Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тонкая моторика. Артикуляционная моторика




Тонкая моторика

1. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются
поочередно левой и правой рукой по предлагаемому
образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова­
ния каждой позы руку свободно кладут на стол:

соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный и средний пальцы выдвинуть впе­ред — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);

соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижа­ты к ладони);

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям­
ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра­вильность, четкость выполнения движений.

4 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения вы­полняются быстро, правильно, четко.

3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполне­
нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по­
вторение движений противоположной рукой, другими
парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за­
медлен, может отмечаться поиск нужной позы.

2 балла — выполнена проба «а», заданная поза
подбирается методом поиска, темп движения резко
замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба
«б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не­
верно.

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

2. Динамический праксис.

Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по сто­лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

рука согнута в кулак;

рука ударяет об стол ребром ладони;

рука ударяет об стол ладонью.

Поочередно проба проводится правой и левой ру­кой.

По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро­ванные условия). Время выполнения — до 1 минуты на каждую руку.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость и правильность выполнения движений.

4 балла — темп быстрый, движения правильные,
четкие.

3 балла — темп движения при введении сенсибили­
зированных условий замедляется, четкость движений
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен, при введении сен-


сибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

3. Реципрокная координация движений.

Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, вы­прямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны отры­ваться от стола.

Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выпол­нения задания — 1 минута.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость, плавность, согласованность движений.

4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размерен­ная, положение рук в пространстве неизменно.

3 балла — в сенсибилизированных условиях отмеча­ется снижение темпа, движений. Амплитуда размаши­стая, положение рук в пространстве неизменно.

2 балла — движения замедленны, нарушена четкость
и плавность — цепь отдельных поз. Амплитуда размаши­
стая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве.
Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях не­
возможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии.

1 балл — невозможность выполнения пробы.

Артикуляционная моторика

1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по об­разцу:

а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны
зубы, удерживать положение губ в течение 10 секунд;

б) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
нижнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд;

в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
верхнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд.

При оценке учитывается точность выполнения зада­ния, время удержания позы, наличие саливации (слю­нотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологиче­ской симптоматики.

Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.

3 балла — пробы выполняются правильно, поза удер­
живается в течение 6—7 секунд, может отмечаться нали­
чие саливации при отсутствии другой симптоматики.

2 балла — статическая поза при выполнении проб
«а», «б» удерживается 3—4 секунды, проба «в» не вы­
полняется. Отмечается наличие сопутствующей сим­
птоматики.



1 балл — невозможность удержания статической
позы.

2. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Повторить по образцу
позу, необходимую для произнесения звуков: «И», «О»,
«У», «Б», «В». Звуки вслух не произносятся;

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его губы в нужную позу, затем губы разглажива­
ются, и ребенку предлагается воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений.

4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый.

3 балла — позы повторяются правильно, темп за­
медлен (движения выполняются не более чем с 2—3-
секундной задержкой после показа), четкость негрубо
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен (движения выполня­
ются с 4-секундной и более задержкой после показа),
отмечается длительный поиск нужной позы, уподобле­
ние поз.

1 балл — невозможность правильного повторения
поз.

3. Динамическая координация движений.

Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:

а) растянуть губы в улыбке, показав зубы; собрать
губы в трубочку; улыбнуться, открыть рот, высунуть
язык, поднять и опустить его;

б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при­
кусить его зубами, закрыть рот; открыть рот, высунуть
язык, двигать им одновременно с нижней челюстью
влево-вправо, закрыть рот; улыбнуться, открыть рот,
двигать языком по наружной поверхности верхних, за­
тем нижних зубов («Почистим зубки»).

Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемое™ движений, нали­чие саливации, неврологической симптоматики.

4 балла — выполнены обе пробы, движения выпол­
няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим­
птоматики не отмечается.

3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении
второй серии движений темп замедлен, четкость негру­
бо нарушена, может отмечаться саливация.

2 балла — выполнена проба «а», темп движений рез­
ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на­
рушена, отмечается сопутствующая симптоматика.

1 балл — полная невозможность выполнения серии движений.

Мимическая мускулатура

Выполнить движения по инструкции (в случае не­возможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить


каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их впе­ред, вращать ими по кругу.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сгла­женности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.

3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных скла­док.

2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и
темп резко снижены. Затруднено или невозможно по­
очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность
носогубных складок, неплотное смыкание губ.

1  балл — полная невозможность выполнения задания.

2. Состояние фонематического слуха

Восприятие и воспроизведение ритмов

При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном:

а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать
удары и посчитать их:

II - III, III - I, III - II - I и т. д.;

б) слухомоторные координации. Предлагается по­
вторить:

простые ритмы: I - II - III; III - II - 1; II - I - III и т. д.;

сложные ритмы: II - III - I, I - III - II, II -1 - III и т. д. (полужирным шрифтом выделены акцентирован­ные, громкие удары).

Оценка*. 4 балла — правильное восприятие и вос­произведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.

3 балла — правильное восприятие и воспроизведение
простых ритмов со второго предъявления, ошибки в вос­
произведении сложных ритмов с самокоррекцией.

2 балла — нарушение восприятия и воспроизведе­
ния простых ритмов (правильное количество ударов
после 3—4-го предъявления), невозможность воспро­
изведения сложных ритмов.

1 балл — невозможность выполнения обеих проб.

Фонематическое восприятие

1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:

а) послушать и определить, близко или далеко
(громко, тихо) кричат в лесу; взрослое животное или
детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно, грустно
говорит человек;

б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы
«а».

* Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» по­зволяет получить дополнительные данные о состоянии межа­нализаторных связей ребенка.



Оценка*. 4 балла — правильно выполнены обе про­бы.

3 балла — правильно выполнена проба «а», при вы­полнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.

2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окра­ски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и инто­нации.

1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

2. Восприятие и дифференциация звуков речи:

а) ребенку на слух предъявляются несколько корот­
ких стихотворных текстов.

Задание: определить, какой звук чаще всего встре­чается. Тексты предъявляются вне зависимости от на­личия правильного звука в речи.

Мышонку мама-мышка    Осень. Осень. Осень. Ясень

шептала:                                   листья сбросил.

— Шалунишка!                        На осинке листик огоньком

Шумишь, шуршишь,                горит.

болтаешь!                                 Осень. Осень. Осень. Ветер

Ты маме шить мешаешь!          листья носит,

А я, — шептала мышка, —       И осенний мелкий дождик

подушку шью, малышка!         моросит...

В подушке не пушинки,

а шутки и смешинки.

Поешь зерна немножко и

спать ложись, мой крошка!

б) различение слов, близких по звуковому составу и
одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку предъ­
являются 12 картинок, расположенных на двух альбом­
ных листах. Предлагается рассмотреть и показать кар­
тинки, называемые логопедом парами попеременно с
первого и второго листа.

Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор.

Для школьников (Альбом, с. 4—5): майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска;

в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред­
лагается на слух определить, какие из слов логопед про­
изнес «неправильно»:

кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина;

руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю-стра;

г) повторение слов и предложений с оппозицион­
ными звуками:

солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, ис­купали в ванне Фаню.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

* Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи.


3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 оши­бок. Вызывает затруднение повторение чистогово-рок.

2 балла — правильно выполнена проба «а». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «б». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности
при воспроизведении слов, невозможность правильно­
го воспроизведения чистоговорок.

1 балл — затруднения при выполнении пробы «а».
Допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б»,
«в». Невозможность правильного воспроизведения
слов и чистоговорок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...