Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грамматический строй речи. 6. Состояние связной речи. Составление рассказа по картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин




Грамматический строй речи

1. Согласование слов в числе, роде:

а) согласование слов в числе. Изменить слова в сло­
восочетании так, чтобы они стояли во множественном
числе: пушистая кошка, полное ведро, воробей летает,
поезд едет;

б) согласование в роде существительного и глагола.
Составить словосочетания из данных слов:

висело ... картина, объявление, зеркало, вывеска, висела —...     полотенце;

б) согласование в роде существительного и прила­гательного. Подобрать определения к словам: солнце, трава, снег, облака.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — не более чем по 1 ошибке в пробах либо
1 и 2 ошибки в пробах «а» и «б» соответственно. Ошиб­
ки, исправленные ребенком самостоятельно, не засчи-
тываются.

2  балла — не более 2 ошибок в пробе «а», 2—3 ошиб­
ки в пробах «б», «в».

1 балл — более 3 ошибок в каждой пробе.

2. Управление:

а) винительный падеж. Закончить предложения:
Пчеловод разводит... Цветовод разводит... Рыболов

ловит... Птицелов ловит... Сталевар варит... Кашевар варит...;

б)   родительный падеж. Закончить предложения:
Стол изготовлен из... Стакан сделан из... Ведро сде­
лано из...;

в) множественное число родительного падежа. От­
ветить на вопрос:

Вот столы. Нет чего? Вот уши. Нет чего? Вот блюд­ца. Нет чего?



Вот телята. Нет кого? Вот гуси. Нет кого? Вот львы. Нет кого?

г) дательный падеж. Закончить предложения:
Молоко нравится... Охотник подкрался к... Учитель

дал задание...;

д) предложный падеж. Закончить словосочетания:
думать о..., вспомнить о..., прячется в..., стоит в...,

лежит на..., жарит на... ;

е) творительный падеж. Закончить словосочетания:
пилят..., копают..., режут..., шьют...;

кошка с..., собака с..., корова с ..., лиса с...;

ж) понимание обратных конструкций. Ответить на
вопросы:

Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Сестру брат зовет домой. Кто дома? Кто на улице?

з) понимание причинно-следственных связей. Про­
слушать предложение, исправить его:

Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

Цветы не поливали, потому что они засохли;

и) предложные конструкции. Показать по картин­кам (Альбом, с. 19): кубик перед шариком, за шариком, над шариком, под шариком, в шарике.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а» — «е».
При выполнении проб «ж» — «и» возникают трудно­
сти, вплоть до невозможности выполнения, требуется
помощь логопеда.

2 балла — наличие грамматических ошибок, пробы
«ж» — «и» не выполняются.

1 балл — грубые аграмматизмы.

6. Состояние связной речи

Составление рассказа по картине

Обследование речи дошкольников и учащихся 1—2 классов проводится по картинке «На горке» (Альбом, с. 23), обследование речи учащихся 3—4 классов — по картинке «На тонком льду» (Альбом, с. 24).

Оценка. При оценке учитывается смысловая адек­ватность, самостоятельность выполнения, состояние словарного запаса, правильность грамматического оформления.

4 балла — рассказ содержит все основные смысло­
вые единицы, составлен самостоятельно, изложение
последовательное, логичное, словарь адекватен, грам­
матическое оформление правильное, используются
различные грамматические конструкции.

3 балла — верно передается смысл, однако могут
отсутствовать отдельные смысловые звенья, требу­
ется помощь логопеда для уточнения смысла; изло­
жение последовательное; словарный запас адеква­
тен, возможно проявление аномии; грамматическое
оформление правильное, но отмечаются вербальные
штампы.

2 балла — требуется развернутая помощь для пони­
мания смысла; изложение фрагментарное; ограничен­
ность словаря; негрубые грамматические ошибки.


1 балл — невозможность построения связного рас­
сказа даже при оказании развернутой помощи; вы­
раженная бедность словаря; множественные грубые
аграмматизмы.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Обследование проводится по серии из трех сюжет­ных картинок (Альбом, с. 22).

Оценка. При оценке учитывается смысловая адек­ватность, самостоятельность выполнения, правиль­ность определения последовательности картинок, со­стояние словарного запаса, грамматическое оформле­ние рассказа.

4 балла — назван правильный порядок следования картинок, изложение самостоятельное; адекватный словарный запас; грамматическое оформление пра­вильное, с использованием различных грамматических конструкций.

3 балла — правильный или обратный порядок кар­тинок; отсутствие связующих элементов между отдель­ными звеньями либо неверная интерпретация собы­тий; словарный запас адекватен, возможно проявление аномии; грамматическое оформление правильное, но отмечаются вербальные штампы.

2 балла — при определении правильной последова-
. тельности картинок требуется помощь; изложение со­
бытий без обобщающей сюжетной линии; ограничен­
ность словарного запаса; негрубые аграмматизмы.

1 балл — невозможность построения связного рас­сказа даже при оказании развернутой помощи; выра­женная бедность словарного запаса; множественные аграмматизмы.

7. Состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...