Тонкая моторика. Артикуляционная моторика
Тонкая моторика 1. Кинестетический праксис: а) по зрительному образцу. Движения выполняются соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); указательный и средний пальцы выдвинуть вперед — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена); соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижаты к ладони); б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, Оценка. При оценке пробы учитывается темп, правильность, четкость выполнения движений. 4 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно, четко. 3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполне 2 балла — выполнена проба «а», заданная поза 1 балл — невозможность правильного повторения 2. Динамический праксис. Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по столу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:
рука согнута в кулак; рука ударяет об стол ребром ладони; рука ударяет об стол ладонью. Поочередно проба проводится правой и левой рукой. По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения — до 1 минуты на каждую руку. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость и правильность выполнения движений. 4 балла — темп быстрый, движения правильные, 3 балла — темп движения при введении сенсибили 2 балла — темп резко замедлен, при введении сен- сибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью). 1 балл — невозможность правильного повторения 3. Реципрокная координация движений. Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, выпрямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны отрываться от стола. Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения задания — 1 минута. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость, плавность, согласованность движений. 4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно. 3 балла — в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа, движений. Амплитуда размашистая, положение рук в пространстве неизменно. 2 балла — движения замедленны, нарушена четкость
1 балл — невозможность выполнения пробы. Артикуляционная моторика 1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по образцу: а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны б) улыбнуться, открыть рот, положить язык на в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на При оценке учитывается точность выполнения задания, время удержания позы, наличие саливации (слюнотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологической симптоматики. Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд. 3 балла — пробы выполняются правильно, поза удер 2 балла — статическая поза при выполнении проб 1 балл — невозможность удержания статической 2. Кинестетический праксис: а) по зрительному образцу. Повторить по образцу б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений. 4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый. 3 балла — позы повторяются правильно, темп за 2 балла — темп резко замедлен (движения выполня
1 балл — невозможность правильного повторения 3. Динамическая координация движений. Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу: а) растянуть губы в улыбке, показав зубы; собрать б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемое™ движений, наличие саливации, неврологической симптоматики. 4 балла — выполнены обе пробы, движения выпол 3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении 2 балла — выполнена проба «а», темп движений рез 1 балл — полная невозможность выполнения серии движений. Мимическая мускулатура Выполнить движения по инструкции (в случае невозможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу. Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ. 4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции. 3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных складок.
2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и 1 балл — полная невозможность выполнения задания. 2. Состояние фонематического слуха Восприятие и воспроизведение ритмов При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном: а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать II - III, III - I, III - II - I и т. д.; б) слухомоторные координации. Предлагается по простые ритмы: I - II - III; III - II - 1; II - I - III и т. д.; сложные ритмы: II - III - I, I - III - II, II -1 - III и т. д. (полужирным шрифтом выделены акцентированные, громкие удары). Оценка*. 4 балла — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления. 3 балла — правильное восприятие и воспроизведение 2 балла — нарушение восприятия и воспроизведе 1 балл — невозможность выполнения обеих проб. Фонематическое восприятие 1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации: а) послушать и определить, близко или далеко б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы * Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» позволяет получить дополнительные данные о состоянии межанализаторных связей ребенка. Оценка*. 4 балла — правильно выполнены обе пробы. 3 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации. 2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окраски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и интонации. 1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации. 2. Восприятие и дифференциация звуков речи: а) ребенку на слух предъявляются несколько корот Задание: определить, какой звук чаще всего встречается. Тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи. Мышонку мама-мышка Осень. Осень. Осень. Ясень шептала: листья сбросил. — Шалунишка! На осинке листик огоньком
Шумишь, шуршишь, горит. болтаешь! Осень. Осень. Осень. Ветер Ты маме шить мешаешь! листья носит, А я, — шептала мышка, — И осенний мелкий дождик подушку шью, малышка! моросит... В подушке не пушинки, а шутки и смешинки. Поешь зерна немножко и спать ложись, мой крошка! б) различение слов, близких по звуковому составу и Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор. Для школьников (Альбом, с. 4—5): майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска; в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина; руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю-стра; г) повторение слов и предложений с оппозицион солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. * Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи. 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 ошибок. Вызывает затруднение повторение чистогово-рок. 2 балла — правильно выполнена проба «а». Допуще 1 балл — затруднения при выполнении пробы «а».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|