Инструментальная и гуманитарная культура: эволюционные корреляции 6 глава
** Шмелев Н.П. Новые тревоги. // Новый мир, 1988, N 4, с. 175 примитивный ум не способен уловить целевой замысел более емкого мышления.) А то, что циничная, примитивно эгоистическая политика оборачивается эффектом бумеранга, сегодня признают, кажется, все, хотя едва ли все понимают... В целом складывающаяся ситуация действительно беспримерна. И.Кант учил, что, поскольку чистый разум не способен охватить всю бесконечность условий и факторов, его суждения должны контролироваться абсолютно независимым регулятором — категорическим императивом. Авторитет философа столь велик, что немногие решались подвергнуть сомнению априорное происхождение нравственного императива. До сих пор в научной литературе нередки утверждения типа следующего: "Разум может сказать нам, к каким результатам приведут те или иные действия, но он не может сказать, к чему следует стремиться... Он действует тогда, когда цели уже определены"*. Возражая против такого мнения и продолжая традицию А.Смита, один из крупнейших экономистов нашего века Дж. Кейнс объявил экономическую науку разделом нравственной философии; тем самым Кейнс противопоставил обществоведение естествознанию. Теперь пришло время для еще более решительной постановки вопроса: естественнонаучное и техническое знание самым непосредственным образом включаются в процесс социального целеполагания, созидания этических ориентиров, ценностей и норм. Это обусловлено, с одной стороны, объективной необходимостью, а с другой — глубокой перестройкой собственных парадигм науки. Сегодня принятие социально значимых решений без учета медицинских, биологических, экологических, энергетических, термодинамических параметров опасно для общества, и это уже мало кому нужно доказывать, по крайне мере теоретически. Исключительно ли о "средствах" в данном случае идет речь? С этим, по-моему, пора внимательно разобраться.
В 30-е годы австрийский логик К.Гедель доказал знаменитую теорему о неполноте, которая потрясла здание классической гносеологии (теории познания) и повергла в шок ее адептов. Суть теоремы в том, что любая содержательная теория включает утверждения, принципиально недоказуемые в ее собственных рамках, которые поэтому следует принять на веру. Для доказательства же этих утверждений придется строить более общую теорию с новыми постулатами и т.д. Иначе говоря, если вы станете последовательно задавать вопрос "почему?", то рано или поздно упретесь в дно аксиоматики. * Shacke G., цит. по: Макашова Н.А. Этика и экономическая теория. // Общественные науки и современность, 1992, N 3, с. 19
Но еще раньше другой выдающийся ученый — социолог М.Вебер — не столь математически строго, но не менее убедительно доказал такую же "теорему" применительно к аксиологии (теории ценностей). Задавая вопрос "для чего?", вы также убедитесь в замкнутости любой ценностной иерархии и должны будете обратиться к "внешним" для нее факторам — истории, условиям существования той или иной культуры, личности и т.д. Так вот, сама по себе задача выживания не относится ни к идеологической, ни к собственно научной сфере (хотя она ближе научному мышлению, которое исключает альтернативы вроде пренебрежения греховным земным бытием в преддверии Страшного Суда). Если же выживание цивилизации принять за определяющую ценность, то вся остальная система ценностно-нормативных предпочтений сегодня не может строиться иначе как при самом прямом участии междисциплинарного научного знания. И весь предыдущий исторический опыт, зафиксированный, в частности, религиозными заповедями, может быть включен в ценностную систему современной культуры, лишь пройдя апробацию методами критической научной рефлексии.
Но и наука, со своей стороны, становится готовой принять на себя мировоззренческие и регулятивные функции постольку, поскольку перестает быть безотносительной к человеку. Та парадигма научного знания, что тянется от механики Г.Галилея и логики Ф.Бэкона через рефлекторную теорию Р.Декарта, социальную физику Т.Гоббса, метафору "духовного автомата" Б.Спинозы и высшей задачей объявляет устранение субъекта, на наших глазах сменяется картиной мира, весьма созвучной гуманистическим ценностям. Элементаризм, физикализм и редукционизм (уподобление высшего низшему) уступают место системному мышлению, антропоцентризму и элевационизму. Знание становится принципиально субъектным, включая в свою орбиту целевые, функциональные аспекты любых — не только человеческих — взаимодействий. Уже не механика, а психология видится образцом для построения интегрально картины мира... При обсуждении лекции 2 я рассказывал о методологии элевационизма, сослался на книгу, содержащую подробную библиографию по этой теме, где обобщены блестящие исследования отечественных и зарубежных ученых. Но один момент стоит выделить особо, поскольку он самым тесным образом связан с вопросом об эволюции социальных отношений. Классическое научное мышление многим отличалось от мышления религиозного, мифологического, но безусловно сходилось с ним в одном: то и другое мышление "истинностно". Истина, arnica veritas (в латыни слова "истина" и "вера" одного корня), была той священной коровой, которой клялись и попы, и философы, и самые кондовые натуралисты. Из двух взглядов на предмет по меньшей мере один считался непременно ложным. Полемистами вольно или невольно примысливался третий, метафизический Авторитет, носитель абсолютного знания, а суть полемики состояла в том, чье суждение ближе к замкнутой системе безусловных постулатов (близость к Истине). Иногда это понималось совсем буквально: критерием Истины в научном споре признавали материальный текст — Талмуд, Библию, Коран, сочинения Аристотеля, Маркса, Ленина,— а третейским судьей выступал Учитель, партийный Вождь и даже... "Народ". Правда, после Канта стало вроде бы принято проводить различие между "абсолютной" и "относительной" истинами, заговорили о том, что знание конкретно, а мир находится в вечном движении. Однако ядро мифологического мышления оставалось нетронутым, ибо субъект с заведомо ограниченным опытом наделялся способностью отличать абсолютно истинное содержание от относительно истинного, окончательно определять объем допустимой экстраполяции вывода, отделяя в нем то, что безусловно верно, от того, что еще может быть уточнено.
Практика показывает, что, приписав человеку такую принципиальную способность, никто не мог удержаться от соблазна примерить ее лично к себе. А если мне известна Истина, то все остальные суждения я непременно сочту ошибочными, незрелыми или преднамеренно лживыми. Потому "истинностное" мышление эквивалентно авторитарному, сопутствуя нетерпимости в идеологии и в науке, в политике и в обыденной жизни. Не случайно оно пронизывает всю систему человеческих отношений в революционных партиях и в тоталитарных государствах. И не случайно Ленин столь темпераментно бичевал скептическую гносеологию Э.Маха, с энтузиазмом принятую социал-демократами. Это был конфликт двух стилей мышления, психологических, идейных и политических установок: на фанатическую мотивацию, бескомпромисность убеждений, форсированное, не считающееся с жертвами достижение целей, с одной стороны, и на терпимость, движение к цели путем постепенных компромиссов — с другой. И еще одна парадоксальная закономерность особенно ярко проявила себя в недавней истории нашего отечества: упор на "объективности" открывает простор субъективистскому беспределу. Чем больше идеологи говорили об объективном знании, тем решительнее блокировали всякий элемент новизны в науке (нет ни одной оригинальной идеи в естествознании или обществоведении XX века, которая бы не объявлялась противоречащей марксизму, а потому ошибочной и вредной); ссылкой на объективные законы истории аргументировали самые волюнтаристические решения в политике; на объективной теории стоимости строилась экономическая практика, поражающая своей абсурдностью...
Наука конца XX века, в арсенале которой — уже упоминавшаяся теорема Геделя о неполноте, принцип неопределенности, принцип дополнительности, многозначные логики и прочие экзотичные для классической науки идеи, уходит от истинностной гносеологии, заменяя ее мышлением модельным. Это уже совсем иной взгляд на полемику и диалог, на ценности и нормы отношений в научном, а вместе с тем и во всем человеческом сообществе. Для человека, ясно сознающего, что он связан с предметным миром через посредство идеальных моделей и оперирования ими, сама категория "истины" становится избыточной или, во всяком случае, периферийной. Понятие истинности к модели неприменимо, ее достоинства и недостатки можно обсуждать с точки зрения функциональной эффективности, новизны, стройности и т.д. Поэтому различные представления видятся уже не взаимоисключающими, а взаимодополнительными. Разнообразие возможных моделей неограниченно, как разнообразие взглядов на предмет и задач деятельности с ним. Если же модели конкурируют между собой, то не по "близости к истине", а по иным критериям, и прежде всего с точки зрения того, какая из них (моделей) продуктивнее для решения данной задачи при данных условиях. Стоит еще раз подчеркнуть, что с модельной гносеологией сопряжен совсем иной стиль социального, политического мышления, иная этика — этика взаимодополнительности, терпимости и компромисса. Отношение личности к миру становится более "игровым", скептическим и мудрым. Можно искренне сожалеть о теряемой радости страстного служения Истине, бескомпромиссной готовности положить на ее алтарь свою и чужие головы. О том, что останутся достоянием истории фанатичные герои, восходящие на костер во имя новых истин, и фанатичные защитники старых истин, подносящие к хворосту горящий факел. Но ведь мы уже могли убедиться, что такова диалектика прогресса: сколько прежних радостей пришлось человечеству утерять ради выживания, и сколько нежданных радостей обрело оно, выживая... По сути в данном случае речь идет все о той же удельной продуктивности — отношении созидания к разрушению. Только прежде мы говорили о технологиях материального производства, а теперь — о технологиях интеллектуальной, духовной работы. Знаменитая формула Спинозы: "Всякое утверждение есть отрицание" — остается в силе, но модельная гносеология позволяет созидать (утверждать) больше, разрушая (отрицая) меньше. Мышление становится более "щадящим" для духовной экологии...
И опять мы подходим к тому же выводу: высокоразвитый интеллект — нравствен. Формируясь изначально как инструмент агрессии (самосозидающего разрушения), интеллект через прагматику выживания, через драматическую логику отношений с миром находит в себе самом ресурсы для последовательного преодоления природной агрессивности. * * * Итак, вновь образовавшаяся диспропорция между способностями оперировать энергетическими потоками внешнего мира и контролировать внутренние импульсы определяет основное содержание нынешней эпохи. А ее основной вопрос в том, сумеют ли, успеют ли люди привести действительные ценности и нормы в соответствие с новообретенным могуществом. Задаю себе вопрос — лишний, наивный, нежизненный: если произойдет самое худшее и оценивать трагическую судьбу Земной цивилизации доведется пришельцу, как прокомментирует он нашу историю? Думаю, двух вещей он не сможет утверждать: будто на этой планете не было прогрессивного развития или оно изначально вело в никуда. Вероятнее всего, "брат по разуму" с сожалением констатирует, что земляне не справились с последствиями прогресса, оказались недостойны открывшихся возможностей. ...И все же душу греет надежда, что судить нас с вами предстоит субъекту, который нашей мудрости будет обязан своим существованием... Обсуждение лекции 7—9
— Как-то вы легко разделались с требованием жить в равновесии с природой. Считаете ли вы нормальным, что человек, вместо того чтобы следовать законам природы, навязывает ей свою волю? — Я думаю, что риторика такого рода подменяет реальные проблемы мнимыми. Человек не может не только сам жить по законам природы, но и допустить, чтобы природа, коль скоро она сделалась средой его жизнедеятельности, продолжала жить исключительно по своим собственным законам. Ибо в последнем случае человеку, культуре места в ней не останется. Приведу пару наглядных примеров. Когда экологические ниши плотно заселены, в биоценозе включаются обычные колебательные контуры: расплодившиеся хищники снижают популяцию травоядных, расплодившиеся травоядные губят лес и т.д. Опытный эколог знает, что для дикой природы такие циклы нормальны, однако бьет тревогу, ибо обществу эти природные колебания грозят серьезными неприятностями. Людям приходится регулировать наполнение экологических ниш таким образом, чтобы оно было оптимально, но не для природы вообще, а для "очеловеченной" природы совместимой со стабильным существованием общества. Иначе мы сами обречены на "одичание", на то, чтобы расстаться с культурным бытием, выработанными ценностями, нормами, технологиями жизнедеятельности, и уж это самой природе менее всего сулило бы добра. В предыдущих лекциях я старался показать, что удаление человека от природы составляет важное историческое условие, позволяющее сохранить обе стороны этого противоречивого единства. Или вот пример из иной области. С возрастом многие обнаруживают странное обстоятельство: вкусная еда и вообще многое из того чего привычно хочется, как правило вредно для здоровья, врачи советуют следить за диетой, сознательно нормировать активность. Но отчего же людей так обманывает собственный организм, почему чувственные приоритеты не отличают полезное от вредного? Это результат неверного воспитания, цивилизационное искажение естественных инстинктов? Оказывается, здесь присутствует и более глубокий конфликт. Наши естественные потребности представляют в организме интересы биологической популяции, а последние состоят вовсе не в том, чтобы особь жила долго. Как я уже упоминал, природе выгодна быстрая смена поколений с жестким естественным отбором, а значит, она заинтересована в том, чтобы каждый индивид скорее достигал детородного периода, интенсивно проживал этот период, наплодив побольше потомства, после чего его жизнь более не имеет биологического оправдания ("природе не нужны старики"). Этим задачам и подчинено естественное предпочтение мясной, жирной пищи, а также все прочее, что способствует ускоренному расходованию жизненных сил. Увеличение продолжительности жизни, ограничение естественного отбора суть сугубо культурные, "противоестественные" ценности, с ориентацией на которые общество использует массу искусственных средств, включая рационирование питания посредством религиозно-культовых, научно-медицинских регламентации. Я хочу сказать, что противоречия между культурой и природой проникают даже "внутрь" индивида, и при внимательном анализе вы заметите их на каждом шагу. Люди вынуждены вмешиваться в естественные процессы, искусственно устанавливая такое равновесие и во внешней, и во внутренней природе, которое соответствовало бы социальным интересам. С развитием общества изменялось соотношение стихийных и целенаправленно регулируемых процессов, а издержки "субъективного" характера (эволюционные кризисы) возникали тогда, когда нарушалось внутреннее равновесие социально-культурной системы: управленческие притязания превышали прогностические способности, инструментальный интеллект недостаточно сдерживался интеллектом гуманитарным. Короче, мы опять упираемся в закон эволюционных корреляций, который касается равновесия не между природой и обществом (это — миф!), но между взаимодополнительными факторами социального бытия. Кстати, я не могу считать лозунг следования законам природы содержательным и по чисто теоретическим соображениям, так как сами законы природы неоднозначны и внутренне противоречивы. Именно напряжение внутренних противоречий создает потенциал конкуренции управлений, отбора, самоорганизации, эволюционной непредсказуемости... — Вы представляете гуманизм как признание верховенства человека и над природой, и над Богом, полагая такую идеологию вершиной мудрости и морали. Но не она ли ответственна за те безобразия, какие человек успел натворить в этом мире?.. — Я никогда не представлял гуманизм как вершину. Напротив, мне доводилось выступать с критикой подобных притязаний со стороны современных гуманистов и в отношении прошлого, и в отношении будущего. Действительно, лозунг Р.Декарта "стать хозяином и властителем природы" стал знаменем для очередного всплеска экологической агрессии, а идея всечеловеческого единства часто служила обоснованию европейской "цивилизаторской" миссии, в которой рука об руку шли "поп и палач". Да и будущее грозит этой идеологии очень серьезными испытаниями, о чем мы еще поговорим. Гуманизм живет и развивается в конкуренции с альтернативными ему идеологиями: фидеизмом (человек вторичен, подчинен и подотчетен высшей воле), натурализмом (человек есть равноправная частица природы, "вещь среди вещей"), национализмом, расизмом, классовым подходом (ценность и права человека определяются его этнической принадлежностью, местом в системе производства), технократизмом (человек — слабейшее звено технологической цепи)... Многообразием идеологий и достигается богатство интеллектуальной жизни, в диалоге, а то и в противоборстве между ними происходят пересечения, компромиссы, заимствования, иногда химерические спайки. И если я отдаю предпочтение гуманизму, то не потому, что он во всем выше прочих идеологий (если, конечно, вкладывать в это слово определенное содержание, а не обозначать им все, что кому симпатично), а потому, что считаю данное мировоззрение сегодня самым надежным ориентиром. — В первой лекции вы пожурили евроцентризм, а в конце концов отдали безусловный приоритет сугубо западным ценностям рационалистического просвещения, либерализма, демократии. Выходит, змея поймала-таки себя за хвост! — Все это не извечные западные ценности, но специфические ценности Нового времени, имеющие исторические предпосылки в различных культурах. Трудно отрицать, что за последние четыре столетия ось мирового развития сместилась к Западу. В Европе и ее производных происходили события, рождались идеи наиболее существенные по масштабу влияния на ход мировых процессов; причем направленность этих процессов в общем отвечала критериям прогрессивного развития в единстве его позитивных и негативных измерений. В частности же идеологический комплекс, включающий демократию, индивидуализм, гуманизм, действительно продуктивнее всех известных прежде идеологий с точки зрения того, насколько та или иная из них способна стимулировать рост социального (функционального), культурного, личностного разнообразия. Если в признании данного обстоятельства присутствуют элементы евроцентризма, то могу только добавить что они построены на междисциплинарных научных обобщениях. — Однако с идеей разнообразия все время ощущается какая-то непоследовательность. Для сохранения разнообразия следует заботиться о сохранности этнических, национальных, религиозных культур, т.е. встать на позиции почвенничества. Но прежде вы доказывали прямо противоположное: традиционные культуры не отвечают современным потребностям выживания. Так что же — надо наращивать культурное разнообразие или унифицировать ценности согласно требованиям науки? И вообще непонятно, разум ограничивает или наращивает разнообразие. Если действовать "по науке", то теряется пространство выбора, творчества — ведь разум должен привести к единственно верному решению. Вы сделали хитрый ход, "освободив" науку от истины. Но тогда, напротив, и наука, и построенные на ней ценности становятся необязательными: каждый, критически осваивая действительность, придет к собственным максимам, и наступит хаос. Люди ведь и воюют между собой тысячи лет потому, что не умеют отвлечься от различий и увидеть то, что нас всех сближает... — Прежде всего я категорически не согласен, будто люди воюют потому, что различны между собой (и не умеют от этого отвлечься) — скорее, напротив, оттого, что удручающе друг на друга похожи. Одинаковые потребности, амбиции, механизмы группового и индивидуального самоутверждения... Опыт показывает, что, как приспичит драться, повод найти недолго. Нет рядом людей с иным цветом кожи, волос, формой носа, одеждой, языком, религией — идут город на город, деревня на деревню, улица на улицу. Неоантропы не прекратили воевать, когда неандертальцев и след простыл, крестоносцы, идя спасать Гроб Господен от неверных, по пути охотно разоряли христианские города. В разгар югославской войны я спросил серба, как он отличает босняка (мусульманина), у которого тот же язык, та же славянская внешность. Он ответил: "По выражению лица" (!) А в "Тупейном художнике" Н.С.Лескова есть такая сцена. Пьяный рязанский палач на площади Тамбова насмерть забивает плетью местных ослушников и орет: "Еще давайте, всех тамбовских убью!..". Далее, я говорил, что традиционные национальные и религиозные культуры не могут сохраниться в неизменном виде, потому что все они формировались в условиях, когда инструментальные возможности человека были несопоставимы с нынешними. Соответственно этим условиям они строили (и исторически перестраивали) отношения с природным и социальным миром, ценностно-нормативные комплексы. Специальные исследования показывают, что "на Земле не существовало (за некоторым исключением) народов, у которых было бы развито экологическое мышление, отвечающее современным требованиям"*. Один из авторов цитированной статьи (С.А.Пегов) указал в последующем на факт, который может служить несколько специфической, но наглядной иллюстрацией корреляционного закона. Горные кхмеры, палеолитические охотники и собиратели, овладев во время вьетнамской войны огнестрельным оружием, быстро уничтожили охотничьи виды и, спустившись на равнину, стали сами вымирать от непривычных болезней. Еще важнее то, что почти все культуры были в большей или меньшей степени ориентированы на периодические силовые конфликты и нуждались в потенциальном противостоянии для воспроизводства своей духовной идентичности. Фигуры героя, богатыря, воителя, стилизованные национальными писателями XIX века в "защитников отечества", относятся к числу стержневых образов едва ли не каждой традиционной культуры. Память о звенящих мечах и победных литаврах актуализуется в критические моменты, подсказывая испытанные способы решения проблем. В процессе глобализации социального бытия человечество не может позволить себе такую роскошь — сохранять в комплексе освященные традицией ценности и нормы. Вы не сохраните оригинальную цельность, скажем, культуры апачей, лишив их возможности время от времени выходить на тропу войны. Жизнь заставляет тщательно отбирать ценные элементы, высвобождая их из прежнего контекста (эмоционально болезненная и информационно обедняющая операция!), включая их в новые мировоззренческие системы, нацеленные на то, чтобы объединять людей, не противополагая их друг другу. Как же тогда быть с разнообразием? Увеличивается или уменьшается оно с развитием вообще и с развитием интеллекта в частности? Противоречие, на которое вы справедливо обратили внимание, вызывало массу дискуссий между философами, логиками, социологами со времен античности. Снять же его удалось нашему соотечественнику, специалисту по теории систем Е.А.Седову. Много лет изучая закон необходимого разнообразия и связанные с ним парадоксы, ученый обнаружил еще одну, дополнительную закономерность: рост разнообразия на высших организационных уровнях обеспечивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях. Закон Седова (или закон иерархических компенсаций) можно иллюстрировать примерами из физики и космологии, биологии, лингвистики, социологии, психологии. Так, усложнение организмов на надклеточном уровне компенсируется упрощением на субклеточном и молекулярном уровнях; чтобы * Пегов С.А., Пузаченко Ю.Г. Общество и природа на пороге XXI века. // Общественные науки и современность, 1994, N 5, с. 148 обеспечить огромное разнообразие осмысленных высказываний, язык должен ограничить допустимую сочетаемость слов, морфем, фонем, звуков, букв; разнообразие дорожного движения требует следования установленным правилам и т.д. и т.п. В бесчисленных примерах подобного рода стоит снять ограничения — и наступит хаос, деградация системы. Вавилонское столпотворение: мы перестанем понимать друг друга, не сможем ездить по городу... Между прочим, давно замечено, что такова же внутренняя логика морали, права, прочих социальных норм. Еще раз обращусь к авторитету Ф.Хайека: "Как раз потому, что эти (социальные.— А.Н.) правила сужают выбор средств, которые каждый индивид вправе использовать для осуществления своих намерений, они необычайно расширяют выбор целей, успеха в достижении которых каждый волен добиваться"*. Таков же механизм зависимости между интеллектом и социальными нормами. Развитый ум обеспечивает фундаментальные "максимы" (а может быть, лучше сказать — "минимы") мышления и поведения, делает их психологически после-произвольными и логически надежно доказуемыми. Пространство же морального выбора, да и правотворчества, расширяется, ибо с усложнением общества, ростом технологических возможностей более трудными, беспрецедентными становятся проблемы... Закон Седова помогает разобраться и с перспективой межкультурных отношений. Разнообразие укладов, способов и форм социального бытия, стилей мышления может расти постольку, поскольку все сообщества примут "минимы", регламентирующие нормы отношений, разрешения противоречий и т.д. Я думаю, это именно то, что в знаменитом Манифесте Б.Рассела и А.Эйнштейна названо общечеловеческими ценностями. Некоторые футурологи полагают, что с интенсификацией глобальных информационных связей объединения людей будут все меньше строиться по национальной, классовой, государственной, даже территориальной принадлежности, а все больше — по общности интересов, увлечений, склонностей и прочим пока еще вторичным признакам; так что на смену национально-государственной организации человечества придет "сетевая". Этот прогноз единственно реалистичен в том случае, если общество станет развиваться по "сценарию выживания". Подчеркну, что социальные противоречия при этом не исчезают, вопреки надеждам утопистов, а умножаются, за счет чего и становятся менее острыми. Такова и общая историческая тенденция: с ростом числа человеческих идентификаций растет * Хайек Ф.А. Цит. пр., с. 88 вероятность того, что разделяющие нас противоречия смягчаются наличием общей принадлежности (племя, раса, класс, сословие, религия, политические, экологические взгляды и т.д.). Таким образом, моральные "минимы" — не путь к уподоблению людей, а механизм роста духовного разнообразия. — Но ведь это — все те же заповеди классических религий. Что здесь принципиально нового? — Новое то, что нравственные нормы становятся апостериорными, аналитически верифицируемыми, неавторитарными, а потому потенциально свободными от двойного стандарта ("внешняя" и "внутренняя" мораль). Кроме того, возможность критической оценки адаптирует императивное мышление к динамичному миру. Вообще я думаю, что отношение между критической моралью и культовой протоморалью логически воспроизводит отношение последней к животным инстинктам: пройдя фазу отбора, на новом уровне сохраняются лишь некоторые инвариантные программы. Сравните популяциоцентри-ческий инстинкт и заповедь "Не убий"... — В вашей версии абсолюты перестают быть таковыми, а это — conditio sine qua поп всякой морали. Если заповедь "Не убий" аналитически расчленить, сделать предметом прагматического обсуждения, то выяснится, что подчас убить выгоднее. И "благоговение перед жизнью" превратится в дело вкуса. — Каждый человек вынужден либо сам интерпретировать заповеди, либо делегировать эту миссию авторитетной инстанции, которая и станет ему указывать, кого, когда и за что не надо, а кого надо убивать. Простите, что приходится это повторить. По большому счету, мораль не терпит абсолютов. Перестав быть конкретной, она, как, впрочем, и право, и знание, становится бессмысленной и вредной. Это касается даже самых бесспорных вроде бы заповедей типа "Не убий". В сложной многомерной жизни возникают ситуации, когда это может значить: "не защитись от убийцы", "не помешай убить", "не облегчи страданий обреченного". Сколько споров сейчас об эвтаназии — праве пациента требовать от врача легкой быстрой смерти, если тот не в силах облегчить страданий умирающего, и праве врача эту просьбу удовлетворить... Исследователи этических парадоксов часто ссылаются на рассказ чешского писателя Яна Дрды. Когда приходит известие об убийстве патриотами нацистского палача Гейндриха, старый учитель, фанатично исповедовавший моральные максимы, заявляет: "Дети! Вы должны знать: с точки зрения высше- го принципа нравственности — убийство тирана не преступление". Перенесем заповедь "Не убий" за пределы человеческого мира — и совсем войдем в ступор. Ну, ладно, станем мы все вегетарианцами (хотя сам Бог создал наш организм всеядным). Так ведь и растения, которые мы едим, и сорняки, которые выпалываем,— живые. И болезнетворные микробы, и вирусы... Прекрасная заповедь, доведенная до абсолюта, вырождается в свою противоположность, в отрицание жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|