Грамматический строй речи. 6. Состояние связной речи. Составление рассказа по картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин
Грамматический строй речи 1. Согласование слов в числе, роде: а) согласование слов в числе. Изменить слова в сло б) согласование в роде существительного и глагола. висело — ... картина, объявление, зеркало, вывеска, висела —... полотенце; б) согласование в роде существительного и прилагательного. Подобрать определения к словам: солнце, трава, снег, облака. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — не более чем по 1 ошибке в пробах либо 2 балла — не более 2 ошибок в пробе «а», 2—3 ошиб 1 балл — более 3 ошибок в каждой пробе. 2. Управление: а) винительный падеж. Закончить предложения: ловит... Птицелов ловит... Сталевар варит... Кашевар варит...; б) родительный падеж. Закончить предложения: в) множественное число родительного падежа. От Вот столы. Нет чего? Вот уши. Нет чего? Вот блюдца. Нет чего? Вот телята. Нет кого? Вот гуси. Нет кого? Вот львы. Нет кого? г) дательный падеж. Закончить предложения: дал задание...; д) предложный падеж. Закончить словосочетания: лежит на..., жарит на... ; е) творительный падеж. Закончить словосочетания: кошка с..., собака с..., корова с ..., лиса с...;
ж) понимание обратных конструкций. Ответить на Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Сестру брат зовет домой. Кто дома? Кто на улице? з) понимание причинно-следственных связей. Про Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли; и) предложные конструкции. Показать по картинкам (Альбом, с. 19): кубик перед шариком, за шариком, над шариком, под шариком, в шарике. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — правильно выполнены пробы «а» — «е». 2 балла — наличие грамматических ошибок, пробы 1 балл — грубые аграмматизмы. 6. Состояние связной речи Составление рассказа по картине Обследование речи дошкольников и учащихся 1—2 классов проводится по картинке «На горке» (Альбом, с. 23), обследование речи учащихся 3—4 классов — по картинке «На тонком льду» (Альбом, с. 24). Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, состояние словарного запаса, правильность грамматического оформления. 4 балла — рассказ содержит все основные смысло 3 балла — верно передается смысл, однако могут 2 балла — требуется развернутая помощь для пони
1 балл — невозможность построения связного рас Составление рассказа по серии сюжетных картин Обследование проводится по серии из трех сюжетных картинок (Альбом, с. 22). Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, правильность определения последовательности картинок, состояние словарного запаса, грамматическое оформление рассказа. 4 балла — назван правильный порядок следования картинок, изложение самостоятельное; адекватный словарный запас; грамматическое оформление правильное, с использованием различных грамматических конструкций. 3 балла — правильный или обратный порядок картинок; отсутствие связующих элементов между отдельными звеньями либо неверная интерпретация событий; словарный запас адекватен, возможно проявление аномии; грамматическое оформление правильное, но отмечаются вербальные штампы. 2 балла — при определении правильной последова- 1 балл — невозможность построения связного рассказа даже при оказании развернутой помощи; выраженная бедность словарного запаса; множественные аграмматизмы. 7. Состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|