6.4. Прямая аренда. 7.1.1. Условия салам
6. 4. Прямая аренда Другой концепцией, получившей развитие в современном арендном бизнесе, является так называемая прямая аренда. В соответствии с данной моделью арендатор сдает в субаренду арендованное им имущество большому числу субарендаторов. Затем он приглашает к участию в своем бизнесе третьи лица, предоставляя им долю от арендных платежей. За долю от арендных платежей субарендатор получает с них определенную сумму. Эта модель не соответствует принципам шариата. Причина очевидна: арендатор не является собственником арендованного имущества. Он имеет право пользоваться лишь его узуфруктом. Однако этот узуфрукт он передает субарендаторам посредством заключения соответствующего контракта с ними. После этого он не владеет вообще ничем — ни самим имуществом, ни его узуфруктом. Единственное, что он имеет, так это право на получение арендных платежей. Однако он передает часть этого права другим лицам. Как уже было ранее разъяснено в деталях, такое право не может быть предметом торговли, так как это равносильно продаже причитающегося к выплате долга с дисконтом, что является одной из форм ростовщичества, запрещенного Священным Кораном и Сунной. Следовательно, подобная модель неприемлема. Мы рассмотрели основные черты финансового лизинга, которые не соответствуют принципам шариата. При использовании аренды в качестве исламской модели финансирования подобных нарушений быть не должно. Однако перечень всех возможных нарушений, которые могут иметь место в договоре аренды, не ограничивается лишь рассмотренными выше.
7. Салам и истисна' С точки зрения шариата одним из основных условий для действительности продажи является то, чтобы товар (который намереваются продать) находился в физическом или косвенном владении продавца. Это условие включает три основные составляющие:
— во-первых, товар должен существовать. Следовательно, товар, который не существует в момент продажи, не может быть продан; — во-вторых, продавец должен обладать правом собственности на этот товар. Следовательно, если товар существует, но продавец не является его собственником, то он не может продавать товар кому бы то ни было; — в-третьих, простого права собственности недостаточно. Товар должен находиться во владении продавца, физическом или косвенном. Если продавец имеет право собственности на товар, однако еще не принял его поставку самостоятельно или посредством агента, то он не может продавать товар. С точки зрения шариата существуют только два исключения из этого правила. Одно из них — это салам, а другое — истисна’. Оба являются видами продажи, их сущность и возможности использования для целей финансирования разъяснены ниже.
7. 1. Салам Салам — это продажа, в которой продавец берет на себя обязательство поставить определенный товар покупателю в будущем в обмен на немедленно внесенный авансовый платеж. В данном случае оплата осуществляется немедленно и единовременно, тогда как поставка приобретаемого товара отсрочена. В этом случае покупатель именуется рабб ас-салам, продавец — муслам-илаих, уплачиваемая цена — ра'с уль-мал, а покупаемый товар — муслам-фих, однако для простоты мы будем использовать синонимы данных терминов. Салам был одобрен достопочтенным Пророком, мир ему и благословение Всевышнего, при соблюдении определенных условий. Данный вид продажи был введен, чтобы облегчить положение небогатых крестьян, которые нуждались в деньгах для выращивания урожая и содержания семьи на период страды. После запрета на ростовщичество (риба) они не могли использовать для этих целей ростовщические займы. Крестьянам было дозволено продавать продукты сельского хозяйства авансом.
Аналогично: торговцы Аравии экспортировали товары в различные земли и импортировали что-то взамен. Они нуждались в деньгах для ведения подобного рода бизнеса, однако не могли занимать деньги у ростовщиков после запрета на ростовщичество. Им тоже было дозволено продавать товары на основе авансовых платежей. После получения наличных денег они могли с легкостью совершать необходимые сделки. Салам был полезен и для продавца, так как он получал деньги авансом, и для покупателя, так как в основном цена в рамках договора салам назначалась ниже, нежели при единовременной продаже. Салам был дозволен как исключение из общего правила, которое запрещает форвардные продажи, и поэтому он ограничен строгими условиями.
7. 1. 1. Условия салам 1. Покупатель должен полностью выплатить стоимость продавцу на момент совершения продажи. Это обязательно потому, что без полной оплаты со стороны покупателя сделка будет равносильна продаже долга за долг, что было однозначно запрещено достопочтенным Пророком, мир ему и благословение Всевышнего. Более того, основной мудростью дозволения договора салам является удовлетворение безотлагательных нужд продавца. Если сумма не будет выплачена ему полностью, основная цель сделки будет нарушена. По этой причине все исламские правоведы единогласны во мнении, что полная выплата стоимости является обязательной в договоре салам. Однако имам Малик придерживался мнения, что продавец может дать уступку покупателям на два или три дня, однако эта уступка не должна являться частью договора[35]. 2. Салам может осуществляться только в отношении тех товаров, количество и качество которых может быть однозначно определено. Вещи, количество и качество которых не может определяться посредством спецификации, не могут продаваться посредством договора салам. Например, драгоценные камни не могут продаваться на основе договора салам, так как каждый отдельный драгоценный камень, как правило, отличается от любого другого. 3. Салам не может осуществляться в отношении товаров или продуктов, получаемых исключительно с определенной доли хозяйства. Например, если продавец обязуется поставить пшеницу с конкретного земельного участка или же плоды с определенного дерева, салам не будет действительным, так как есть возможность, что урожай с этого участка или плоды с этого дерева будут уничтожены до их созревания. Принимая во внимание подобную возможность, поставку считают неопределенной[36].
4. Обязательно, чтобы качество товара (который намереваются купить посредством салам) было полностью детализировано, и при этом не оставалось места какой-либо неопределенности, которая может стать причиной препирательств между сторонами. В этом отношении все возможные детали должны быть ясно упомянуты. 5. Обязательно, чтобы количество товара было ясно сформулировано и согласовано. Если в практике торговцев товар измеряется посредством веса, то его вес должен быть определен, а если он измеряется посредством объема, то его объем должен быть установлен. То, что обычно измеряется посредством веса, не должно измеряться посредством объема, и наоборот. 6. Точная дата и место поставки должны быть определены в договоре. 7. Салам не может осуществляться в отношении вещей, которые должны поставляться единовременно. Например, если золото приобретается в обмен на серебро, с точки зрения шариата обязательно, чтобы поставка обоих товаров происходила единовременно. Следовательно, в данном случае салам не может использоваться. Аналогично: если пшеница обменивается на ячмень, единовременная поставка обоих товаров является условием действительности сделки. Следовательно, договор салам в этом случае не дозволен. Все исламские правоведы единогласны в том, что салам не может быть действительным до тех пор, пока все перечисленные выше условия не будут полностью соблюдены, так как они основаны на ясном хадисе достопочтенного Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. В наиболее известном хадисе на эту тему достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал:
«Тот, кто хочет вступить в контракт салам, должен осуществлять его на основе определенной меры, определенного веса и определенной даты поставки»[37]. Однако существуют и другие условия, которые являются предметом разногласий между различными школами исламского права. Некоторые из этих условий приведены ниже: 1. В соответствии с мнением ханафитской школы является обязательным, чтобы товар, в отношении которого осуществляется салам, был доступным на рынке, начиная со времени заключения договора и заканчивая моментом его поставки. Следовательно, если товар недоступен на рынке во время заключения договора, салам не может быть осуществлен в отношении него, даже если ожидается, что он станет доступным на рынке к моменту поставки[38]. Другие школы исламского права (шафиитская, маликитская и ханбалитская) придерживаются мнения, что доступность товара на рынке в момент заключения договора не является условием действительности салам. Обязательно, в соответствии с их мнением, чтобы товар был доступным на момент его поставки[39]. Данное мнение может быть принято исходя из текущих экономических условий[40]. 2. В соответствии с позицией ханафитской и ханбалитской школ является обязательным, чтобы время поставки товара составляло как минимум один месяц с момента заключения договора. Если установленное время поставки меньше, чем один месяц, салам не является действительным. Свое мнение ученые основывают на том, что салам был дозволен для удовлетворения нужд мелких торговцев и крестьян, следовательно, им должна быть предоставлена достаточная возможность для приобретения товара. Они могут оказаться не способными поставить товар в течение одного месяца. Кроме того, цена в договоре салам, как правило, меньше, нежели цена при единовременном расчете. Эта уступка в цене может быть узаконена только в случае, когда товар поставляется по истечении срока, который может оказывать влияние на цены. Период меньше месяца, как правило, не влияет на цены. Таким образом, срок поставки товара должен составлять не менее одного месяца[41]. Имам Малик также поддерживал мнение, что должен существовать минимальный период для договора салам, но с условием, что этот период составляет не менее пятнадцати дней, так как цены на рынке могут измениться и за две недели[42]. Против этого мнения, однако, возражали имам аш-Шафии и некоторые ханафитские правоведы[43]. Они опирались на то, что достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, не определил минимальный период как условие действительности салам. Единственным условием, в соответствии с хадисом, является то, что время поставки должно быть ясно определено. Следовательно, никакого минимального периода предписано быть не может. Стороны могут устанавливать любую дату поставки посредством взаимного согласия.
С точки зрения современных условий это мнение выглядит наиболее предпочтительным, так как достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, не определял минимального периода. Правоведы самостоятельно определили сроки минимального периода, которые колеблются от одного дня до одного месяца. Очевидно, что они поступили подобным образом, исходя из принципа целесообразности и с учетом нужд малообеспеченных продавцов. Однако целесообразность может различаться в зависимости от времени и места. Например, иногда может быть в интересах продавца установить более короткий срок. Поскольку вопрос цены также принимается во внимание, можно сказать, что в салам не обязательно, чтобы цена была ниже рыночных цен на текущий день. Сам продавец может наилучшим образом судить о своих интересах, и если он принимает условие ранней поставки на основании доброй воли и собственного согласия, не существует причин для того, чтобы запрещать ему это. Некоторые современные правоведы приняли данное мнение с учетом того, что оно является наиболее подходящим для современных сделок[44].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|