж, эти лодыри и шалопаи! Совсем не хотят заниматься! » — сокрушается учительница. «Не ленись, на зарядку становись! » — бодрый радио-голос. А почему, собственно, не ленись? А я хочу лениться! Мне нравится валяться допоздна, и считать ворон, и не чистить зубы! Разве состояние лени — плохое? В том-то все и дело, что о внутреннем переживании лени мы не можем однозначно сказать, как о страхе: «темное мироотношение». Настоящий, не «игрушечный» страх ломает душу, а лень, на первый взгляд, ничего такого скверного с нею не делает. Она домашняя, ручная и похожа на толстую кошку, которая спит весь день возле батареи. Лень эмоционально нейтральна, может быть, даже приятна. Она становится раздражающей и враждебной лишь когда проявляется через скуку, через томление от безделья, т. е. когда начинает разрушать сама себя. В русском языке много выражений, связанных с ленью. «Доленился донельзя». «Изленился совсем». «Изленился вдоволь». «Шибко обленился». «Проленился все лето». «Разленился и раскис». «Подленивается маленько». «Все вы переленились». И названия: — «ленивец», «лентяй», «лодырь», «бездельник», «гуляка праздный» употребляются часто и указывают на бытовое, широко распространенное явление. Явление, которое получило отражение и в литературе. Образ Ильи Ильича Обломова гениален, ибо живописует «добрую русскую лень», прекраснодушную и бессильную, затягивающую, как болото, уютное теплое болото, где глохнут любые порывы, а толчки извне попросту не ощущаются. И почти через сто двадцать лет после романа Гончарова В. Высоцкий вновь пишет: «Грязью чавкая жирной да ржавою, вязнут лошади по стремена, но влекут меня сонной державою, что раскисла, опухла от сна». Никуда она, родимая лень, не ушла! В общественном сознании лень, как правило, оценивается негативно. Народные сказки полны историй про Ленивиц, которых наказывают добрые волшебники, и Рукодельниц, которых они щедро награждают. Уже в наше время было создано несчетное число книжек и мультфильмов, посвященных тому, как нерадивого ученика наказывает сама лень, насильно заставляя его бездельничать и запрещая всякую работу, в результате чего бедняга начинает так маяться скукой, что готов на любой тяжелый труд и любое усердие, лишь бы лень выпустила его из своего царства.
Крайне отрицательная оценка лени выражена в широко известном высказывании: лень — мать всех пороков. (Несколько иного мнения придерживался И. Кант. С презрением относясь к лени, он считал, тем не менее, что если бы не вмешивалась лень, неутомимая злоба могла бы принести людям куда больше вреда, чем совершается сейчас. С этим трудно не согласиться, зная, как нелениво люди порой преследуют своих ближних). Дело в том, что праздная сонная лень делает ее носителя потенциально опасным как для окружающих/так и для самого себя. Невыполнение обязанностей, работа спустя рукава, надежда на «авось» приводят к тому, что на лентяя ни в чем нельзя положиться: и пообещает, да не выполнит. Оправданий сколько угодно, а причина одна — неохота. Ленивый даже самого себя не желает уберечь от опасностей. Недаром говорят: лень, отвори дверь, сгоришь! Хоть сгорю, да не отворю! И тем не менее, лень ассоциируется не только с порицаемыми чертами человека: нерадивостью, расхлябанностью, несобранностью, безответственностью. В массовой психологии существует некоторое умиление перед самой возможностью быть ленивым. Позволить себе быть ленивым может прежде всего тот, кто хорошо защищен, обеспечен, богат, имеет прочную социальную поддержку. Поэтому наряду с порицанием лени бытует и мечта о лени, зависть к лени, объединение лени с аристократизмом, барством. В этом случае лень выступает как антитеза озабоченности (лень — беззаботность, беспечность), поглощенности «зарабатыванием на жизнь», вынужденной суете, пригибающей человека к земле. Лень оказывается обратной стороной свободы (я свободен лениться! ). Лень связывается с изнеженностью, незлобивостью, отсутствием напора, агрессии (вот почему «отрицательный» гончаровский Обломов нередко вызывает у читателя больше сочувствия и симпатии, чем деловой строгий и энергичный Штольц), Строчка А. Вертинского «с неба льется голубая лень» хорошо выражает эту романтизацию лени, соотнесение ее с богатством, мягкостью, отдыхом. Или вот еще выражение, нередко встречающееся в литературе нашего «серебряного века»: «ленивый и томный» (взгляд, жест). Хотя леность как личностная черта может выражать не только мягкость, но и высокомерие (опять же аристократическое), В человеческих отношениях позволяет себе лениться (не стараться, не трудиться, душой) тот, кто считает, что он и так хорош, высок, достоин всяческих благ, кто убежден, что он и без личностных усилий — хозяин положения.
Но отвлечемся от имиджа «престижного лентяя» и обратимся к «лентяю обыкновенному» и лени как черте повседневной жизни, объективно мешающей благополучию и успеху. Здесь необходимо понять механизмы ее возникновения и существования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|