6.2.6. Штрафные санкции за просрочку платежа
6. 2. 6. Штрафные санкции за просрочку платежа В некоторых договорах финансовой аренды ставится условием наложение штрафных санкций на арендатора в случае просрочки арендных платежей. Подобный штраф, если он означает дополнительный доход для арендодателя, не дозволен в шариате. Причина заключается в том, что арендная плата, становясь подлежащей к выплате, представляет собой долг арендатора, значит, является предметом регулирования всех правил, относящихся к долгу. Денежное взыскание за просрочку платежа является однозначным ростовщичеством (риба), которое запрещено Священным Кораном. Следовательно, арендодатель не может взыскивать дополнительные суммы в случае просрочки платежа. Во избежание неблагоприятных последствий неправильного отношения к данному запрету может быть использована следующая альтернатива. Арендатора можно просить принять на себя условия, что в случае просрочки платежа за аренду он должен будет выплатить определенную сумму на благотворительность. Для этой цели финансист/арендодатель может поддерживать благотворительный фонд, куда будут направляться подобные деньги, включая предоставление беспроцентных займов нуждающимся людям. Сумма, причитающаяся к выплате на благотворительные цели арендатором, может различаться в зависимости от периода просрочки и рассчитываться на ежемесячной процентной основе. Согласие арендатора на подобные условия может выглядеть так: «Настоящим подтверждается, что арендатор берет на себя обязательство, что в случае несвоевременной оплаты аренды он должен будет уплатить в благотворительный фонд, поддерживаемый арендодателем, сумму, определяемую в качестве … % ежегодно за каждый день просрочки платежа, которая будет использоваться арендодателем исключительно на благотворительные цели, дозволенные шариатом, и не должна составлять какую-либо часть дохода арендодателя».
Подобное соглашение, несмотря на то, что оно не предусматривает компенсации альтернативных издержек капитала арендодателю за период просрочки, все же может служить сильным сдерживающим средством от несвоевременной выплаты арендных платежей. Правомерность подобного обязательства для арендатора и недопустимость каких-либо штрафных санкций или компенсаций в пользу арендодателя для его собственной выгоды была подробно рассмотрена в предыдущем разделе этой книги.
6. 2. 7. Прекращение аренды Если арендатор нарушает какое-либо из условий договора, арендодатель имеет право завершить контракт аренды в одностороннем порядке. Однако если со стороны арендатора подобных нарушений не имелось, аренда не может быть прекращена без обоюдного согласия. В некоторых договорах финансовой аренды ставится условие, что арендодатель имеет неограниченную власть по прекращению аренды односторонне по собственному желанию, на основании его собственного суждения. Однако это не соответствует нормам шариата. В некоторых договорах финансовой аренды встречается условие, в соответствии с которым в случае прекращения арендных отношений, даже если это произошло по воле арендодателя, плата за оставшийся арендный период должна быть выплачена арендатором. Очевидно, что это условие противоречит шариату и принципам равенства и справедливости. Главной причиной включения подобного условия в договор аренды является то, что основной концепцией подобных отношений является ростовщический заём, представленный в форме мнимой аренды. Поэтому приложены все усилия для того, чтобы устранить все логические последствия договора аренды.
В действительности подобное условие не может быть принято шариатом. Логическим следствием завершения договора аренды является то, что актив должен вернуться арендодателю. Арендатор должен оплатить аренду лишь за период до ее прекращения. Если прекращение арендных отношений было осуществлено в результате ненадлежащего или халатного использования объекта аренды, на арендатора может быть возложена выплата компенсации арендодателю за понесенные в результате этого убытки. Однако запрещено принуждать арендатора к выплате арендной платы за оставшийся период.
6. 2. 8. Страхование активов Если сдаваемое в аренду имущество страхуется посредством исламской модели «такафул», расходы, связанные с этим, должны ложиться на арендодателя, а не на арендатора, как это в основном происходит в договорах современного финансового лизинга.
6. 2. 9. Остаточная стоимость арендованного актива Другой важной чертой современной финансовой аренды является то, что по истечении арендного периода имущество арендованного актива, как правило, переходит в собственность арендатора. Так как к этому моменту арендодатель уже покрывает свои расходы дополнительно с прибылью, которая, как правило, равносильна сумме, которую можно было бы заработать от предоставления процентного займа на аналогичный период, то этим он уже исчерпывает свой интерес в отношении сдаваемого в аренду актива. С другой стороны, арендатор хочет удержать актив после истечения арендного периода. По этим причинам арендованный актив, как правило, передается арендатору в конце арендного периода, что может осуществляться как на безвозмездной основе, так и по формальной цене. Для того чтобы удостовериться, что актив будет передан арендатору, зачастую договор аренды имеет однозначно выраженное условие по этому поводу. Иногда это условие не упоминается в договоре однозначно, однако подразумевается, что собственность на актив будет передана арендатору по окончании арендного периода. Это условие, как оговоренное, так и упоминаемое, не соответствует принципам шариата. Хорошо известным правилом фикха является то, что одна сделка не может быть связана с другой сделкой таким образом, чтобы одна из них была предварительным условием другой. В данном же случае передача актива в конце арендного периода поставлена обязательным условием договора аренды, что не дозволено шариатом.
Изначальной позицией шариата является то, что арендованный актив должен быть исключительной собственностью арендодателя; по истечении арендного периода он должен обладать свободой выбора, как распорядиться арендованным активом: вернуть его себе, возобновить аренду, сдать актив другому лицу или же продать его арендатору или кому-то другому. Арендатор не может принуждать арендодателя продать актив по номинальной цене, подобное условие не может ставиться в договоре аренды. Но если арендодатель захочет передать актив арендатору после окончания аренды в качестве подарка или за плату, то он может сделать это по своей воле. Однако некоторые современные правоведы, принимая во внимание нужды исламских финансовых институтов, предложили альтернативу. Они утверждают, что договор иджара сам по себе не должен содержать условия о передаче актива в качестве подарка или за плату по окончании арендного периода. Однако арендодатель может предоставить одностороннее обещание, что по истечении арендного периода он продаст актив арендатору. Это обещание будет связано лишь с арендодателем. В соответствии с мнением ученых, принцип заключается в том, что это одностороннее обещание по вступлению в контракт на будущую дату является дозволенным, посредством чего обещающий обязан выполнить свое обещание, однако тот, кому обещали, не обязан вступать в этот контракт. Это означает, что он имеет возможность приобрести актив в будущем, в то же время он может выбрать, использовать ее или нет. Однако если он все же решит реализовать возможность покупки, то обещающий не может отказаться от ее исполнения, так как он обязан исполнить свое обещание. Таким образом, ученые предлагают арендодателю после вступления в договор аренды подписывать отдельное одностороннее обещание, в соответствии с которым он принимал бы на себя обязательства, что в том случае, если арендатор осуществит погашение всех арендных платежей и захочет купить актив по взаимно согласованной цене, арендодатель должен будет продать актив по этой цене.
Взяв на себя подобное обещание, арендодатель обязан его исполнить, а арендатор может купить актив в конце арендного периода, в случае если он погасил все арендные платежи в соответствии с договором аренды. Ученые также допускают, чтобы вместо продажи арендодатель брал на себя отдельное обещание подарить арендуемый актив арендатору в конце арендного периода при условии погашения им всех арендных платежей. Подобный договор называется «иджара ва иктина». Он был дозволен многими мусульманскими учеными современности и получил широкое распространение среди исламских банков и финансовых институтов. Действительность этого договора определяется двумя основными условиями. Во-первых, договор иджара сам по себе не должен обусловливаться данным обещанием продажи, однако обещание должно быть зафиксировано в отдельном документе. Во-вторых, обещание должно быть односторонним и обязательным только для обещающего. Оно не может быть двусторонним и обязательным для обеих сторон, так как это будет двусторонним договором, заключаемым на будущую дату, что не дозволяется ни при продаже, ни при дарении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|