Зрительные стимулы. Чтение. Письмо
Зрительные стимулы Перед ребенком выкладывается рисунок из 6 фигур. Предлагается внимательно рассмотреть их, запомнить. Затем эталон убирается, и ребенок рисует фигуры по памяти (Альбом, с. 18). Допустимо не более 4 предъявлений. Через 20—25 минут, в течение которых выполняются другие задания, ребенок повторно рисует фигуры без дополнительного предъявления эталона. Школьники воспроизводят фигуры левой рукой. Оценка. Нормативным является точное изображение фигур с третьего раза. Прочность зрительной памяти при отсроченном воспроизведении считается нормативной, если сделаны 2 ошибки. Метрические изменения фигур не учитываются. 4 балла — непосредственное воспроизведение после 3-го предъявления, отсроченное — не более 2 негрубых ошибок (нарушение порядка, неточное изображение фигур). 3 балла — непосредственное воспроизведение после 4-го предъявления — не более 2 негрубых ошибок; отсроченное — не более 4 негрубых ошибок. 2 балла — непосредственное воспроизведение с 4-го предъявления — не более 2 негрубых и 2 грубых ошибок (замена заданных фигур другими, координатные ошибки), отсроченное воспроизведение — аналогично. 1 балл — невозможность выполнения пробы. Обследование состояния чтения и письма Обследуются учащиеся 2—4-х классов. Чтение Предлагается прочитать и пересказать текст (Альбом, с. 20). Чтение оценивается по следующим параметрам: способ чтения, интонированность, правильность, понимание прочитанного текста. Скорость чтения не учитывается при составлении логопедического заключения. Для 1-го класса скорость чтения составляет от 15 до 8 слов в минуту, для 2-го класса — от 60 до 45 слов, для 3—4-х классов — от 90 до 70 слов.
Способы чтения — бухштабирование, послоговое, слитное. К концу 1 -го класса у ребенка в норме формируется слитное (синтетическое) чтение, однако отдельные слова сложной слоговой структуры могут читаться по слогам. Интонированность чтения — интонированное, ма-лоинтонированное, неинтонированное. Правильность чтения — отсутствие или наличие стойких повторяющихся ошибок на уровне слога и слова. Понимание прочитанного (пересказ) — полный или краткий, с опорой на вопросы и без опоры, логичный или без понимания смысла прочитанного. Письмо Изучаются классные и домашние работы учащихся, диктанты, результаты списывания. Выделяются стойкие повторяющиеся специфические и грамматические ошибки. Текст диктанта: «Темный лес зимой сказочно красив. По небу плывут пушистые облака. Осенью на гибких ветках рябины созрели плоды. По крыше стучал торопливый дождик. На зеленой лужайке яркие цветочки. На березах надулись почки». Интерпретация данных обследования При первичной обработке проводится суммирование баллов за выполнение каждого задания каждой методики. Сформированностьтой или иной психической функции (процесса) оценивается путем деления полученной суммы на общее количество заданий серии. Результаты обследования позволяют условно разделить детей на 4 группы, с учетом степени тяжести нарушений: 1) без нарушений (средний балл от 4 до 3, 3); 2) дети со стертой формой дизартрии с минималь 3) дети со стертой формой дизартрии со средней 4) дети со стертой формой дизартрии с выраженной Предположим, что при исследовании состояния фонематического слуха (серия 2) ребенок показал следующие результаты: слухомоторные координации — 1 балл; восприятие громкости, высоты, интонации голоса —
1 балл; восприятие и дифференциация звуков речи — 2 балла, звукослоговой анализ — 2 балла; звукосло- Далее суммируется среднее количество баллов по заданиям серий 1, 2, 3, 7 и 8, выявляющим доминирующие нарушения в структуре симптомокомплекса стертая форма дизартрии. Например, этот же ребенок показал следующие средние результаты: по серии 1 — 2 балла, по серии 2—1, 6 балла, 3-я серия — 2, 4 балла, 7-я — 1, 4 балла, 8-я — 2 балла. Суммируя средние баллы, получаем результат: 2 + 1, 6 + 2, 4 + 1, 4 + 2 = = 9, 4 балла. Затем разделим балл на количество методик (9, 4: 5 = 1, 9 балла). Сопоставим полученный средний результат с приведенными выше данными. В указанном примере средний результат выполнения заданий ребенком составил 1, 9 балла. Следовательно, его можно отнести к группе детей со средней степенью нарушений высших психических функций и процессов. Далее проводится сравнительный анализ состояния высших психических функций и процессов по сериям методик 4, 5 и 6 с целью выявления вторичных симптомов. Предположим, данный ребенок показал следующие результаты: 4-я серия — 4 балла, 5-я — 3, 5 балла, 6-я — 3, 5 балла. Анализируя результаты (4 + 3, 5 + 3, 5): 3, сделаем заключение о том, что у данного ребенка вторичных симптомов не отмечается. Дополнительный анализ выполнения заданий каждой методики позволит выявить наиболее сильные и слабые звенья. Так, у приведенного нами в пример ребенка явное нарушение базовых звеньев фонематического восприятия (восприятие и воспроизведение рит- мов, громкости, высоты, интонации голоса). Следовательно, в данном случае особо важной следует считать работу именно на первых этапах коррекции фонематического восприятия. В отдельную группу выделяются дети со стертой формой дизартрии, сочетанной с лексико-грамматическим или общим недоразвитием речи. В этом случае их показатели по 5-й и 6-й сериям методик составят 2, 0 и менее баллов.
На диаграмме (рис. 5) показано состояние психических функций нормально развивающихся детей и детей, имеющих стертую форму дизартрии. Графики: 1 — нормально развивающиеся дети, 2 — дети с минимальной степенью нарушений, 3 — дети со средней степенью нарушений, 4 — дети с выраженной степенью нарушений, 5 — дети с сочетанными нарушениями (стертая форма дизартрии и ОНР III уровня). По оси ординат — уровни выполнения заданий, баллы: 4 — высокий уровень, 3 — средний уровень, 2 — уровень ниже среднего, 1 — низкий уровень. По оси абсцисс — состояние ВПФ: 1 — общая, тонкая, артикуляционная моторика, 2 — фонематическое восприятие, 3 — просодическая сторона речи, 4 — зву-копроизношение, 5 — лексико-грамматическая сторона речи, 6 — связная речь, 7 — зрительный гнозис и пространственные представления, 8 — воспроизведение слуховых и зрительных стимулов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|