Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Исламские инвестиционные фонды




8. Исламские инвестиционные фонды

 

В данном разделе термин «исламский инвестиционный фонд» будет использоваться в значении объединенного фонда, в который инвесторы вкладывают свои свободные деньги с целью их инвестирования для получения дозволенного (халяль) дохода в строгом соответствии с требованиями шариата. Вкладчики подобных фондов могут получать документ, который удостоверяет их вклад и дает им право на получение доли от общей прибыли, заработанной фондом, пропорционально доле их вклада. Подобные документы могут называться «сертификатами», «долями», «акциями» или по-другому, но их действительность с точки зрения шариата будет всегда определяться двумя основными условиями.

Во-первых, вместо фиксированного дохода, определяемого исходя из номинальной стоимости вклада, они должны предоставлять лишь пропорциональную долю в прибыли, которая была получена фондом. Подписчики должны вкладываться в фонд, имея ясное понимание, что возврат от их инвестиций привязан к фактически полученной прибыли или убыткам, понесенными фондом. Если фонд заработал большие прибыли, соответственно увеличится и возврат от сделанных вложений. Если же фонд понесет убытки, подписчикам придется их разделить, за исключением случаев, когда убытки были понесены в результате халатности или заведомо неправильного управления, в случае чего управляющие, а не фонд, будут отвечать за их компенсацию.

Во-вторых, средства, объединенные в подобные фонды, должны инвестироваться только в тот бизнес, который соответствует шариату. Это означает, что не только направления инвестирования, но и условия, согласованные между сторонами, должны соответствовать принципам ислама.

Имея в виду эти базовые требования, исламский инвестиционный фонд может осуществлять различные виды инвестиций, сущность которых будет кратко изложена в последующих параграфах.

 

8. 1. Акционерный фонд

 

В акционерных фондах средства, собранные фондом, инвестируются в открытые акционерные компании. Как правило, основная часть доходов таких фондов поступает от торговли акциями за счет разницы между ценой покупки и продажи. Источником дохода могут также служить дивиденды, выплачиваемые компаниями-эмитентами.

Очевидно, что если основной бизнес компании незаконен с точки зрения шариата, то для исламского фонда не дозволено покупать, держать или продавать его акции, так как это подразумевает прямое участие акционера в запрещенном бизнесе.

Подобным образом большинство шариатских экспертов единогласны во мнении, что если все операции компании полностью соответствуют шариату, т. е. компания никогда не прибегает к процентным займам и не держит избыточную ликвидность на процентных счетах, ее акции могут покупаться, держаться и продаваться без каких-либо ограничений с точки зрения шариата. Однако очевидно, что подобные компании встречаются достаточно редко на современных фондовых рынках. Практически все компании, представленные на сегодняшний день на фондовых рынках, так или иначе вовлечены в деятельность, которая не соответствует требованиям шариата. Даже если основной бизнес компании является дозволенным (халяль), ее заемное финансирование осуществляется на основе ссудного процента. С другой стороны, компании держат свою избыточную ликвидность на процентных счетах и покупают процентные облигации и ценные бумаги.

Вопрос о подобных компаниях был предметом дискуссий между современными шариатскими экспертами. Некоторые придерживаются мнения, что мусульманам запрещено участвовать в сделках с акциями подобных компаний, даже если их основной бизнес является дозволенным (халяль). Их основным аргументом является то, что каждый акционер является партнером компании (шарик), а каждый партнер, в соответствии с исламским законодательством, является агентом других партнеров в общем бизнесе. Следовательно, простая покупка доли компании означает уполномочивание менеджмента со стороны акционера компании вести ее бизнес определенным образом. Если акционеру известно, что компания вовлечена в запрещенную исламом деятельность, и он продолжает держать ее акции, то это означает, что он уполномочил руководство компании на ведение подобной, противоречащей исламу, деятельности. В этом случае акционер будет ответственным не только за согласие на запрещенную деятельность, но и за ведение этой деятельности, так как подразумевается, что менеджмент компании работает в соответствии с его поручением.

Более того, когда компания финансируется на ссудно-процентом принципе, фонды, задействованные в бизнесе, не являются «чистыми». Подобным образом, когда компания получает проценты от вклада на депозиты, часть ее доходов обязательно становится «нечистой». Эти доходы, в свою очередь, поступают акционерам как дивиденды.

Однако многие современные ученые не поддерживают это мнение. Они утверждают, что открытые акционерные компании в своей основе отличаются от простых партнерств. В партнерствах процесс принятия решений осуществляется посредством согласия между партнерами, каждый из них имеет право вето на стратегические решения. Следовательно, все действия партнерства правомерно относить к каждому из партнеров. Стратегические же решения в открытых акционерных компаниях принимаются решением большинства. Следовательно, любое и каждое действие, предпринятое компанией, не может расцениваться как индивидуальная ответственность каждого из акционеров. Если акционер выдвигает возражение против определенной сделки на ежегодном собрании акционеров, но это возражение преодолевается решением большинства, то несправедливо считать, что он ответственен за согласие на эту сделку, особенно если акционер намерен воздержаться от дохода по результатам этой сделки.

Следовательно, если компания вовлечена в дозволенный (халяль) бизнес, но при этом держит свою избыточную ликвидность на процентном счете, с которого поступает небольшой побочный доход, это не делает весь бизнес компании незаконным. Таким образом, если лицо приобретает долю подобной компании с намерением противостоять запрещенным побочным доходам и не использовать соответствующую долю дивидендов для своей личной выгоды, как можно говорить о том, что им одобряется эта ссудно-процентная операция, что она имеет отношение к нему?

Другим аспектом деятельности подобных компаний является то, что иногда они занимают деньги у финансовых институтов. Эти займы, как правило, делаются на основе ссудного процента. В этом случае используется тот же самый принцип. Если акционер персонально не согласен с подобными займами, но его мнение было отклонено большинством, то заемные операции не могут относиться к его ответственности.

Более того, даже если в соответствии с принципами исламской юриспруденции занимать деньги под проценты является тяжким грехом, за который заемщик будет отвечать в последней жизни, это греховное действие не означает, что весь бизнес заемщика является запретным (харам) или недопустимым. Сумма заемных средств признается собственностью заемщика, а что-либо купленное или обмененное на эти деньги не является незаконным. Следовательно, ответственность за совершение греховного дела — займа под проценты — лежит на лице, которое намеренно осуществило ссудно-процентную сделку, но это не означает, что весь бизнес компании является незаконным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...