Инструментальная и гуманитарная культура: эволюционные корреляции 4 глава
Заметим, однако, что, хотя известных "успехов" в этом плане достичь удалось, они были далеко не полными. Уже невозможно было добиться того, чтобы все, кому полагалось стать прямыми или косвенными соучастниками геноцида, реально таковыми становились. Подчас люди даже с риском для жизни воздерживались от доносов и убийств, в меру сил помогали друг другу, будучи объявлены смертельными врагами. И не случайно правящие режимы тщательно скрывали масштабы и характер преступлений от мира и от большинства собственных граждан. Обывателю требовалось лишь небольшое усилие, чтобы "не догадываться" о резне, массовых расстрелах, концлагерях и газовых камерах. Это очень характерно: чем более развита культура, тем более изощренные средства приходится использовать для оправдания и сокрытия насилий. Так что даже в столь драматических ситуациях регресс был лишь частичным, относительным и временным. Я думаю, такого рода факты в общем согласуются со схемой техно-гуманитарного равновесия. Эта закономерность не должна настраивать на благодушный лад, она по сути своей так же драматична, как философский "закон абсолютной справедливости", частным выражением которого, возможно, и является... — В этой схеме, однако, не ясен решающий момент. Как бы вы ни отвергали отношение "первичности — вторичности" в философском плане, нельзя игнорировать этот вопрос при попытке выявить историческую зависимость. Какие же прослеживаются последовательности причин и следствий: новая техническая идея запускает механизм экстенсивного роста или сама возникает в ответ на исчерпание его возможностей; новые человеческие отношения формируются вследствие технологических потребностей, или более развитого интеллекта, а может быть, напротив, новые ценности предшествуют более совершенной социальной организации, технологическому росту?.. У вас это выглядит пока довольно туманно...
— Я не готов ответить на этот вопрос односложно и даже не уверен, достижим ли такой ответ в принципе. Чтобы вывести зависимость между энергетической мощью и сдерживающими механизмами, нам пришлось отвлечься от очень многих факторов, и прежде всего от факторов внесоциального происхождения: геофизических, климатических, геологических, космических колебаний, которые в действительном ходе событий способны играть огромную, иногда решающую роль. (Например, возражая против концепции пассионарных этносов, я не исключаю влияния внешних факторов на всплески человеческой энергетики — я только стремился показать, что Л.Н.Гумилевым они мистифицированы.) Возможно, пристальный анализ с участием специалистов по конкретным историческим эпохам, глобальным и региональным, позволит обнаружить более сильные зависимости или заставит вовсе оставить такие попытки. Я же говорил только о корреляциях и пытался показать, что технологический потенциал, организационная сложность общества, уровень интеллектуального развития и качество сдерживающих механизмов обоюдно связаны между собой неслучайным образом. — Вы иллюстрировали практическое изменение моральных ценностей почти исключительно на материале из области политики, войн. Но насколько показательны такие примеры, если иметь в виду, что политика вообще считается сферой деятельности, наименее подверженной нравственной регуляции? — Типичный миф для самооправдания бессовестного политика! Когда Н.Макиавелли развел официальную мораль и политическую прагматику, это был шаг к независимой науке политологии. Но по мере того как культура также становилась предметом сравнительного и эволюционного анализа, выяснялось, что политика как деятельность по регулированию, разрешению, практическому воплощению межгрупповых противоречий (руководство, дипломатия, война) во все времена концентрированно выражала действительную мораль и служила самым чувствительным индикатором ее качества.
Дело в том, что отношение к "своим" исторически менее изменчиво. Во "внутренней морали" всегда так или иначе присутствует мотив не-убийства, солидарности, различаясь прежде всего степенью позитивного (опека) и негативного (санкции за ненормативные действия) вмешательства коллектива в индивидуальную жизнь. Более специфично для каждой культуры, эпохи отношение к чужим, этносам, сословиям, конфессиям. Поэтому именно "внешняя мораль" составляет решающий критерий, по которому можно судить об уровне зрелости культуры, а политики вольно или невольно реализовывали ценности и нормы, преобладавшие в обществе. Особенно показательны в этом отношении острые конфликтные ситуации, когда в практическую политику вовлекались массы людей. — Вы связываете шансы на выживание общества с внутренним разнообразием. Но вот, скажем, в Римской империи накопилось множество интеллектуальных школ и направлений, религиозных учений и конфессий, но надлома она не выдержала... — Я высказал это предположение, перенеся на цивилизацию закономерность хорошо известную из общей теории систем, кибернетики, экологии: в кризисной ситуации устойчивость пропорциональна внутреннему разнообразию. Данная закономерность обязательно должна была реализоваться и в социальной истории, но, конечно, это требует более подробных доказательств. Что касается Рима, ситуация здесь не столь однозначна. Ж.Ле. Гофф, например, подчеркивал, что Римская цивилизация, хотя и претерпела частичные регрессивные изменения по основным параметрам, тем не менее "просуществовала на протяжении всего Средневековья и даже дольше"*. Существует также мнение, что падение Римской империи не было ни поражением римлян, ни победой варваров, а стало рубежом перехода европейской истории в новое качество. Во всяком случае, изначально враждебное Риму христианство, возникшее на периферии империи, способствовало развалу прежних структур, но косвенно, отчасти вопреки субъективному желанию его прозелитов, обеспечило преемственность многих достижений античной культуры.
— Каждый раз, упоминая о появлении христианства, вы говорите о регрессе, спаде. Не следствие ли это ваших личных рационалистических убеждений? — Признаюсь, тяжелый вопрос для меня как представителя древнейшего христианского рода, чьи предки (да, впрочем, и нынешние соотечественники) столько выстрадали за эту веру, * Ле Гофф Ж. Цит. пр., с. 13
сколько, наверное, никто другой. Но сравнение Библии с вершинами античной мысли дает картину очень непростую. Сократ учил, что знание есть добродетель и основа всех добродетелей, а Христос — "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф., 5, 3). Сократ полагал высшей человеческой доблестью любомудрие, а в Екклезиасте утверждается: "...Во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь" (Еккл. I, 17—18). По Сократу, мудрому не нужен закон, ибо сам разум, умея предвидеть последствия поступков, побуждает делать добро. Христос же требовал жить, не заботясь о завтрашнем дне, подобно тому, как о нем (якобы) не заботятся звери лесные и птицы небесные. Авторы Библии, как и философы, ратуют за добро и против зла. Но здесь уже совсем иные координаты и обоснования. Охотно апеллируя к наказанию и награде, апологеты иррациональной веры в аргументации своей еще более "прагматичны" чем античные рационалисты. Однако честный, проникнутый уважением к собеседнику прагматизм философов сменяется лукавым прагматизмом по логике: забудь о корысти, и тогда "Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Ответственность перед собой и людьми уступает место чувству вины перед Хозяином, совесть (сократовский даймонион) — богобоязни. Можно ли не заметить столь очевидных признаков отката в динамике морального сознания... Однако я говорил, что отступление от античной традиции шло, фигурально выражаясь, не по всем фронтам. Философские высоты были не предназначены для восприятия варварами и рабами и недоступны им. Первые не умели мыслить мир без Отца, вторые — без Хозяина, и чтобы проникнуть в их инфантильное сознание, идеи должны были переводиться на эмоциональный язык страхов и упований, обожания и ненависти, нанизанных на стержень непререкаемого Авторитета. "Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах",— заявляет Павел в Первом послании к коринфянам. Установка на "юродство проповеди" часто оборачивалась воинствующим антиинтеллектуализмом, особенно в период утверждения христианства на политической арене. (Теологи типа Тертуллиана настаивали на том, что ничего общего не может быть между Афинами и Иерусалимом, Академией и Церковью, философией и христианством, знанием и верой).
Но та же объективная потребность вовлечения массы рабов и варваров в исторический процесс подтолкнула к синтезу элементов западного — рационалистического — и восточного — мистического — мировоззрений. Христианство, "жертвуя качество", вместе с тем развенчало расово-классовое вы-сокомерие философов. Оно чрезвычайно расширило границы групповой идентификации, примитивизировав (по сравнению с лучшими античными мыслителями) ее механизм: объединение через размежевание. Признак общей крови сменился признаком общей веры, которым задавалась новая схема для канализации агрессии. "Не мир пришел Я принести, но меч,— недвусмысленно заявил Иисус Христос,— ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее..." (Матф. 10, 34—35). И далее — квинтэссенция всех монотеистических религий: "Кто не со Мной, тот против Меня" (Матф. 12, 30). В некотором отношении это был шаг вперед. Во-первых, вера способна объединять огромные человеческие массы, преодолевая этнические границы, а во-вторых — и это главное — ее, в отличие от этнической или классовой принадлежности, человек (в идеале) способен выбирать произвольно, неся за это личную ответственность. Таким образом, христианство, а затем ислам, значительно отступив от вершин античной мысли, способствовали широкому распространению некоторых ее достижений и вместе с тем — соединению их с элементами осевых религий Востока. В целом же, я думаю, обретение властных функций христианами на Западе и мусульманами на Востоке действительно ознаменовало спад первой волны осевого времени, и последующие события служат тому подтверждением. Деление геополитического пространства на области Бога и Дьявола, мира и войны стало еще более жестким, очень быстро были разработаны и канонизированы концепции "священных войн". Разум стал третироваться как порождение ехиднино, и общество погрузилось в пучину "темных веков"...
К этой теме мы с вами вернемся в следующей лекции. Лекция 7—9 Глобальный кризис современной цивилизации: Тест на зрелость
Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые... Ф.И.Тютчев
Представьте себе, что мы бы вдруг научились вещество полностью превращать в энергию, то есть воплотили бы преждевременно формулу Эйнштейна в действительность. Ну, тогда — при человеческой морали — пиши пропало, не сносить людям головы. Земля превратилась бы в ад кромешный. К.Э.Циолковский
Именно так и кончается мир: Не раскатом грома, а всхлипом. Т.Элиот
Идеальным было бы, конечно, сообщество людей, подчинивших жизнь инстинктов диктатуре разума. Ничто не дало бы столь совершенного и прочного единства людей... Но эта надежда является в высшей степени утопической. З.Фрейд
Я принадлежу к тому (счастливому?) поколению землян, за время юности которого человечеству довелось явственно осознать, что планетарная цивилизация вступила в фазу очередного эволюционного кризиса. Суть кризиса короче всего выражает все та же корреляционная формула: интеллект достиг такого операционального могущества, что выработанные в прежнем историческом опыте средства сдерживания уже недостаточны; носитель разума опять стал смертельно опасен для самого себя... Действительно, за сотню лет мощность производственных технологий в энергетическом выражении возросла на два-три порядка, а боевого оружия — на шесть порядков (в миллион раз!). Быстро растет количество населения и индивидуальные потребности людей. Книги, журналы, газеты полны цифр, демонстрирующих, как день ото дня увеличивается нагрузка на природу планеты. Одна из важнейших статей расхода ресурсов в современном обществе — продолжающаяся гонка вооружений, хотя в собственно военной области тенденции не столь однозначны. Европа XVIII века дала образцы "гуманистического" ведения войны. К тому времени религиозные мотивы конфликтов успели значительно ослабнуть. В сражениях между королями участвовали преимущественно наемные "солдаты" (тогда и утвердилось это слово, производное от итальянского soldi — деньги) столь же произвольного этнического происхождения, как и сами короли. Солдаты мало интересовались, за что они воюют, и по завершении контракта легко могли переходить на службу от одного суверена к другому, подобно нынешним футболистам, меняющим спортивный клуб. Бои велись по строгим правилам, а противоборствующие стороны видели друг в друге не столько врагов, сколько коллег-соперников. Дамы и кавалеры съезжались в роскошных каретах поглазеть на захватывающее зрелище, а мирные обыватели были уверены в относительной безопасности независимо от исхода сражения. Войны XVIII века действительно чем-то напоминали "спорт королей", рождая уверенность, что честолюбие последних и служит их главной причиной, а с уничтожением монархической формы правления войнам вовсе придет конец. Но последующие события сложились иначе. Образование национальных государств сопровождалось ростом патриотических и шовинистических настроений, на почве которых быстро оформлялись новые квазирелигиозные идеологии. С совершенствованием боевой тактики и техники наемные армии сменялись массовыми ополчениями из недавних крестьян, ремесленников и буржуа, а профессиональное достоинство и спортивный азарт аполитичного солдата уступили место самозабвенному энтузиазму и патриотической ненависти идеологизированного бойца, легко распространявшейся на все "вражеское" население. Даже там, где благородная идея интернационализма вытесняла национальную ненависть классовой, прослеживается общая тенденция: с конца XVIII до середины XX века (От Наполеона до Гитлера!) войны становились субъективно все более свирепыми и объективно все более кровопролитными. В целом это весьма напоминает исторические ситуации знакомые нам по прошлым лекциям: последние тысячелетия верхнепалеолитического кризиса, столетия после железной революции. Тот факт, что наступившее после II мировой войны "равновесие страха" помогло надолго пресечь полуторовековую тенденцию возрастающей кровопролитности войн, дает повод надеяться на соразмерность переживаемой нами эпохи неолитической революции и революции осевого времени (и, конечно, на соответствующие перспективы). Насколько реалистична такая надежда, мы далее обсудим, но прежде приходится подчеркнуть, что ее луч едва пробивается сквозь грозовые тучи. Слова, сказанные Циолковским А.Л.Чижевскому в начале 20-х годов и приведенные в эпиграфе к этой лекции, перекликаются с предупреждениями самого А.Эйнштейна, Н.Винера, других крупных ученых. Всесторонне обыграли эту мысль писатели-фантасты. А в 1971 году на советско-американской конференции по внеземным цивилизациям в Бюракане группа ученых из США, стремясь объяснить безуспешность поисков разумной жизни в космосе, выдвинула развернутую гипотезу: к тому моменту как та или иная цивилизация достигает уровня развития достаточного для межпланетных контактов, разум теряет контроль над техникой и гибнет под обломками техносферы. Судя по единственному знакомому нам "экземпляру" планетарной цивилизации, такой гипотезе трудно отказать в правдоподобии. Первой из смертоносных глобальных опасностей, которую люди нашего века осознали уже к началу 60-х годов, была мировая ядерная война. Многие тогда полагали такую войну неизбежной, и картина ее виделась следующим образом. Сначала удары обрушатся на крупные города, где население будет уничтожено взрывной волной и излучением; затем радиоактивное заражение постепенно распространится в атмосфере планеты, обрекая все живое на медленную смерть. Этот катастрофический сценарий зафиксирован фильмом Ст. Крамера "У последних берегов", в котором с потрясающей художественной силой рассказано о вымирании последнего оазиса жизни (и цивилизации) на наиболее удаленном от театра военных действий континенте — в Австралии. Позже вроде бы выяснилось, что атмосфера планеты способна отторгать радиактивность, а потому, хотя война и чревата чудовищными разрушениями с сотнями миллионов жертв, это еще "не конец света". Новый сюжет представлен фильмом другого американского режиссера Н.Майера "На следующий день", снятым в начале 80-х годов — фильмом более прямолинейным, психологически менее тонким, но также оставившим глубокий след в памяти. Наконец, в первой половине 80-х две группы ученых в СССР и в США произвели более полные расчеты на компьютерных моделях и независимо друг от друга (факт совпадения независимо полученных результатов возымел особенно сильное действие) пришли к новому выводу. Тотальный ядерный конфликт все-таки гибелен для биосферы и уж во всяком случае для цивилизации; однако дело не столько в радиоактивном заражении, сколько в том, что пепел от пожаров заполнит верхние слои атмосферы, на долгие месяцы перекрыв доступ солнечным лучам. Растительный покров Земли, лишенный основного источника энергии, деградирует, лишив источника существования и все животные организмы. Этот сценарий получил у журналистов прозвища "ядерной ночи", "ядерной зимы", и, возможно, уже существуют или готовятся фильмы по этим сюжетам. Если же такие фильмы не появятся, то, вероятно, потому, что за новым открытием ученых вскоре последовало окончание "холодной войны", вызвавшее вздох облегчения и иллюзию того, что сюжет потерял актуальность. Эйфории не поддались лишь наиболее дальновидные аналитики, сразу предупредившие, что с исчезновением двухполюсного мира опасность вовсе не ушла в прошлое, а в некоторых отношениях даже возросла. Ибо снижение цен на соответствующие знания и сырье, равно как и снижение бдительности мирового сообщества, усиливают соблазн обладания "нетрадиционным" оружием, затрудняют контроль над его распространением и возможным использованием субъектами, не обремененными тем опытом ответственности, какой успели приобрести лидеры сверхдержав. Собственно, речь идет о том, что народы, которые сами не создавали новейших боевых технологий, могут оказаться психологически не готовы к новообретенному могуществу, а образовавшаяся диспропорция между средствами разрушения и средствами самоограничения, снизив порог мотивации, вполне способна запустить механизм военной катастрофы... Сегодня мы можем более или менее представить себе (или думать, будто представляем), какие последствия повлекла бы за собой мировая термоядерная война. Но еще в 60-е годы появился грустный анекдот: "Третьей мировой войны не будет, но будет такая борьба за мир, что от мира камня на камне не останется...". Серьезно вопрос о том, что же будет, если мировая война не произойдет, стал волновать ученых, а затем и общественность уже в 70-х годах, когда к военной опасности как-то психологически притерпелись. В начале десятилетия широкий резонанс получили первые доклады Римскому клубу (Д.Медоуз, М.Месарович и Э.Пестель), где обстоятельно, с цифровыми выкладками показано, что материальные резервы дальнейшего роста цивилизации близки к исчерпанию. Тут очень "кстати" подоспел нефтяной кризис, ставший как бы наглядной иллюстрацией к академическим прогнозам. И хотя последующие расчеты и уточнения сделали картину несколько менее мрачной, общее ощущение близящегося тупика наполнилось новым предметным содержанием. "Для того чтобы человечество не нарушало хрупкого баланса ресурсов,— писал недавно академик Н.Н.Моисеев,— население планеты при нынешнем уровне технологий должно быть уменьшено как минимум раз в десять!.. А такое, вероятнее всего, невозможно. Значит, предсказанная Мальтусом катастрофа в той или иной форме неизбежна..."*. Действительно, нарастающее расходование невозобновимых ресурсов планеты порождает сильные сомнения по поводу перспектив цивилизации. Одно время было модным связывать основные надежды с космосом как неистощимым источником энергетических, вещественных ресурсов, безграничным пространством для экспансии. При этом, правда, сильно недооценили технические трудности, которые теперь многие ученые считают непреодолимыми: организм человека не способен стабильно адаптироваться к внеземным условиям, тем более в массовом масштабе. Но это бы еще полбеды. Оказалось, что простая экстраполяция наблюдаемых темпов роста дает результаты умопомрачительные. Так, через 1500 лет потребляемая человечеством энергия должна превзойти мощность излучения Галактики, а через 2000 лет масса потребляемого вещества превзойдет массу Галактики в 10 млн. раз... А ведь военно-политическим и эколого-энергетическим аспектами не ограничивается многомерный глобальный кризис. На одной из научных конференций приводился экстраполяционный расчет, согласно которому уже в 30-е годы следующего столетия два из каждых трех младенцев в США будут рождаться с необратимыми патологиями головного мозга. Как и любой иной расчет, это требует массы дополнительных уточнений, но тенденция бесспорна. Сведя к минимуму детскую смертность в развитых странах и значительно сократив ее в других, человек заблокировал регулирующий механизм естественного отбора, и неизбежной платой за успех стало экспоненциальное накопление генетического груза. Исследования российских цитологов (группа проф. Ю.М.Левина) показали, что из-за изменений экосферы химический состав крови, лимфы и тканевой жидкости современного москвича настолько отличается от показателей столетней давности, что впору говорить о перерождении вида. Совершенно неясно, до каких пределов организм, и особенно мозг, способен выдержать такие метаморфозы, продолжая нормально функционировать, и сумеет ли человек с бесконтрольно перерождающимся мозговым веществом зафиксировать начало необратимой деградации. Невольно задумаешься: не сведется ли весь выбор ближайших поколений к сценариям "по Циолковскому" или "по Элиоту" — либо "ад кромешный", либо "всхлип"... Итак, сложившиеся тенденции — прямая дорога к пропасти. О том, чтобы отсечь динамику тенденций, навечно законсервировав наличное состояние, несерьезно даже говорить. Может, пришло время прислушаться к призывам экологов-романтиков: "Назад (вперед) — к природе"? Вот только понять бы, что это значит. * Моисеев Н.Н.Природный фактор и кризисы цивилизации. // Общественные науки и современность, 1992, N 5, с. 89
Например, восстановить в правах естественный отбор, упразднить медицину, снизить гигиенические стандарты, послать рожениц в сараи? Но для нынешних поколений, изнеженных искусственной средой, особенно в развитых странах, это повлекло бы такой рост смертности (детской, женской, да и среди взрослых мужчин), сравнительно с которым уже упоминавшаяся эпидемия чумы в XIV веке выглядела бы чем-то вроде массовой простуды. Вернуться к доиндустриальным, а то и к донеолитическим способам хозяйствования? Но они были дисквалифицированы самой жизнью, когда на Земле жило в десятки, сотни и тысячи раз меньше людей. Теперь нас на планете под 6 миллиардов. Если бы даже — предположим невероятное — все люди, превратившись поголовно в охотников и собирателей, смогли свести потребности к физиологическому минимуму, природа недолго выдержала бы такую нагрузку. (Кстати, невероятна в этом предположении даже не столько первая его часть — готовность людей вернуться в палеолит,— сколько вторая — их способность ограничиться физиологическими нуждами). В данной связи стоит упомянуть еще один сценарий. Возврат в средневековье под давлением возобладавших ретроградных настроений; долгая и вялотекущая мировая война, в которой удастся воздержаться от прямого использования новейших боевых средств, но от разрушений, голода, эпидемий погибнут не менее 90% людей, обеспечив оставшимся возможность выжить. Впрочем, этот сценарий наименее правдоподобен. Слишком много накоплено в мире ядерных, химических и прочих орудий и производств, которые, оставшись без специального присмотра, рано или поздно доведут дело до логического конца: все вернемся к двум предыдущим сценариям... В том, что планетарная цивилизация на крутом витке истории, свидетелями и участниками которого мы с вами оказались, способна себя угробить, удостовериться нетрудно. Труднее показать обратное: в принципе цивилизация способна выжить. Числовые выкладки здесь имеют ограниченное значение, поскольку с их помощью можно выяснить, на какой срок достанет ресурсов планеты, космоса и т.д., принимая за константу наличные технологии, психологию, организацию, а это крайне существенная оговорка. Поэтому решающая роль принадлежит качественным, концептуальным соображениям. Нынешний эволюционный кризис по своей причинной структуре во многом повторяет предыдущие, хотя, конечно, при сходстве принципиальной схемы каждый кризис уникален. Кроме того, прослеживается общая эволюционная тенденция: чем сложнее организована система и чем далее она от равновесия со средой, тем она уязвимее, тем большая интеллектуальная работа необходима для ее сохранения и тем большей катастрофой чревато ее возможное разрушение. (В народе говорят: выше залезешь — больнее упадешь). Это также определяет специфику текущей ситуации, умножая источники смертельной опасности и сокращая сроки, отведенные на перестройку материальной и духовной жизни общества. Однако несравнимы с прежними и средства противодействия катастрофе, имеющиеся в распоряжении людей. Обсуждая уроки эволюционных кризисов, мы могли убедиться, что объем энергетических и вещественных затрат на жизнеобеспечение общества и, соответственно, отходов растет в периоды экстенсивного роста. Линейная экстраполяция роста индустриальной цивилизации и дает нам теперь тупиковые прогнозы существования на Земле, а также трагикомические цифры расходования ресурсов космоса. Между тем удельная эффективность производства в целом по планете удручающе низка. По некоторым расчетам, в сфере энергетики, например, она составляет лишь несколько процентов, а остальная часть расходуемой энергии рассеивается в виде бесполезной теплоты, т.е. просто "нагревает воздух". Разрешается же кризис (если он вообще разрешается) с созданием технологий, обладающих большей удельной эффективностью. Главным фактором, обеспечивающим рост полезного производства на единицу затрат, всегда служил рост информационной составляющей. Грубо говоря, получается так, что предки обычно отбирают у потомков расходуемую энергию, обесценивают ее (особенно когда расходуют невозобновимые источники — уголь, нефть, отчасти лес, плодородную почву и т.д.), но оставляют им в наследство нечто более ценное — информацию; пользуясь ею, следующие поколения находят доступ к новым источникам, оптимальные строят отношения с природой и друг с другом. В сами орудиях деятельности, в ценностях, нормах и навыках фиксируется дополнительный опыт ошибок и находок, психическое отражение становится объемнее и динамичнее, социальная организация — более разнообразной и механизмы компромисса — более изощренными. Когда мы говорили еще о природной эволюции, я не случайно обращал ваше внимание на то, что за миллиарды лет существования жизни ее основной энергетический ресурс — количество лучистой энергии Солнца, достигающей поверхности планеты — можно условно считать неизменным. Однако по мере того как усложнялась организация биосферы, возрастало количество экологических ниш, трофических уровней, живое вещество становилось более активным: рост внутреннего разнообразия обеспечивал большую эффективность антиэнтропийной работы — отношение между энергетическими "входом" и "выходом". То же и в человеческой истории. Если бы — вообразим невероятное — в верхнем палеолите объявился ученый-глобалист, вооруженный знанием географии, экологии, математики, он бы строго доказал, что наша планета (даже при сверхблагоприятных условиях) способна прокормить от силы пять миллионов человек*. Профессионально безупречный расчет грешил бы при этом только одной "философской" ошибкой: игнорировался творческий фактор развития. Ведь наш гипотетический эколог исходил из незыблемости знакомых ему форм хозяйствования. Но стоило людям перейти от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, изменить социальную организацию, психологию — и прежние выкладки оказались практически обесценены. Вспомнив материалы предыдущей лекции, мы можем убедиться, что подобный же конфуз наш эколог пережил бы с появлением ирригационного хозяйства, с началом промышленной революции... Не аналогичную ли ошибку совершают современные экологи, гипнотизирующие нас числами предельной заселенности Земли, которые подчас значительно уступают количеству наличного населения ("золотой миллиард" и т.д.)? Интересны рассуждения на эту тему Ф.Хайека. Он показал, что расширенное воспроизводство населения представляет угрозу только тогда, когда оно опережает внутреннюю дифференциацию общества, умножение функций в системе разделения труда. В таком случае наращивание однородной массы не обеспечивается ростом производительности труда, а это действительно чревато перенаселением, обнищанием, миграциями (бедный "юг" захлестывает богатый "север") и взрывами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|