Инструментальная и гуманитарная культура: эволюционные корреляции 3 глава
Последняя зависимость для нас особенно важна, хотя именно она покажется сегодня наиболее сомнительной. Ведь разочарование в оптимистических лозунгах, когда-то вдохновлявших просветителей, сделало общим местом суждения вроде того, что "ум" и "доброта" — явления совершенно внешние друг к другу, а если как-то и коррелирующие, то, скорее, отрицательно; что образование чуть ли не портит людей, тогда как нищий духом дружелюбен и бесхитростен. Между тем согласно результатам исследований по индивидуальной и возрастной психологии, начатых еще Ж.Пиаже и продолженных учеными разных стран, «существует связь между когнитивными и моральными "рядами" развития, причем ведущая роль в сопряженном движении принадлежит когнитивному "ряду"»*. Такие результаты касаются не только качества моральных суждений, но и практического поведения, и они вполне объяснимы. Информационно более емкий интеллект позволяет надежнее "держать цель", долгосрочно планировать действия. Уже по этой причине он делает субъекта менее зависимым от внешних и внутренних импульсов, составляя * Воловикова М.И., Ребеко Т.А. Соотношение когнитивного и морального развития.— В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990, с. 83 тем самым основу волевой, а значит моральной и прочей культурной регуляции. Последующее развитие интеллекта усложняет критерии успешности, позволяет произвольно менять точки зрения, ролевые позиции, а это предпосылка собственно морального, личностного выбора. О том, как соответствующие изменения проявляются в культурно-историческом развитии, мы говорили, сравнивая гоминида, умеющего производить стандартные предметы и поддерживать огонь, с его более примитивным предшественником, неолитического земледельца с палеолитическим собирателем, человека осевой и доосевой культуры. Похожие различия фиксируются наблюдателями при сравнении людей современной западной культуры с людьми патриархальных культур.
Психологическими экспериментами выявлена и обратная зависимость. Например, аффективное состояние "приводит к уплощению семантического пространства (уменьшению его размерности)"*, т.е. под влиянием сильной эмоции образ мира качественно примитивизируется, резко снижая уровень интеллектуального опосредования деятельности и обусловливая, соответственно, импульсивные реакции субъекта. Такая инволюция психики способна приобрести и устойчивый характер: историками, этнографами, врачами неоднократно отмечено, что многие душевные расстройства, диагностируемые современной медициной как психопатические, в свое время являлись социальной нормой мышления. Не перекликается ли сказанное с тем, о чем размышлял еще Сократ? Настаивая на тождестве знания и добродетели, великий грек был, возможно, неправ лишь в одном: он усматривал жесткую однозначную связь там, где психолог-экспериментатор обнаруживает "вероятностную" зависимость, а историк может проследить эволюционную тенденцию... Все это, конечно, не более чем схема, которая, однако помогает выделить общий вектор в переплетении противоречивых фактов мировой истории. В целом цивилизация на нашей планете до сих пор жива, благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете умели становиться и мудрее, ответственнее, прозорливее. Общества, не справлявшиеся с этим требованием, выбраковывались историей: их засыпали пески, губили эпидемии и голод, разрушали внешние и внутренние варвары, подобно тому как организм с ослабленной внутренней регуляцией добивают вирусы или раковые клетки.
Судя по всему, лучшие шансы получали те очаги цивилизации, которые успевали накопить достаточное разнообразие духовной культуры. Альтернативные идеалы и ценности оставались достоянием замкнутых эзотерических групп до тех пор, * Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии, 1982, N б, с. 32 пока события развивались более или менее прямолинейно. В условиях же наступившего кризиса мироощущение чувствительных, тревожных личностей, бессознательно предвосхитивших приближение грозы, начинало резонировать с коллективными настроениями, помогая своевременно выработать и усвоить новые регуляторы отношений. Воплощаясь чаще всего в культовую, мифологическую (или квази-культовую, квази-мифологическую) форму, новые ценности и нормы деятельности закрепляли в обыденном сознании трудный опыт тупиковых и спасительных стратегий. Со временем они становились самоочевидными, "естественными", и потом даже самые драматические всплески экологической и политической экспансии происходили уже в рамках необратимо утвердившихся ценностно-нормативных структур. Мне неизвестны случаи полновесной массированной реанимации древних стереотипов деятельности. У человечества не осталось бы никаких шансов выжить, если бы тоталитарные режимы, вооруженные технологиями XX века, сочетались с возродившимися традициями людоедства, поголовного истребления чужаков, донеолитического потребительства, самоценности кровопролития... Таким образом, внимательный анализ заставляет скептически отнестись к сетованиям великих и невеликих мыслителей (среди них Гегель, Бердяев и многие, многие другие), будто люди ничему не учатся на опыте истории. Конечно, до сих пор они учились драматически медленно, "как слепые щенята" (М.Волошин). Но двоечников своих суровая школа Истории безжалостно отсеивала; впрочем, она, кажется, не жаловала и отличников, а более всего ценила непутевых, но худо-бедно успевающих учеников. Их потомки и дожили до атомной бомбы, до катастрофически разрушающейся, а кое-где умирающей биосферы... Я думаю, что и в стихах Волошина, и в размышлениях известного историка Г. Померанца, выдержки из которых приведены в эпиграфе к лекции, по-своему выражена та же мысль и сформулирована та самая зависимость, которую мы назвали законом эволюционных корреляций. Признав его реальность, мы возвращаемся к развенчанному понятию исторического прогресса. Апробация замешанным на скепсисе знанием делает это понятие надежной альтернативой этическому релятивизму и приземленному "реализму", лишающим человека исторической ориентировки. Подобно тому, как когда-то Сократ возвел новое здание Абсолюта на развалинах мифологических традиций, расшатанных софистами.
Теперь уже социальный прогресс видится не как изначальный путь к совершенству и не как самоцель, ради которой допустимы чуть ли не любые жертвы, но как средство выживания. (Прежде мы заметили, что это относится и к развитию биосферы). Чтобы выжить, люди вынуждены были углублять целенаправленное вмешательство в стихийные процессы и тем самым неуклонно удаляться от естественного состояния, все более опосредуя отношения с природой. И чтобы совладать с усиливающимся могуществом, они должны были совершенствовать культуру самоотказа — "не во имя будущего, а во имя того вечного настоящего, в котором прошлое и будущее — едины"*. В этом пункте прогрессистская идея, похоже, примиряется с ее самым энергичным критиком. Но я рискну дополнить сказанное одним соображением несколько, может быть, субъективного характера. Кто-то остроумно заметил: счастливые народы не имеют истории. Такие народы — редкое и в общем временное исключение из правил, ибо когда-нибудь либо они сами врастают в историю, либо история вовлекает их в свой водоворот. Если бы выживание можно было обеспечить консервацией наличного, то жизнь была бы простым и, откровенно говоря, скучным занятием, а природа и общество (коль скоро оно бы каким-то чудесным образом возникло) были бы лишены драматизма и действительно от истории свободны. Но мир устроен таким образом, что выживание — нетривиальная задача. И чем сложнее неравновесная система, тем больше интеллектуальных затрат требуется для сохранения ее устойчивости. Включение прогрессивного развития в качестве кардинального средства делает выживание творческим занятием, ограничивающим стандарт, насыщенным напряжением и перспективой.
До сих пор развивающейся цивилизации "с грехом пополам" удавалось удерживать внутренний баланс силы и самоконтроля. Но никто не может гарантировать этого в дальнейшем. Во всяком случае, знакомство с характерными механизмами, закономерностями обострения и преодоления кризисов способно помочь в наших сегодняшних решениях...
* Бердяев Н.А. Цит. пр., с. 152 Обсуждение лекции 5—6
— Вы ничего не говорите о том, делает ли прогресс людей более счастливыми. Если нет, то что в нем "вдохновляющего"? Зачем нужно выживание, не сулящее впредь подлинной надежды? И не лучше ли быть счастливым вне истории, чем несчастным в истории?.. — Вопросы интересные и очень непростые. Попробую прежде всего ответить на них как человек, много лет профессионально занимающийся психологией. Понятие счастья принадлежит, скорее, сфере искусства, нежели конкретной науки или даже философии. Тем не мене и психологи, и философы, вслед за поэтами, много размышляли о "хитрой стратегии счастья". Хитрость в том, что вы не можете добиться счастья, поставив это самостоятельной задачей. Чтобы испытать его, надо стремиться к предметным целям, преодолевая трудности и разочарования. То есть счастье и несчастье, радости и печали идут рука об руку. Душа застывшая в вечном блаженстве (эйфории) — больная душа. Или душа не человеческая. Этого никогда не учитывали богословы и утописты, обещавшие рай на небе, коммунизм на земле. Но были и более проницательные мыслители. Например, греческий философ Эмпедокл учил, что в мире постоянно противоборствуют две силы — любовь и ненависть, причем процесс этот динамичен и происходит с переменным успехом. Есть длительные эпохи космической истории, когда любовь одерживает верх, все элементы мира постепенно соединяются, происходит отбор удачных форм по законам красоты и функционального соответствия; в конечном счете все интегрируется в единый материально-духовный Сфайрос, шар любви, где ненависти места не остается. И тут происходит самое удивительное: дух не выдерживает скучного однообразия. Тогда вновь прорастают зерна ненависти, и начинается обратный процесс дезинтеграции мира, до тех пор пока ненависть не разрушит космос до неразложимых элементов и не начнется очередная фаза нарастания любви... Так, может быть, впервые в натурфилософии была обнаружена амбивалентная сущность эмоциональной жизни.
Понятие эмоции ближе психологической системе значений, чем понятия счастья — несчастья. И психологами замечено, что, если мы рассмотрим длительные периоды жизни, то соотношение положительных и отрицательных эмоций у конкретного индивида более или менее постоянно. Чем соотношение определяется — специальный вопрос, но важно и поразительно то, что оно слабо зависит от внешних условий жизни. Это обстоятельство замечали и писатели, изучавшие душевную жизнь калек, а также узников концлагерей. Я не могу сейчас много об этом рассказывать, но в литературе содержится масса потрясающих наблюдений. Из них следует, что обычно первый стресс от заключения в концлагерь или от потери важного органа длится около трех месяцев. За это время либо человек гибнет (около 30% заключенных в фашистские концлагеря умирали по каким-либо причинам в первые три месяца), либо... происходит адаптация. Иногда это страшная адаптация, сопровождающаяся последовательным разрушением личности — взрослые, умные люди, бывшие политические лидеры, постепенно превращались в детей,— но эмоциональный баланс восстанавливался! Я это говорю к тому, что наивно приписывать истории эмоциональную координату и заявлять, будто с развитием общества люди становятся счастливее, или большее количество людей становятся счастливыми (или все как раз наоборот). Подобные суждения "нефальсифицируемы" — их нельзя вразумительно опровергнуть, а значит, и доказать. Что же можно доказать реально? В тенденции с развитием общества отношения между людьми становились "человечнее" — менее насильственными и авторитарными. Расширялось пространство индивидуального выбора, возрастало богатство интеллектуальной и эмоциональной жизни (что, конечно, не тождественно изменению баланса положительных и отрицательных эмоций). С социальным прогрессом сокращается детская смертность и растет продолжительность жизни. Причем, активной жизни: в патриархальных обществах люди жили в среднем 40, кое-где 30, а в палеолите — 20 лет, и за это время успевали состариться; еще в прошлом веке 30 лет считались для женщины "бальзаковским" возрастом, а жительницы современного японского города полагают его оптимальным для вступления в брак. "Сорок лет — бабий век",— говорили в народе, а сегодня успешно разрабатываются методы, позволяющие стать роженицами дамам под шестьдесят. Раскопки в древнем Иерихоне показали, что к 40 годам его жители становились беззубыми стариками (зубы полностью стачивались грубой пищей). В одном из литературных памятников Востока ("Вис и Рамин", XII век) автор удивляется по поводу того, что его герои "жили так долго, что видели детей своих детей". Об Александре Невском летопись сообщает, что он дожил до старости. Даты рождения и смерти новгородского князя по энциклопедии: 1220—1262. Оценка летописца не случайна. Из всех людей, родившихся на нашей планете от палеолита до начала XX века, 40-летнего рубежа смогли достичь менее 10%, а 50-летнего — не более 2%. Об этом полезно напоминать нашему современнику, считающемуся в 40 лет чуть ли не молодым, но не устающему клясть пищу, воду, воздух, медицину и цивилизацию с ностальгией по счастливому и здоровому быту предков. (Яркий пример той самой "ретроспективной аберрации", о которой я рассказывал во вводной беседе). О.Тоффлер обобщил сведения английских историков об образе жизни средневекового села, которые в пух и прах развенчивают ретроградные идиллии. "Средоточия физического истощения, болезней, бедности, бездомности и тирании, полные людей беззащитных от голода, холода, телесных истязаний"* — так выглядят патриархальные сообщества при внимательном исследовании... Подобного рода факты можно приводить долго. Вот бы и заключить на их основании, что "тогда" люди были менее, а "теперь" более счастливы. Но такое суждение донельзя наивно. Во-первых, смерть и физические страдания не всегда принимались людьми за безусловное зло. В классическом исследовании французского историка Ф.Арьеса "Человек перед лицом смерти" показано, например, как торжественно, со вкусом обставлялось в патриархальной Европе окончание жизненного пути. Настоящим несчастьем и страшной карой считалась быстрая неожиданная смерть без покаяния (исключение составляла разве что гибель в праведном бою), задача лекарей виделась не столько в излечении, сколько в продлении процесса умирания. Нам с вами покажутся кощунственными выражения типа "дурманящая сладость смерти" или слова священника: "Возрадуйтесь, дитя мое, вы умираете",— но они вполне созвучны средневековому мироощущению. Буквальная вера в загробную жизнь решающим образом упрощает работу защитных механизмов личности и придает совершенно иной смысл расставанию с земным бытием, переживанию болезненных симптомов. Добропорядочному христианину доставляет эмоциональное удовольствие все, что свидетельствует о близящемся "освобождении души из темницы плоти", и предвкушение грядущей встречи с Богом способно чрезвычайно скрасить всю сознательную жизнь человека. Во-вторых, успехи медицины сопряжены с новыми неприятностями и в сугубо материальном плане. Так, радикальное снижение детской смертности обернулось последовательным ухудшением генофонда. Искоренив или сведя к минимуму болезни типа чумы, холеры, оспы, чахотки, мы вплотную столкнулись с массой новых: о раке, инфаркте и прочем наши * Toffler Al. The Third Wave. N-Y, 1980, p. 135 98
предки не знали не только потому, что у них не было таких слов, но и потому, что жесткий естественный отбор и низкая продолжительность жизни делала соответствующие понятия неактуальными. Впрочем, эту тему нам еще придется обсудить. Но если за все надо расплачиваться, то зачем нужен прогресс? Ответ: "Для выживания" — вас не устраивает, вы предпочли бы жить вне истории. Но мы с вами уже в истории, она сделала нас тем, что мы есть, мыслящими субъектами, готовыми обсуждать и осуждать ее самое, сознательно ориентироваться в ценностных альтернативах, которые по большому счету не поддаются безусловному обоснованию. Как психолог я вовсе не считаю жизнь самой высшей из человеческих ценностей. В отличие от животного человек способен пожертвовать собственной жизнью ради самоутверждения, сохранения личного или группового (национального и проч.) достоинства и т.д. Кто-то, чтобы сохранить жизнь, идет на подлость и предательство, кто-то закрывает грудью амбразуру, а кто-то "ложится виском на дуло" от тоски и разочарования; и все эти порывы может пережить один и тот же человек. Но опыт показывает, что для общества выживание — обычно ценность самодовлеющая (я говорю "обычно", ибо и здесь известны исключения). Вся система культурных ценностей ориентирована на решение этой задачи. С изменением условий задачи ее удается или не удается решить в зависимости от своевременной смены ценностно-нормативных установок. Когда же условия усложняются из-за возросшего могущества человека, духовная культура должна "совершенствоваться" в сторону отработки более гибких, надежных механизмов компромисса, а в противном случае общество разрушает само себя. Только это и фиксирует закон эволюционных корреляций (техно-гуманитарного равновесия). Но доказывать "научно", что жизнь лучше смерти, я бы не рискнул... — Д.Юм писал, что "правила морали не являются заключениями нашего разума". От вашей же лекции остается впечатление, будто люди постоянно рассчитывают последствия поступков и сознательно выбирают новые правила морали, когда прежние перестают удовлетворять... — Жаль, если сложилось такое впечатление; возможно, оттого, что где-то чересчур заострены формулировки. С вами (и с Юмом) нельзя не согласиться — по крайней мере в том, что касается прежней истории. Случались, правда, переломные, "бифуркационные" периоды, когда решительно возрастала роль рефлексированного индивидуального выбора, определявшего дальнейший ход событий. Вспомните, как князь Владимир Красное Солнышко колебался между христианством, исламом и иудаизмом. Тем не менее в основном культурные регуляторы "работают" на бессознательном уровне, причем это относится не только к морали, но отчасти и к праву. Некоторые теоретики юриспруденции настаивали на том, что правовые нормы являются такими же проявлениями "народного духа", как нормы языковые, а ученый-правовед, подобно автору учебника грамматики или составителю словаря, должен только воплотить наличное состояние духа в юридическую формулу и превратить в действующее законодательство. Впрочем, слова "сознательно — бессознательно" многозначны, их смысл сильно зависит от концептуального и дисциплинарного контекста, чем часто создается путаница. В психологии существует более надежное понятие послепроизвольного поведения. Взрослый человек в стабильном обществе не реф-лексирует по поводу подавляющего большинства поведенческих решений, потому что еще в детстве они прошли стадию волевого контроля, социального отбора (через поощрения и наказания) и закрепились в качестве безальтернативных программ. Через такие психические механизмы исторический опыт фиксируется в обыденном сознании и в индивидуальной памяти людей, никогда в жизни не изучавших специально историю и не задумывавшихся об источнике своих "естественных" предпочтений... — Следует ли из закона эволюционных корреляций, что со временем люди становились все менее агрессивными? — Нет, конечно. Может быть, тенденция даже противоположна. Известно, например, что агрессивность животных повышается при их территориальной концентрации, особенно в условиях неволи. Люди же со времен "городской революции" V-III тысячелетий до н.э. живут все более кучно, и, по наблюдениям психологов, это сказывается на нормативном уровне агрессивности. Он колеблется и в зависимости от массы конкретных социальных обстоятельств. Кроме того, возбудимость у всех живых организмов варьирует в связи с циклами солнечной активности, другими космическими и геофизическими процессами. Русский ученый А.Л.Чижевский первым исследовал, как это отражается колебаниями социальной активности, нарастание которой очень часто приводило к интенсификации массового насилия. Однако, насколько можно судить, для длительных временных периодов средний показатель агрессивности более или менее постоянен. И сомнительно, что удастся найти средство для его устойчивого снижения без ущерба для социального здоровья. Уместнее говорить не о снижении агрессивности, но о формах ее выражения, практического воплощения, о совершенствовании культурных механизмов сублимации. В психологических тестах одаренные творцы часто демонстрируют качества, подозрительно напоминающие типаж преступника. Но Л.Ван Бетховен, человек с очень высоким уровнем агрессивности, оставил после себя потрясающей силы сонаты, а способный живописец А.Гитлер — разрушенные города, миллионы трупов, Освенцим... Закон равновесия утверждает только, что с усилением технологического могущества общество либо осваивает менее насильственные формы экологической и политической агрессии, либо оказывается нежизнеспособным...
— Вы обронили фразу, что Школа Истории "не жалует отличников". Были ли в истории "отличники"? Случалось ли такое, чтобы мораль превосходила силу? И вообще: в любой ли культуре растет технологический потенциал и побеждает соблазн умножать эффекты вместо сокращения усилий? — Боюсь, у меня не хватит исторической эрудиции ответить на эти вопросы с необходимой полнотой. Но попробуем рассуждать в рамках известного... С трудом поворачивается язык назвать отличниками первобытные племена, систематически истреблявшие своих младенцев и за счет этого сохранявшие стабильные отношения с природой. Они задержались в (счастливом?) палеолите лишние 10 тысяч лет — не так уж и много по эволюционным меркам,— но в конечном счете История настигала их и как правило жестоко карала. За что? За то, что "слишком много знали"?.. Примеры, когда средства сдерживания значительно опережали технологический потенциал, можно, кажется, найти в истории Китая. По этому поводу мне приходилось встречать в литературе противоречивые суждения. Но в целом выходит, что китайцам удалось установить настолько совершенный социальный порядок, что были на столетия вперед устранены возможные внутренние разбалансировки и эволюционные кризисы. "Китай спит,— заметил как-то Наполеон,— и не дай нам Бог, чтобы он проснулся". Жителям этой страны с III века известен компас (который для европейцев — много позже — сразу послужил средством, повышающим эффективность морских сражений), с VIII века — порох, в XII веке на одном из притоков реки По работало десять нефтяных скважин. Однако технические изобретения использовались для развлечений, игрушек, фейерверков, для удобства освещения; обычного в других регионах применения новых технологий для военной и экологической экспансии здесь вроде бы не наблюдалось. Я интересовался психологической подоплекой такого миролюбия. Беседы со специалистами и ознакомление с рядом научных статей несколько прояснили для меня картину, хотя я прекрасно понимаю, что не готов судить о ней профессионально. Конфуцианской культуре удалось сформировать у китайцев совершенно уникальное ощущение превосходства с прочными механизмами психологической защиты от диссонирующей информации. Если в других традиционных культурах иноплеменник воспринимался, грубо говоря, как существо чужого, но близкого вида — двойник, пародия, потенциальный конкурент,— то в конфуцианском Китае — как особь далеко отстоящая в видовой иерархии. Таких особей можно дрессировать, приучая к человекоподобному поведению, но они заведомо не способны нести ответственность за свои действия, а потому на инородцев нельзя обижаться, мстить им или их ненавидеть. Не может взрослый обижаться на младенца, человек — на крокодила, ибо вина за конфликт всегда на том, кто обладает сознанием. Соответственно, эффективная эмоция гнева блокировалась устойчивым чувством презрения к внешнему миру. Ощущение совершенства и бесконечного превосходства, установка на скрупулезную репродукцию поведенческих стереотипов позволили великой китайской цивилизации надолго замкнуться в себе, погрузившись в летаргический сон и избавившись от эволюционных кризисов. Но и такой "экофильный" застой не мог длиться вечно. "Фактом является то,— пишет историк Э.С.Кульпин,— что Китай раньше Европы и, что следует подчеркнуть, без вмешательства извне пришел к новому социально-экологическому кризису, хотя имел перспективы спокойного существования еще на одну - две тысячи лет..."*. Рискну предложить гипотезу, требующую более обстоятельного обсуждения. Когда средства сдерживания агрессии превосходят силовой потенциал, в обществе теряется внутреннее напряжение, его жизнь становится менее чревата эволюционными кризисами, но наступает стагнация. Рано или поздно такое общество становится жертвой внешних обстоятельств — динамично развивающихся соседей или "самопроизвольных" природных катаклизмов. Вообще же соблазн наращивать эффекты деятельности по силе своей чрезвычайно варьирует от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, от религии к религии. Знаменитый афоризм, который вслед за М.Вебером охотно цитируют многие культурологи: "Протестанты хорошо едят, пока католики хорошо спят",— иллюстрирует это положение на примере даже сравнительно
* Кульпин Э.С. Бифуркация Запад императив. // Восток, 1993, N 1, с. 13 Восток и экологический
близких культур. При столкновении же далеких друг от друга культур оно рождает массу курьезных недоразумений. Я читал, как в 30-е годы в Гватемале американский предприниматель, владелец фруктовой фабрики, решил удвоить зарплату местным рабочим, рассчитывая тем самым усилить их трудовое рвение; но, получив возросшую сумму в субботу, ни один из рабочих не вышел на работу в понедельник. "Если мы заработали вдвое, то следующую неделю будем отдыхать",— заявили они обескураженному хозяину. Такое несоответствие социальных установок очень часто вызывает "культурный шок", и за ним — взаимонепонимание, презрение или ненависть... Тем не менее, приняв определенный уровень абстракции, мы убеждаемся, что при всей своей грандиозности подобные различия — скорее количественные, чем качественные. Деление культур на "технологические" и "нетехнологические" условно и ситуативно. Легче легкого доказать односторонность франклиновского определения человека как "животного, делающего орудия" (tool making animal), но никому не удалось опровергнуть, что наличие искусственных технологий — тот эмпирический минимум, который дает повод заподозрить присутствие проточеловеческого начала. И далее неоднородность темпов развития, длительные стагнации не отменяют того факта, что на достаточно больших временных интервалах все общества изменяются в сторону возрастающего опосредования своих отношений с природой, усложнения внутренней организации и т.д. Аборигены Австралии и близлежащих островов задержались в развитии на десятки тысяч лет. Но если бы они не были "втянуты" в Историю извне, то когда-нибудь и у них произошло бы что-то подобное верхнепалеолитическому кризису. Такие утверждения трудно обосновать прямыми аргументами, а аналоги, как известно,— штука опасная. Но склонность к экспансии настолько характерна для живого вещества, что социальный организм не может бесконечно ей сопротивляться. А значит, стагнация, сколь бы долгой она ни была, носит в конечном счете преходящий характер... — Говоря о прогрессе, вы заявили, что утверждение в обществе более совершенных культурных ценностей необратимо. Похоже, вы готовы поставить в заслугу фашистам то, что они не ели людей. Но разве туземцы, убивающие столько врагов, сколько они способны съесть (в предыдущей лекции проскользнул такой пример), не гуманнее монстров, затеявших мировую войну с десятками миллионов жертв, построивших газовые камеры?.. — Обсуждая подобные темы, трудно сохранять нейтральную тональность. В моральном отношении Энвер-паша, Сталин, Гитлер, Пол Пот несравненно отвратительнее палеолитического людоеда, и я пытался объяснить, почему они, в отличие от последнего, подсудны. Но есть еще одна сторона дела. Все эти "монстры" ужасны именно тем, что действовали в XX веке, с его небывалыми инструментальными возможностями. Они не превосходили по свирепости прежних тиранов, но могли организовывать убийства в невиданных ранее "единовременных" масштабах. При этом, насколько мне известно, никто из них действительно не пытался восстановить в правах людоедство. Но многие другие принципы палеолитической и, во всяком случае, "доосевой" морали возродить стремились: солидарность на жестко конфронтационной основе через противопоставление людей по этническому или классовому признаку с полным лишением "чужаков" юридических прав и морального сочувствия; склонность к геноциду; кровопролитность сражений как критерий полководческих заслуг; полное презрение к индивидуальным судьбам и к свободе личности...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|