! Подождите, пока нетерпение ребенка достигнет апогея, и только тогда дайте ему первый урок. Это позволит добиться больших успехов в относительно короткий промежуток времени.
! Подождите, пока нетерпение ребенка достигнет апогея, и только тогда дайте ему первый урок. Это позволит добиться больших успехов в относительно короткий промежуток времени. 3. 188 Ситуация. Мама обратила внимание на то, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. Когда ему предлагают: «Иди поиграй с ребятами», он отмалчивается. ? Отметьте возможные причины создавшейся ситуации. ? Какой стиль общения реализуется мамой в данной ситуации? ? На основе личностно–ориентированной модели общения постройте возможный разговор мамы с сыном. Решение. Причин создавшейся ситуации может быть несколько. Среди них: ♦ неумение мальчика устанавливать взаимоотношения со сверстниками; ♦ неумение ребенка играть; ♦ возможно влияние личностных качеств, не соответствующих у данного ребенка качествам, доминирующим в компании сверстников; ♦ разный уровень интеллектуального, физического развития; ♦ неверно выбранный стиль общения мамы с сыном, например преобладание дисциплинарной модели общения. ! Систематически изучайте психологические особенности своего ребенка. 3. 189 Ситуация. В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта: ♦ стремление командовать сверстниками; ♦ неумение выслушивать не очень складную их речь. ? Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем. Решение. Либо авторитарное поведение Мити и давление на сверстников будут продолжаться и даже усиливаться, либо он станет отвергнутым, так как дети начнут на него жаловаться воспитателю или объединяться вокруг кого–то другого. Если в группе появится новый дошкольник, который займет лидирующее положение, то Митя может оказаться в положении изолированного. Возможны и другие варианты.
3. 190 Ситуация. Иногда в своем стремлении во что бы то ни стало разузнать истину («Кто разорвал скатерть? ») родители так увлекаются расспросами, что провоцируют детей на ложь. ? Какой должна быть тактика поведения родителей в таких ситуациях? Решение. В таких ситуациях обычно ребенок сам напуган тем, что сделал. Страх удерживает его от признания в содеянном. Если родители считают, что ребенок серьезно провинился, то лучше начать расспросы с мелочей и не задавать вопросов, ответы на которые заведомо известны. В последнем случае спрашивают только затем, чтобы уличить ребенка, а он хочет сохранить свое «Я». Оставьте ему право на личную жизнь. ! Избавляйте детей от соблазна солгать. И не задавайте вопросов грубым тоном. 3. 191 Ситуация. Мама регулярно напоминает Саше (4 года 7 месяцев), что надо быть честным, усидчивым, послушным и т. д. Не надо думать, что Саша не хочет быть таким. Он хочет… Но почему–то не получается. ? Дайте психологическое объяснение данной ситуации. ? Дайте совет маме, что она должна делать в данном случае. Решение. Если мама хочет, чтобы ее сын стал честным, усидчивым и т. д., она должна прежде всего создать условия для воспитания указанных качеств, а не ограничиваться разговорами о них. ! Воспитанию может помочь своеобразная форма общения в совместной деятельности с сыном. Мама в игре должна быть одновременно и организатором, и участником ее (проявляя при этом воспитываемые качества). 3. 192 Ситуация. Вася (6 лет) в общении со сверстниками обычно их перебивал, критиковал, совершенно не желая их обидеть, будучи уверен, что имеет дело с равными партнерами. В результате возникали конфликты.
? К какому типу нервной деятельности предположительно можно отнести таких детей, как Вася? ? На что должен обратить внимание взрослый, беседуя с Васей? Решение. Поведение Васи характерно для детей с сильным, подвижным типом нервной деятельности. Активный ребенок в дошкольном возрасте еще не может осознать, что не все дети одинаковы. Взрослому надо корректно объяснить Васе, что люди отличаются друг от друга и необходимо понимать других, их состояние и особенности восприятия. Но не нужно говорить о его исключительности, например, так: «Ну, что ты хочешь, ты способнее, вот они и завидуют». 3. 193 Ситуация. Мама, ожидая второго ребенка, обратила внимание на то, что ее сын стал беспокойным, плаксивым и не хочет от нее отходить. ? Когда следует рассказывать ребенку о маминой беременности? Решение. Обычно дети улавливают, что происходит в их семье, проявляют внимание и к меняющейся форме тела матери. И чем меньше разница в возрасте между первым и вторым ребенком, тем ревнивее первенец. Поэтому ребенок старается быть поближе к маме, показать, какой он хороший. Все его фантазии вертятся вокруг самого волнительного для него: что будет с ним, что вскоре ожидает его? Маме необходимо рассказывать ему о скором появлении братика или сестренки. Надо заинтересовать его преимуществом новой ситуации: когда малыш подрастет, с ним можно будет играть, в доме станет интереснее и веселее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|