Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оглавление. Часть первая. Врождённое чувство Универсума как  фактор  исторического развития. Раздел первый. Глава I.  сверхъестественное в человеческом воображении. Активизация и умиротворение мистических идей





ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть первая

ВРОЖДЁННОЕ   ЧУВСТВО   УНИВЕРСУМА   КАК  ФАКТОР  ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел первый

Врождённая идея Универсума и её влияние на социальный процесс. (Из истории Западной Европы)

Глава I.  СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ВООБРАЖЕНИИ. АКТИВИЗАЦИЯ И УМИРОТВОРЕНИЕ МИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ

1. Эволюционирующее сознание как сущностное свойство человека

2. Преобразования природы человеком

3. Мистичность человеческого сознания

4. Статистика об ощущении сверхъестественного

5. Понятие Универсума

6. Активизация естественного чувства сверхъестественного

7. Первая функция религии: исцеление мистических неврозов

8. Закрепощение  религиозными  идеологиями  общебиологических  потребностей. Модификация религии

9. Вторая функция религии: гуманизация сознания

Глава II. МОДИФИКАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА (ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ)

1. Церковный универсализм (IV-XIV вв. )

2. Гуманистический универсализм (XIV-XVI вв. )

3. Абсолютистский коллективизм (XVI-XVIII вв. )

4. Этический коллективизм (XVIII-XX вв. )

5. Индивидуализм (с XX века)

Глава III. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПРИРОДНОГО ЕСТЕСТВА: ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА В ОБЩЕСТВЕ

1. Антииндивидуализм Ф. Ницше

2. Религиозный антииндивидуализм Н. Бердяева

Раздел второй

Эволюция религиозности у нехристианских народов

1. Древний Египет

2. Древний Китай

3. Древняя Индия

4. Античная Европа

5. Некоторые итоги

6. Социальное  развитие  народов,  не  стремящихся  к научно-техническому прогрессу

Часть вторая

АФФЕКТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА

Глава I. УНИВЕРСАЛИСТСКИЕ АФФЕКТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА

1. Понятие аффективных обществ. Причины возникновения универсалистских аффективных обществ

2. Ускорение  социального  процесса  в  Западной Европе в XV-XVI вв. как предпосылка создания универсалистских аффективных обществ

3. Правление Савонаролы во Флоренции в 1492-1498 годах

4. Трактовка  раннего  протестантизма   как  консервативной   революции  в  католичестве

5. Кальвинизм в Женеве в XVI веке

6. Эволюция протестантизма после XVI века

7. Иран после исламской революции 1979 года

Глава II.  КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ (ГОСУДАРСТВОЦЕНТРИСТСКИЕ) АФФЕКТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА

1. Причины возникновения коллективистских аффективных обществ

2. Возрождение легизма в древнекитайской империи Цинь в III веке до н. э.

3. Фашизм в Италии в 1922-1945 годах

4. Милитаризм в Японии в 1930-1940-х годах

Глава III. АФФЕКТИВНЫЕ  ОБЩЕСТВА,  ОСНОВАННЫЕ  НА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

1. Понятие аффективных обществ, основанных на философско-исторических концепциях

2. Попытка создания аффективного общества на основе социальной философии Иоахима Флорского

3. Аффективное общество, основанное на национал-социалистической социальной философии

4. Аффективные общества, основанные на марксистской социальной философии. (Социализм в СССР)

5. Имели ли аффективные общества XX века принципиальные отличияот аналогичных обществ-предшественников?

Заключение

ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИСТСКИХ АФФЕКТИВНЫХ ОБЩЕСТВ

Список цитированной литературы


Часть первая

ВРОЖДЁННОЕ ЧУВСТВО УНИВЕРСУМА КАК ФАКТОР                 ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел первый

ВРОЖДЁННАЯ ИДЕЯ УНИВЕРСУМА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА            СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. (ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ)

Глава I

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СОЗНАНИИ.          АКТИВИЗАЦИЯ И УМИРОТВОРЕНИЕ МИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ

1. Эволюционирующее сознание как сущностное свойство человека

«В

се люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих», – так открывается «Метафизика» Аристотеля. В ряде религиозных учений – например, в иудаизме, христианстве, исламе – человеческая история начинается именно со вкуса плода с древа познания.

Разумеется, «познание» трактуется предельно широко – как исследование мира и извлечение жизненных благ, приспособление окружающей среды для людских нужд, преобразование натуры в культуру. Словом – как вычленение человека из природы ради господства над ней.

Как утверждают генетики, все человеческие способности потенциально заложены и в других высших млекопитающих. Трудно выделить хоть одно человеческое качество – включая этику и эстетику – отсутствующее в зачаточном виде у животных. Разница в количестве, но не в качестве. Сущностное же отличие Homo Sapiens от прочих братьев меньших, считают сведущие люди, состоит в одном – в непомерной способности человеческого мозга к развитию.

Природа распорядилась так, что именно мозг некоторых приматов стал бурно развиваться. Например, австралопитеки пять миллионов лет назад имели довольно скромный мозговой объём – 500 см3. Однако черепная коробка человека прямоходящего – Homo erectus, эволюционировала до 1250 см3 вместимости, в то время как мозг прочих животных собратьев оставался прежним. Потом наросло ещё нейронов, и 100-200 тыс. лет назад мозг наших предков достиг 1500 см3 [11, 83]. Впрочем, «достиг» – не то слово. «Получил», «был одарён» – точнее.

Есть разные методы для сравнения мозга человека и других животных. Например, сопоставляют пропорции старой и новой коры. Тут индекс человека вне конкуренции – 159, 8 единиц. У афалины (большого дельфина) – 108, 7, шимпанзе – 71, 1, тюленя – 52, 4, собаки – лишь 12, 4. Другие соотносят долю переднего мозга с мозгом в целом. У человека передний мозг занимает 87%, у высших обезьян – 80, у афалин – 75, 6, у морских котиков – 67, 4. Или ещё интересный метод: взвешивали те участки коры, которые отвечают исключительно за высшие функции. Оказалось, у человека для высшего мышления освобождён 621 грамм, у афалины – только 193 г, морской свиньи – 59 г, слона – 72 г. [52, 73].

Излишек нейронов сформировал вторую сигнальную систему, а это позволило обобщать разрозненную информацию, мыслить понятиями. Уже лет 100 000 назад человеческий предок мог легко «передумать» всех этих афалин, слонов и морских котиков вместе взятых. Поэтому использовал их, как хотел – съедал понемногу, а в дальнейшем кого-то заставлял в хозяйстве работать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...