Страх и бесстрашие
О страхе есть самые разноречивые мнения. Даже у одних и тех же авторов. Так, в небольшой работе Ж. -П. Сартра «Очерк теории эмоций» мы находим два противоречащих друг другу представления о страхе. В одном случае он выступает как своеобразная «хитрость сознания», как некий спектакль, который разыгрывает человек с самим собой, дабы любыми средствами избежать столкновения с неприятными для себя обстоятельствами. Страх в этом случае оказывается уловкой, попыткой перехитрить собственную свободу принимать решение, в прямом смысле слова «прикинуться шваброй» (речь идет об обмороке от страха перед лицом опасности). Однако тут же Сартр покидает свою позицию строгого судьи, порицающего труса за его нечестный розыгрыш, и говорит о том, что страх — это проявление «магичности» самого мира. «Потому что ужасное невозможно в детерминистическом мире средств. Ужасное может появиться только в таком мире, где все существующее было бы магично по своей природе и где возможные средства против этого существующего тоже были бы магичны»[53]. Если вопрос о «магичности мира» лично для меня остается открытым, то с положением о «розыгрыше» страха я никак не могу согласиться. Хорош или плох феномен страха, но он реален, фактичен и весь вопрос в том, какое место занимает он в жизни человека, фундаментален он или произведен, преодолим или непреодолим. Некоторый ответ на эти вопросы дает даже самое простое эмпирическое наблюдение, давно проведенное психологами. На страх люди могут реагировать по-разному. Один вид реакции (тот самый пассивный страх, о котором пишет Сартр) — это оцепенение, ступор, потеря дара речи и способности двигаться, некая
парализованность, какая часто бывает с человеком во время кошмарных сновидений (в обморок от страха в наши дни падают редко, это по большей части прерогатива романов прошлого века). Вторая реакция на страшное, пугающее прямо противоположна первой. Это — смелость, проявляющая себя в активном действии, ответном ударе, агрессии, сопровождаемой, вполне вероятно, гневом и яростью. При таком ответном действии страх исчезает, улетучивается, как бы поглощается действием, сжигается в энергетическом котле ответного натиска. Был ли страх первичен, бытиен, а теперь он сметен проснувшейся храбростью? Или это храбрость была на некоторый момент подавлена страхом? «Как бы то ни было, — пишет исследователь психологии стрессовых состояний Л. А. Китаев-Смык, — но страхи естественно поглощаются экстенсивными стремлениями организма. Это выражается в самовосхищении, в удовлетворении при раскрытии своих способностей на фоне окружения. Один из способов самовыражения — активное внедрение в жизнь, навстречу опасности и благополучию»[54]. Можно, разумеется, с достаточной степенью приблизительности перечислить некоторые условия преодоления страха и замены этого тягостного переживания «храбрым поведением». Это прежде всего возможность встретиться с опасностью лицом к лицу, т. е. знать ее, понимать, чтобы иметь возможность для адекватной реакции, ответа и маневра. Самой страшной бывает опасность непонятная, неизвестно откуда идущая, неуловимая, безликая. Наиболее мрачные детективы строятся на таинственности преступника (вспомним, хотя бы фильм С. Говорухина «Десять негритят», поставленный по знаменитому произведению Агаты Кристи и создающий в зрительном зале гнетущую атмосферу страха и безысходности). Пока опасность не раскрыла себя, с ней невозможно бороться, а значит, страх продолжает господствовать над человеком, не давая возможности проявиться храбрости и мужеству.
Если опасность понятна, необходимо адекватное движение ей навстречу, хотя такое движение не обязательно должно быть лобовым и может включать в себя самые разные ухищрения. Решимость не отступать хорошо выражена в поговорке: двум смертям не бывать, а одной не миновать. Движение навстречу опасности, вступление в противоборство с нею (даже если это противоборство включает тактику избегания) пробуждает морально-психологические механизмы, связанные с достоинством человека. Нередко ценность собственной жизни оказывается менее значимой, чем ценности, связанные с требованиями общества и коммуникацией: общественное мнение, память людей о тебе, соответствие принятым идеалам, верность идее и т. д. Человек, который занял внутреннюю позицию противоборства, возвышается над собственным страхом, преодолевает его. Наиболее яркие черты бесстрашия могут проявляться тогда, когда преодоление страха и атакование опасности происходят прилюдно. Недаром говорят: на миру и смерть красна. Активное противодействие угрозе, порождающей страх, сопряжено, кроме всего прочего, с занятостью сознания и эмоций человека. Когда ты действуешь, тебе некогда бояться. Дело в том, что страх — эмоция «самозаводящаяся». Нет ничего страшнее страха. Когда он овладевает душой человека, то выбраться из него оказывается чрезвычайно трудно, труднее, чем из гнева или восторга. Страх делает человека подозрительным, тревожным, не оставляет его ни на минуту. Пропитывает своими ядовитыми парами всякие мысли и чувства. Тогда сознание боящегося сужается, сжимается в точку, концентрируется на опасности, закрываясь от всего остального мира. Чтобы сознание не сузилось, необходимо действие и вся связанная с ним работа сердца и ума. Однако есть ситуации, где наша активность и деятельность блокированы. Это бывает не только при мнимой, но и при реальной угрозе. Например, когда человек лежит под бомбежкой и не может не только ей активно противостоять, но даже шевельнуться. Или когда люди, никак не причастные к политике, попадают, «как кур в ощип», в водоворот политических конфликтов, да еще разрешаемых при помощи оружия, т. е. по ним «прокатывается каток истории». Как быть тогда?
Думается, и здесь можно не дать страху полностью овладеть душой. Мы не только актуально переживаем мир, но и обладаем замечательной способностью относиться к собственным переживаниям, оценивать их. Мы способны позволить себе погрузиться в страх, провалиться в него, да еще и подкрепить свой «нырок» рассуждением: «Как же тут можно не бояться? ». Но также возможно, боясь, противостоять самому страху, как внутреннему врагу, как темной силе, которую можно и нужно игнорировать, будто ее вовсе не существует. «Свобода выбора отношений к нашим психологическим состояниям, — пишет В. Франкл, — распространяется даже на патологические аспекты этих состояний... (... ) Я видел параноиков, которые из своих иллюзорных идей преследования убивали своих мнимых врагов; но я встречал также параноиков, которые прощали своих предполагаемых противников. Эти параноики действовали, исходя не из своего психического расстройства, а, скорее, реагировали на это расстройство, исходя из своей человечности»[55]. (Именно такое «отделение человека от самого себя», дистанцирование от собственных переживаний, неполная слитность с ними и позволяет преодолевать страх даже там, где невозможно активно отреагировать на эмоцию, кинуться в действие, проявить актуальную зримую смелость. Большое внимание преодолению страха уделяет эзотерическая литература, представленная как восточными, так и западными авторами. Однако для эзотериков страху противостоит не другой аффект — смелость, храбрость, а спокойствие, точнее даже сказать, — покой. Именно глубокий и непоколебимый внутренний покой способен спасти человека от его скованности и раздраженности, постоянных тревог и боязней. Слово «бесстрашие» приобретает здесь свой собственный смысл: бесстрашие, жизнь, не знакомая с трепетом за свое «я», за судьбы близких, и вообще за что-либо смертное в этом непостоянном изменчивом мире. И если страх — ад, то покой — блаженство. Представители восточной эзотерики прекрасно отдают себе отчет в том, что искоренить страх — весьма не простое дело. Так Шри Ауробиндо Гхош отмечает, что постоянный страх Живет в нас на уровне клетки, что это — страх жизни, внедренный в Материю, что с упрямством мула «примитивный клеточный разум» твердит и твердит однажды выученный Урок боли и боязни. Мы привыкаем ловить «вибрацию страха» всеми внутренними «антеннами» своего организма, мы делаем это всю жизнь, постоянно сжимаясь от ужаса, будто в ожидании удара. Для освобождения от страха нужна постоянная работа над собой, успокоение всех видов разума, существующих в нас, — от ментальной сферы до клеточного уровня.
Другие авторы (Раджниш, Кришнамурти) предлагают несколько иные пути. Например, чтобы преодолеть некое негативное переживание, надо полностью идентифицироваться с ним, стать как бы его частью, слиться и прочувствовать его полностью и до конца. Тогда вскоре эмоциональная волна отхлынет, страх ослабнет, исчезнет. Однако все авторы сходятся на одном: необходимости медитации, приобщения к Космическому сознанию, к интегральному синтезирующему взгляду на мир, к той сфере, где нет противоборствующих интересов, угрозы и страха, а есть вечная гармония и сопутствующая ей глубокая радость. «Страх, сомнения, тревога и вся земная суета будут просто смыты, так как внутри вас нерушимый покой... Когда мы медитируем, мы обязательно почувствуем Бесконечность, Вечность и Бессмертие внутри себя. Но когда мы созерцаем, мы увидим, что мы сами — Бог, что мы сами — Бесконечность, Вечность и Бессмертие. Созерцание означает наше сознательное единство с бесконечным вечным Абсолютом»[56]. Именно с этим великолепным спокойствием, отрешенностью от страха и суеты эзотерики приходят в обыденную жизнь и полагают, что такого состояния может достичь каждый. Сверхчеловеческое для человеческого? Возможно это так, если счастливый, лишенный страха покой может сочетаться с земной любовью к тому, что смертно и еще не поднялось на ступень вечности. Один из самых тягостных страхов, о которых мы уже упоминали на предыдущих страницах, — это страх смерти. Смерть всегда маячит перед каждым из нас. Самый древний и простой из силлогизмов начинается с фразы «Все люди смертны», так что даже логика отталкивается от нашей смертности, как от аксиомы, исходного положения. Именно поэтому так важно научиться преодолевать страх смерти, способный серьезно отравить жизнь. Можно прожить девяносто лет и все время непрерывно бояться, так что наконец пришедшая смерть окажется избавлением от мучений затянувшегося ожидания. Религия с древних времен учила людей умирать без страха, совершив соответствующие приготовления и распрощавшись с этой, здешней жизнью, за пределами которой начнется иная. Авторы знаменитой Тибетской книги мертвых (Бардо Тедол) трогательно поучают умирающего, подсказывают ему, как себя вести в момент расставания с бренной земной оболочкой: «Будь осторожен и внимателен! Не спеши! Не пугайся! Ты — умер. Пойми это и не цепляйся за ушедшее, не береди чувств, не давай им разыграться и поглотить тебя. И далее: «Не пугайся! Ничто не может тебе повредить, ибо тебя — нет! Поэтому ты можешь стать, чем захочешь»[57]. Примечательно то, что знатоки загробного путешествия все время говорят уходящему в мир иной: «Не бойся! » Страх — худший советчик, его не должно быть. По мнению тибетских проводников, страх способен помешать человеку понять, что все окружающее его в Потустороннем мире — результат его собственного сознания, и выбрать правильную позицию и верный путь.
В наши дни благородная деятельность таких исследователей смерти, как Раймонд А. Моуди, Элизабет Кюблер-Росс, Станислав и Кристина Гроф, помогает людям в преодолении страха смерти. Больной, последовательно подготавливаемый к встрече с неизбежным, испытывает не депрессию и тоску, не смертный изматывающий страх, а надежду на новые перспективы, собирается с мыслями для переоценки и осознания всей своей прожитой жизни, для встречи с Божественным светом, с теми трансцендентными, но добрыми и прекрасными силами, которые прежде были скрыты от него чувственными видениями эмпирического мира. Конечно, ученые и по сей день ведут споры о том, можно ли считать достоверными материалы, полученные С. Грофом и Р. Моуди. Говорят о том, что это и не посмертье вовсе, а пред-смертье, иллюзии угасающего сознания. Однако как бы то ни было, никто не может однозначно утверждать, что загробная жизнь не существует. А значит, есть надежда, и, возможна вера, и существует основание для того, чтобы не разрушительный страх сопровождал нас в нашем последнем пути, а благодарность за земную жизнь и любопытство путешественника, отправляющегося в новые края (а, может быть, и в прежние, но, к сожалению, забытые в сумятице земных тревог). Мы должны жить без страха, мы должны без страха рождаться в новый мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|