Как быть не ленивым?
Вопросом о том, как человеку быть неленивым, должны прежде всего задаваться родители, растящие ребенка, а потом и школьные учителя. Сама растущая и развивающаяся личность начинает осознавать лень как проблему гораздо позже, когда сталкивается с противоречием: желание чего-то добиться в жизни, занять определенное место и отсутствие умения работать, добиваться, трудиться. Мы выяснили на прошлых страницах, что лень достаточно глубоко коренится в недрах человеческого подсознания, что она может носить даже энергетический характер, поэтому одолеть ее — не такое простое дело. Нередко и в школе, и в различных педагогических пособиях речь идет о воспитании силы воли, о том, что импульс к безделию надо преодолевать, заставляя себя делать неинтересную и неприятную работу, находиться в состоянии постоянного самоиспытания: кто кого— я лень или она — меня? Не отвергая полностью роль волевых усилий и полезных привычек, я хотела бы обратить внимание на другую сторону проблемы: на мотивацию человеческих поступков. Конечно, мотивация может быть чисто экономическая (родители дают сыну за пятерку деньги или подарки), но она может иметь и другие формы. Кто-то преодолевает свою лень, чтобы считаться лучшим учеником, кто-то — чтобы понравиться однокласснику или однокласснице. Есть дети, которые стараются учиться ради того, чтобы оказывать воздействие на однокашников, иметь у них реальный авторитет. Наконец, учиться с усердием можно и потому, что тебе любопытно, ты захвачен самим материалом, он отвечает твоим способностям и склонностям. Вот эта разнообразная мотивация и лежит в основе старания, тщания, внимания и трудолюбия, а воля лишь поддерживает мотив и связанную с ним деятельность, как бы подбадривает импульс, не дает ему угаснуть. Таким образом, главным действующим лицом при трудолюбии, главным врагом лени оказывается интерес. Я разделяю мнение на этот счет таких психологов и педагогов, как Д. Карнеги, А. Леви, С. Соловейчик.
Именно интерес в разных его формах заставляет нас с головой окунуться в работу, проявлять дотошность и точность, стремиться к успеху вопреки препятствиям и не пасовать перед трудностями. И в учебе, и в последующей трудовой деятельности самыми успешными оказываются те, чей интерес оказался самым стойким. Лучше всего, если содержательный интерес к деятельности сочетается и с интересом экономическим, и со стремлением получить людское признание. Такая полимотивация порождает неисчерпаемое трудолюбие, и для лени, сонного пассивного прозябания, попросту не остается места. Думается, мы в полной мере еще не осознали великую созидательную роль интереса, его мощь, способную пробивать любые стены, даже если эти стены возведены объективными обстоятельствами. Лень — антистрасть, а интерес — страсть, он конструктивен и всегда побеждает силу инерции. А что же воля? Неужели совсем не нужна? Конечно, нужна, но она выполняет служебную роль. Она нужна, когда встречаются утомительные и нудные моменты в деятельности, когда возникают временные разочарования, когда кажется, что сам интерес слабеет. Интерес и воля в некотором роде составляют органичное целое, воля к достижению цели — одно из проявлений интереса, его важная грань, не всегда очевидная стороннему глазу. Даже скучную, однообразную и не слишком-то заработную работу человек, при желании, может сделать для себя интересной. Такие случаи сознательного превращения неинтересного в интересное описывает Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить». Здесь масса возможностей: соревновательность (соревноваться можно и с другими, и с самим собой); поиск собственных черт и качеств, моменты престижа; приписывание скучной работе новых смысловых характеристик и т. д.
Доминирование интереса в выполнении той или иной работы означает, что эта работа (вообще деятельность) имеют для человека смысл. Лень же рождается и успешно разрастается на почве бессмысленности существования, отсутствия значимых ориентиров. Вставать? Стараться? Напрягаться? Из кожи вон лезть? А зачем? Тот, кому совсем незачем действительно не встанет и не начнет действовать. Так и останется пребывать неподвижной копной. А уж если заставят силой, непременно найдет тысячу лазеек, чтобы все-таки отвертеться от тягостного занятия. Родная сестра лени — скука, потеря интереса к текущей жизни, смысловая пустота. Правда, скука может действовать на человека no-разному. Виктор Франкл считает, например, что скука существует, чтобы мы бежали от бездействия. Действительно, когда скука не стала общим фоном души, она толкает к активности, противостоит лени, человек начинает поспешно искать те смыслы и тот интерес, которые не явились ему сами, спонтанно, в ходе жизни. Но в случае погружения в скуку, срастания с ней, человек становится, так сказать, идейным лентяем, полагая, что незачем браться ни за какие дела: «За что ни возьмись, все равно скучно». Борьба человека с собственной ленью, это прежде всего, борьба со скукой, осознанное стремление видеть мир осмысленным, находить смыслы и вносить их в жизнь. Как это сделать? Современные психотерапевты, такие как уже упоминавшиеся выше Д. Карнеги, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Берн, дают на сей счет ряд советов, однако надо понимать, что такое предприятие, как поиск смысла, — глубоко личностная, интимная задача каждого, никто не сможет выполнить ее за нас. Ищите ведущие смыслы своей жизни, и вас не посетят ни скука, ни лень!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|