Лень — результат социокультурных факторов
Сегодня, когда наша страна находится на очередном историческом перепутье и вынуждена вновь менять формы общественной жизни, выяснилось, что великой преградой на пути возвращения в лоно цивилизации является неготовность к этому самого человека. Важнейшие составные такой неготовности — пассивность, лень, нежелание усердно работать, привычка к разгильдяйству. Помилуйте, может сказать кто-нибудь, наши люди трудились все минувшие десятилетия, не разгибая спины, да еще ив тех условиях, которые нередко и не назовешь человеческими: без должного вознаграждения, без жилья, без нормального питания... Но в том-то все и дело, что труд, лишенный верных стимулов, не воспитывает трудолюбия. В свое время, характеризуя современное ему классовое общество, К. Маркс отмечал: когда к труду перестают принуждать, от труда бегут, как от чумы. Оно и понятно: па принуждении, приказе далеко не уедешь. История России этоподтвердила. Я далека от того, чтобы приписывать леность всему без разбору населению нашей огромной страны. Это было бы несправедливо. Вот и западные предприниматели отмечают, что россияне могут быть хорошими работниками, ничуть не хуже своих коллег за рубежом. Однако все же надо признать, что некая весьма внушительная ленца, стремление к праздности как наилучшему состоянию, разболтанность и расхлябанность издавна свойственны нашему общественному сознанию. Пословица «Работа — не волк, в лес не убежит» в этом смысле весьма симптоматична. Откуда же взялась эта мистически сильная лень? Почему она не преодолена в ходе нынешнего столетия, выведшего многие прежде довольно сонные страны на дорожку всемирных бегов?
Разумеется, надо сказать несколько слов об истории, о том, с чем подходила наша страна к XX веку. Как известно, в ней только начинал нарождаться капитализм, и «деловая психология» Запада не стала достоянием масс. К революции 1917. года Россия пришла все еще обремененной феодальными традициями, приноровленной к крестьянскому циклу с неторопливым течением жизни. Еще была жива память об общине, не вышла из нищеты и грязи деревня. Вековые привычки, вроде непременного послеобеденного сна, по-прежнему, пеленали великую страну. Надо сказать, что и православие, в отличие от западного протестантизма, не вело народ по пути повышенной деловой активности и истошного трудолюбия. Если протестантизм тесно связал успехи в мирской деятельности с богоизбранностью, то православие всегда ориентировало на спасение через церковь, а не через мирские успехи. О сонной, вялой, скучной и ленивой провинциальной России в русской литературе конца XIX начала XX века написаны тома. И вот эта Россия, разумеется, имеющая своих «Левшей», но отнюдь не стремящаяся к увеличению их числа, попадает в ситуацию беспримерного социального эксперимента. И эксперимент этот, как стало вскоре понятно любому непредвзятому уму, стимулировал и поддерживал фантазию, политический задор, чувство жертвенности, идейный пафос, но только не любовь к размеренному труду и деловой активности, хотя на знаменах революции были начертаны благородные слова об освобожденном труде и вознаграждении по трудовым заслугам. Первым пособником лени в Советской стране стала реальная уравнительность, нарушение того самого принципа воздаяния «по труду», который ставился на словах во главу угла нового строя. Реальное и стремительное свертывание рынка устранило объективные способы оценки деятельности и ее результатов. В оценке того, кому сколько платить, стал господствовать субъективизм и произвол. А подкрепленные уравнительными идеями, они и привели к тому, что бездельник и лодырь стали зарабатывать столько же, сколько старательный рачительный работник.
Сложный труд приравняли к простому, умственный расценили как барство, не заслуживающее почтения и вознаграждения. В результате к середине восьмидесятых годов разложение сознания и распад трудового эпоса достигли небывалых размеров. Лень и очковтирательство не влекли за собой негативных последствий, нередко были даже выгодны, и поэтому оказались соблазнительными для миллионов людей. А, как мы уже отмечали выше, скатиться к лени просто, куда сложнее ей противостоять. В стране, где не работают механизмы пряника, зато хорошо слышен посвист кнута, где экономическая мотивация молчит, трудно не впасть в болото лености. Укреплению лени как повседневного явления способствовал и низкий уровень потребностей, исходно низкий в полуголодной крестьянской стране, и впоследствии укрепленный многолетней борьбой с «мещанством». Чтобы быть тем самым презренным «сытеньким обывателем», человек должен стараться, мастерски выполнять свое дело, кто бы он ни был: рабочий, инженер, торговец или ремесленник. Как известно, западный «средний класс», составляющий становой хребет общества, это класс высококвалифицированных специалистов, людей усердных и неленивых, что и дает обществу в целом и им в частности возможность жить удобно и со вкусом. Стремление, жить еще лучше, иметь не только необходимое, но и предметы роскоши, возможность путешествовать, свободу самовыражения поощряет к неустанному труду. В этом плане гораздо труднее иметь дело с «нашим человеком», который, во-первых, привык, что за старание все равно не вознаграждают, а во-вторых, довольствуется столь малым, что вовсе не склонен слишком уж потеть для достижения большего. Те процессы, которые в настоящее время идут в России, — экономический распад, падение производства, скрытая и явная безработица, возникновение крупного мафиозного капитала, построенного на «продаже воздуха», резкое безосновательное обогащение одних за счет ограбления других — отнюдь не способствуют воспитанию тщания и трудолюбия. Конечно, грабитель и рэкетир, спекулянт и проститутка могут быть достаточно «не ленивы» в своем деле. Разрушать — не строить, отбирать — не производить. Однако вряд ли такое своеобразное трудолюбие, а вернее, несозидательная активность могут помочь процветанию общества и развитию личности. Путь надувательства и грабежа, незаконного отъема плодов чужого труда, обмана — это все же легкий, «ленивый» путь, который в конечном счете заведет в тупик, когда отбирать и перепродавать станет просто нечего.
Наличные экономические механизмы пока не стимулируют аи: упорной созидательной деятельности, ни рачительного, ведения хозяйства. Ленивые привычки полуфеодального общества, не изжитые в ходе массовой индустриализации, получают в наши дни новый облик и новое наполнение, из них вырастают тенденции к «легкой наживе», полупреступному промыслу, тесно связанным с великой духовной и душевной ленью. Остается лишь надеяться, что страна выдержит и этот исторический вираж, не утратив до конца позитивных устремлений и навыков, которые всегда существуют в народе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|