Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрительный гнозис. Оптико-пространственная деятельность. 8. Воспроизведение слуховых и зрительных стимулов. Слуховые стимулы




Зрительный гнозис

Задания:

а) восприятие предметных реальных изображений.
Найти и назвать среди изображений, показываемых
логопедом по 2 предмета, нужное (Альбом, с. 2-5). Для
школьников дополняется буквами различного шрифта
(Альбом, с. 6);

б) восприятие зашумленных изображений. Назвать
6 предметов (Альбом, с. 7). Для школьников дополня­
ется зашумленными буквами (Альбом, с. 8);

в) восприятие наложенных изображений. Назвать
10 (2 по 5) предметов (Альбом, с. 9). Для школьников
дополняется наложенными буквами (Альбом, с. 10);

г) восприятие недорисованных изображений с раз­
личным положением на поле листа (альбом нельзя по­
ворачивать). Назвать 12 предметов (Альбом, с. 11). Для
школьников дополняется незавершенными буквами и
текстом (Альбом, с. 12, 13);

д) восприятие «химерных» изображений. Назвать 8
изображений; если ребенок называет только одну часть
рисунка, необходимо уточнить у него, все ли правильно



нарисовано (Альбом, с. 14). Для школьников дополня­ется опознанием букв (Альбом, с. 15).

Оценка. 4 балла — изображения называются в поряд­ке слева направо, сверху вниз (отсутствует тенденция к инверсии вектора восприятия), правильно опознаны все реальные, зашумленные, наложенные изображения, не менее 9 незавершенных изображений, букв, «химеры».

3 балла — может отмечаться тенденция к инверсии
вектора восприятия (нестойкая), правильно опознаны
реальные, не менее 5 зашумленных, 7 наложенных, 6
незавершенных изображений, букв, 6 «химер».

2 балла — выявляется тенденция к инверсии векто­
ра восприятия (возможно хаотичное называние изо­
бражений); правильно опознаны предметные реальные
изображения, буквы, однако отмечаются словесные за­
мены; не менее 3 зашумленных, 4 наложенных, 3 неза­
вершенных изображений, букв, 3 «химер».

1 балл — изменен вектор восприятия; затруднено
узнавание реальных изображений, букв, отмечаются
неадекватные словесные замены; правильно опознаны
менее 3 зашумленных, наложенных, незавершенных
фигур, 4 «химер».

Оптико-пространственная деятельность

Проводится на материале копирования фигуры Тей­лора ведущей рукой (Альбом, с. 16). Для школьников проба дополняется копированием левой рукой фигуры Рея—Остеррица (Альбом, с. 17). Ребенку предлагается скопировать лежащий перед ним рисунок. Не допуска­ется переворачивание рисунка.

Оценка. Оцениваются стратегия воспроизведения рисунка (дедуктивная — с последовательным пере­ходом от целого к частям, пофрагментарная — с по­элементным копированием частей рисунка с относи­тельно выраженным вектором продвижения от одного края рисунка к другому, хаотичная — отсутствие по­следовательности действий); осознанное восприятие целостного перцептивного поля (рисунок воспроиз­водится целиком, а не левая или правая его половина); тип ошибок при копировании (координатные — по­ворот рисунка и(или) отдельных его частей на 90, 180 градусов; структурно-топологические — разрушение целостного образа рисунка, смещение его частей отно­сительно друг друга; метрические — неверная оценка расстояний, углов и пропорций).

4 балла — дедуктивная или пофрагментарная
стратегия (слева направо) воспроизведения рисунка,
осознанное восприятие целостного перцептивного
поля, правильные структурно-топологические и ко­
ординатные представления. Допустимы метрические
ошибки.

3 балла — дедуктивная или пофрагментарная страте­
гия воспроизведения рисунка, осознанное восприятие
целостного перцептивного поля. Допустимы не более
3 координатных ошибок внутри рисунка, столько же
структурно-топологических, метрические ошибки.

2 балла — пофрагментарная или хаотичная стратегия
воспроизведения рисунка, множественные структурно-
топологические, координатные, метрические ошибки.


1 балл — хаотичная стратегия воспроизведения ри­
сунка, нарушение осознанного восприятия целостного
перцептивного поля, изобилие структурно-топологи­
ческих, координатных, метрических ошибок, вплоть до
невозможности опознания рисунка.

8. Воспроизведение слуховых и зрительных стимулов

Слуховые стимулы

Обследование проводится с использованием про­бы, которая входит в качестве обязательной в систему нейропсихологического исследования, разработанную А. Р. Лурией для тестирования больных с локальными поражениями головного мозга — запоминание двух конкурирующих групп по 3 слова (дом, лес, кот; ночь, игла, пирог).

Детям предлагается повторить за логопедом снача­ла 1-ю группу слов, затем 2-ю. Далее логопед просит вспомнить и назвать все указанные слова. Задание можно воспроизводить до четырех раз.

После перерыва, во время которого предлагается произвести счет от 1 до 10 и обратно, любые несложные арифметические действия, прочитать стихотворение или выполнить какие-либо другие задания, логопед просит повторить слова без их дополнительного предъ­явления.

Оценка. Нормативным считается полноценное вос­произведение слов непосредственно после называния их с третьего раза. Прочность удержания слуховых сти­мулов считается нормативной, если сделано не более 2 ошибок.

4 балла — непосредственное воспроизведение по­сле 3 предъявлений без ошибок, при отсроченном вос­произведении не более 2 негрубых ошибок (забывание, ошибки в распределении слов по группам, замена близ­кими по звучанию или значению).

3 балла — непосредственное воспроизведение по­сле 4 предъявлений с 2—3 ошибками, при отсроченном воспроизведении не более 4 негрубых ошибок.

2 балла — непосредственное воспроизведение по­
сле 4 предъявлений с 3—4 грубыми ошибками (повто­
рение одного и того же слова, замены слов далекими по
звучанию и значению, перестановки слов из 1-й и 2-й
групп); при отсроченном воспроизведении более 4 не­
грубых или 3 грубых ошибок.

1 балл — невозможность непосредственного и от­сроченного воспроизведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...