Инструментальная и гуманитарная культура: эволюционные корреляции 7 глава
Кстати, лозунг "благоговение перед жизнью" А.Швейцер заимствовал у Ф.Ницше, которым в молодости увлекался. В оригинальной версии он означал, что в обществе все должно быть естественно, как в жизни. Война вечна и нравственна, социальный мир — патологическое состояние; сильный прав, а слабый обречен пасть жертвой естественного отбора; социальные законы, противоречащие законам природы, аморальны и прочее. Швейцер переосмыслил тезис, придал ему противоположное значение. А потом, как водится, он стал достоянием фарисеев. В статье видного специалиста по биоэтике я прочел, что убивать тараканов, крыс и т.д. безнравственно, но надо создать такой "химизм среды", чтобы лишить их возможности существования. Это ли не фарисейство: раздавить таракана безнравственно, а хлорофосом потравить — вроде бы ничего... Чем сложнее условия жизни и чем более субъект развит интеллектуально, тем менее его способны удовлетворить жесткие мыслительные схемы. Раз и навсегда заданные алгоритмы в виде заповедей, пословиц, поговорок на все случаи жизни — удел патриархального, авторитарно ориентированного ума. Сложные же нравственные коллизии требуют конкретного творческого мышления с гибкими обратными связями, отработанной рефлексией. В этом смысл прозорливого сократовского замечания: мудрому не нужен закон — у него есть разум... — Разум, не опирающийся на абсолютное знание и в принципе не способный "просчитать" все последствия своего решения, уже поэтому не может быть абсолютно нравственным. А значит, он вынужден опираться на априорный закон. — Если только вы не встанете на однозначно мистическую позицию, то должны признать, что культовые "априорные" законы тоже рождены человеческим разумом и обобщают ограниченный социальный опыт. Но в ваших словах выражен реальный парадокс. Абсолютная мораль может строиться только на абсолютном знании и повлечь за собой... абсолютную бездеятельность. Примерно так представлял себе Божество Б.Спиноза. В отношении же активного субъекта надо примириться с тем, что мораль никогда не была и не будет абсолютной, и говорить, возможно, о "мере моральности", меняющейся в сложной связи с "мерой разумности".
— И тем не менее человеческий разум не может заменить божественный закон (как бы вы ни трактовали его происхождение), хотя бы потому, что ненадежен, подвержен "сбоям". Представьте субъекта у атомной кнопки, не признающего высших авторитетов, если он сойдет с ума... — Авторитарное мышление не менее подвержено "сбоям". В политической жизни идолопоклонство сопряжено с массовыми истериями, массовым насилием. Такими фактами кишит история и классических религий, и квазирелигий нашего столетия. Даже в обыденной преступности роль религии неоднозначна. Еще в начале века известный психиатр П.Б.Ганнушкин опубликовал статью с характерным названием: "Сладострастие, жестокость и религия", где собраны данные по различным странам о тесной связи этих феноменов. Так, исследование сотен убийц в Италии не обнаружило среди них ни одного неверующего. Приведены статистические доказательства того, что в городах с наиболее религиозным населением самый высокий процент убийств. А что касается "атомной кнопки", так о том ведь и идет речь: чем более могущественна технология, тем надежнее должны быть и технологические, и психологические механизмы "дуракоустойчивости" (fool proof). К.Лоренц привел наглядный пример: психологически убить ближнего холодным оружием легче, нежели задушить голыми руками, еще легче — застрелить, еще легче — сбросить бомбу и т.д.; значит, и сдерживающие механизмы должны быть сильнее у того, кто распоряжается мощным оружием.
— Вы настойчиво упираете на то, что религия делит мир на верных и неверных. Но, например, буддизм вообще не содержит поляризации добра и зла. Да и христианство не так фатально дихотомично. Вы же упоминали об Августине, Лас Касасе, Толстом. Да и само гуманистическое мировоззрение выпестовано в рамках христианства. Противопоставлять гуманизм фидеизму неверно как исторически, так и логически... — Э.Фромм провел специальное религиоведческое исследование: насколько соотносимы религиозные мировоззрения с гуманистическим. Он чуть ли не во всех мировых религиях обнаружил гуманистические элементы. В качестве наиболее яркого примера Фромм привел ранний буддизм. Меня лично тронула такая притча. Человек, замерзая в храме, развел костер из деревянной статуи Будды, чтобы согреться. Хранитель святыни возмутился и обрушился на святотатца с упреками. Будда же счел виновным жреца и наказал его "лишением обеих бровей", ибо нельзя приносить человеческое удобство в жертву идолу. Трудно даже вообразить что-то подобное в системе христианства, ислама, иудаизма или коммунизма. Кажется, о такой человечной религии можно только мечтать, и ее очевидный пацифизм дает повод буддистским идеологам заявлять, что только всеобщее принятие этой религии стало бы эффективной альтернативой войне. Но вот что пишет по этому поводу независимый специалист: "Проблемы войны и мира в буддийском мировоззрении оказываются на различных полюсах логических умозаключений... В этом плане идеология буддизма ничем не отличается от исламской идеологии, разделяющей весь мир на правоверных (область мира) и неверных (область войны)". Соответственно, среди канонизированных буддизмом правителей некоторые, типа Чингиз-хана, прославились крайней жестокостью. Согласно учению, "правитель обязан распространять дхарму на соседние страны, т.е. завоевательные походы — его долг", а в истории буддизма "зафиксировано множество случаев, когда агрессия оправдывалась религиозными целями"*. А вот выдержка из статьи аналитика, оценивающего состояние дел в мировоззренчески близкой буддизму религии, преобладающей среди современных индийцев: "Самое тревожное новое явление — это растущее число старших гражданских служащих, интеллигентов, журналистов, заговоривших языком воинствующего индуистского фундаментализма"**.
В христианской теологии также созданы замечательные доктрины, свободные от жесткой бого-дьявольской контраверзы. Августин доказывал в борьбе против манихеев, что зло, в отличие от добра, бессубъектно, оно есть не промысел дьявола, но просто отсутствие добра — хаос, стихия, куда божественная сила добра пока еще не проникла. Были среди христианских мыслителей великие рационалисты, гуманисты, пацифисты и экуменисты. Все они находили основания в текстах Библии. Вообще священные тексты становились таковыми лишь при условии очень высокой степени внутренней неопределенности. Талмуд, Библия, Коран, собрание сочинений Маркса — Энгельса характерны тем, что цитатами из них можно доказать что угодно, а потому они легко ложатся на противоположные взгляды и интересы. Это касается любого вопроса, в том числе, конечно, и проблем человека. Сам тезис о его богоподобии допускает как * Корнев В.И. Буддизм и общество в странах южной и юго-восточной Азии. М., 1987, с. 186, 187 ** Цит. по: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. Политические исследования, 1994, N 1, с. 56
минимум два акцента: безусловное превосходство над прочими божьими созданиями и вторичность, производность от высшего образца. Усилив первый акцент и сретушировав второй, гуманизм изначально нес в себе атеистический заряд. Он снял с человека комплекс врожденной вины, воспел его телесное и духовное совершенство, поощрил величайший из грехов — гордыню и тем самым, конечно, выступил как идея богопротивная. Сходные процессы обнаруживаются и в исламской культуре. Еще в IX веке арабский мыслитель Ибн ар-Риванди заявил об ограниченности любой богооткровенной веры, ценность которой, по его мнению, определяется согласованностью догматов с критериями человеческого разума. Продолжая этот ход мысли, такие философы, как ат-Таухиди, недвусмысленно формулировали вывод о "превосходстве религиозно не мотивированного человеколюбия и нравственного поведения вообще над милосердием и нравственностью, диктуемыми представлением о потусторонних карах и наградах"*. Не лишне заметить, что суждения о приоритете разума над верой также находили подкрепление в изречениях Корана о том, что один знающий лучше тысячи молящихся, а чернильница ученого еще угоднее Богу, чем кровь мученика. Но вот, оттуда же: "Когда встретите не уверовавших, то — удар мечом по шее; а когда произведете среди них великое избиение, то укрепляйте узы" (Сура 47, 3).
Едва ли существует сакральный текст, который бы не содержал тезисов, вполне совместимых с гуманизмом (или допускающих интерпретацию в гуманистическом духе), в сочетании с тезисами прямо противоположного характера. Но решающая "нестыковка" любой религиозной идеологии с гуманизмом в том, что откровение построено на незыблемом авторитете, а потому массовое религиозное (авторитарное) сознание не мыслит божественное без дьявольского, "своих" без "чужих"... На мой взгляд, нравственное качество современного человека определяется не тем, верит ли он в Бога, а тем, верит ли он в Дьявола. Верящий в существование Дьявола склонен искать источник неприятностей — лично своих, своей семьи, страны, народа — на стороне, в злонамеренных кознях супостатов. Вместо того чтобы обращаться к собственным порокам, ошибкам, недомыслию. Такое мироощущение конфликте генно. Но возможно ли, веруя в Бога, игнорировать Дьявола, и как тогда объяснить преизбыток зла в реальной жизни? Это мыслимо в контексте небогооткровенной религиозности. Повторю, концептуальный водораздел на самом деле проходит не между вульгарными суждениями "Бог есть" и "бога нет", а между * Сагадеев А.В. Гуманизм в классической мусульманской мысли. // Общественные науки и современность, 1994, N 4, с. 174
верой в антропоморфных субъектов и в безличный Абсолют. История философии показывает, что пантеизм способен обойтись без злокозненных агентов на земле и на небе, без рабской психологии и вражды, он исключает оправдание агрессивных действий высшей волей, суеверия и веру в чудеса (ибо мир есть единое Большое Чудо, в нем все одинаково чудесно и одинаково закономерно). Это "чистая вера" высшей пробы, удел высокоразвитого ума и мост к "безрелигиозному" и, следовательно, мировоззренчески бесконфронтационному обществу.
— Но вот коммунизм обходится без суеверий и сверхъестественного, и он продемонстрировал, что безрелигиозное не значит бесконфронтационное. Когда вы ставите эту идеологию в один ряд с христианством и прочими религиями, то не подверстывается ли реальность под желаемый вывод? — Не могу согласиться, будто коммунизм обходится без сверхъестественного. Сверхъестественны качества, приписываемые вождям и сакральным текстам, цели, перенесенные из пространственных координат (небесное царство) во временные (светлое завтра) и т.д. Для атеиста по логике вещей бессмысленно преследовать религию — это во все времена было делом фанатиков конкурирующей религии, т.е. это всегда были межконфессиональные "разборки". Атеизм же коммунистов сродни атеизму ранних христиан или мусульман (я прежде уже упоминал, что словом "атеой" первоначально обозначали христиан, поскольку они презрели античный пантеон). Чужие святыни объявляются ложными идолами и происками дьявола, на месте прежних храмов возводятся новые, людей наказывают за отправление иных культов. Ранние христиане в Южной Европе разрушали античные храмы, побивали камнями прекрасные статуи, уничтожали философские произведения — все это заменялось новыми, на первых порах несравнимыми по эстетическим и интеллектуальным достоинствам. Коммунисты же буквально воспроизвели прежний стереотип. Ведь храм Христа Спасителя разрушали не для того, чтобы вырыть на его месте злополучную "лужу" — бассейн "Москва",— а чтобы возвести новый храм — Дворец Советов; Бога-Отца заменяли бородатым Марксом, Бога-Сына — Лениным и т.д. Ставя коммунизм в один ряд с прочими религиями, я имел в виду общность логических и психологических механизмов, легко просматривающихся сквозь атеистическую риторику большевиков. Но историческое их значение, конечно, несопоставимо. Коммунизм — вырожденная религия ("квазирелия"), так как в эпоху бурного расцвета этой идеологии на повестке дня уже стояла не замена одних идолов другими, а выход к более высоким мировоззренческим рубежам. К "безрелигиозному" обществу священника Бонхоффера, в котором только и осуществимо теперь спасение человека...
— А как вы относитесь к словам князя Мышкина, что мир спасет красота? И почему вы ни словом не упомянули любовь, которая тоже ведь призвана спасти мир? — Я помню, что князь так и не собрался ответить на вопрос зловредного Ипполита Терентьева: "Какая красота спасет мир?" Вопрос же был по существу. Создания природы часто красивы именно своей силой, функциональной нацеленностью на борьбу и победу. А сходив в исторический музей, вы заметите, что к числу самых красивых вещей, созданных людьми любой эпохи, обычно относится оружие. Наташа Ростова, помнится, относила к числу таких вещей и самое войну. Затем она, правда, разочаровалась, увидев вблизи страдания, кровь и смерть. Но если бы на Бородинское сражение посмотреть с птичьего полета,— наверное, это было бы впечатляющее и по-своему красивое зрелище. А всмотритесь в современной самолет-истребитель, на земле или в полете — загляденье! Я думаю, издалека даже атомный гриб произвел бы яркое впечатление на человека, не знающего, что это такое, и еще не ощутившего действие ударной волны... Не удивляйтесь, красота — это ракурс. И природный ландшафт перестанет вас восхищать, как только вы углубитесь в изучение жестоких законов, по которым живут и поедают друг друга населяющие его твари ("природы вековечная давильня"). И полотно живописца, особенно, например, импрессиониста, вы не оцените по достоинству, пока не найдете нужную дистанцию, угол зрения: отойдите дальше, подойдите слишком близко — и очарование пропадет. Даже красивая женщина хороша в том ракурсе, в каком она себя умеет подать (недаром говорят: нет некрасивых женщин, есть ленивые). То, что я вам сейчас рассказываю, совсем не ново. Еще М.Вебер, ссылаясь на "Цветы зла" Ш.Бодлера, писал: мы теперь знаем не только то, что прекрасное может быть недобро, но что оно может быть прекрасно именно тем, чем оно недобро. — Но ведь красота — это негэнтропия!.. — Да, но меч, пистолет, баллистическая ракета, боевая организация — все это тоже продукты негэнтропийной деятельности и ее средства. Фехтовальщику шпага обеспечивает неуязвимость тела, надежная армия обеспечивает прочность государства и т.д. В мире действительная борьба идет не между добром и злом, а между добром и добром, ведь каждый организм борется за свою жизнь и каждая армия воюет за свои идеалы. Организация — противовес разрушению, и в этом смысле она есть добро, но она непременно сталкивается с другой организацией, производя разрушительные эффекты, которые суть непременное условие созидания. Так и происходит "конкуренция управлений", отбор или, по А.А.Богданову, "борьба организационных форм", пронизывающая все уровни мировых взаимодействий. Переведя закономерности природы и общества, о которых мы с вами говорили, на язык этики и эстетики, мы убеждаемся, как тесно переплетены добро со злом, красота с уродством. Короче, я не думаю, что красота сама по себе способна спасти мир. Если уж говорить красиво, я бы вспомнил другое: мир выжил, потому что смеялся. Ибо красота, фигурально выражаясь, может стрелять, но, как писал крупнейший исследователь агрессии К.Лоренц, "люди, которые смеются, не стреляют никогда..."*. — Не стреляет только любовь. А скептический разум, на который вы уповаете,— сила расщепляющая, омертвляющая и разрушающая, а потому мудрость так же соседствует с глупостью, как красота с уродством. Если любовь не спасет мир, то его не спасет ничто! — Вообще-то стреляют иногда даже смеющиеся люди, здесь Лоренц погорячился, хотя общая идея его, по-моему, верна. Что же касается любви, то не хотелось бы опять напоминать, сколько насилий, войн, преступлений свершаются во имя люби — к Богу, Родине, Женщине... Только не поймите так, будто я призываю заменить критическим разумом любовь и красоту. Но когда говорят о любви как факторе "спасения мира", мне вспоминаются утверждения следующего типа. Жена обязана любить законного мужа. Господь велел возлюбить ближнего. Мы должны любить природу. Детям надо любить родителей. Или вот была советская песня о Родине. «Скажут: "Люби еще сильнее" — стану любить еще сильней»... Песня кажется смешной, а предыдущие сентенции — просто занудными. Но мы не сразу замечаем их нелепость только потому, что они удручающе банальны. Глагол "любить" в повелительном наклонении или в сочетании со словами "должен", "надо" и прочее — нонсенс. Ибо любви нельзя требовать или просить, она не поддается сознательному контролю, а значит, и систематическому воспитанию. Вдохновенные певцы любви знают, насколько она избирательна, преходяща (подчас — в ненависть), часто эгоистична и почти всегда — "слепа": ей созвучнее запрет, чем повеление. * Лоренц К. Агрессия. (Так называемое "зло"). М., 1994, с. 268 146
Я не могу считать любовь глобальным фактором выживания, поскольку совершенно не представляю, каким образом можно добиться, чтобы каждый человек полюбил всех остальных людей плюс природу и т.д. Психологи опрашивали затравленных выхлопными газами горожан, и почти все заявляли, что любят природу. Но дальше оказывалось, что за любовь к природе принимается удовольствие от лесных прогулок да от рыбалки. Даже охотники не догадывались, насколько двусмысленно звучат в их устах подобные признания ("любовь из ружья"). В действительности вселенская любовь — ко всем и вся — это редкий дар или состояние души. Именно потому, что она столь специфична, людям пришлось вырабатывать более стабильные и надежные регуляторы отношений: мораль и правосознание, богобоязнь и совесть, ответственность и уважение. Лучшие из этих качеств и должны стать предметом систематического формирования. Ибо, в отличие от любви, они доступны целенаправленному воспитанию, внешнему и внутреннему контролю, и именно на них строится социальная практика компромиссов. "Надо любить" — напыщенный абсурд, а "надо уважать" — вполне осмысленное словосочетание. Уважения можно требовать, за недостаток уважения или ответственности можно предъявлять претензии себе и другим. А главное, сознательно контролируемому отношению можно и нужно учить — уважению и пониманию природы, других людей, их интересов и мнений, чужих культур, ценностей и верований. А для этого необходимо отучать от многих привычных схем "истинностного" мышления, ибо отказ от квалификации собственной позиции, веры, ценности как Истинной — первый шаг к пониманию... Так что культура выживания — это культура уважения, которой всем нам и нужно учиться. Еще И.Кант различал поступки "красивые" и "моральные". Первые совершаются из любви, симпатии, "по естественной склонности", вторые — по велению долга, вопреки эмоциональной неприязни или безразличию. Что тяжелее на весах добродетели? Любому из нас желаннее добро от искренне расположенного к нам человека, но как не признать, что для общества ценнее готовность к взаимопомощи независимо от личных симпатий и антипатий. Только при таком условии любовь остается делом индивидуальным, спонтанным и не омраченным внешней необходимостью... — Вы не представляете, каким образом все люди могли бы стать вселенски любвеобильными, но не проще вообразить, каким образом все могли бы стать вселенски мудрыми. Неолитическая революция длилась 5 тысяч лет, и вы же упоминали, что она стоила человечеству 9/10 численности. Как же вы теперь надеетесь, что за два-три поколения оно сумеет радикально изменить стиль мышления, социальные ценности, установки и стать поголовно похожим на образцовых интеллигентов? Похоже, прав был З.Фрейд: это слишком напоминает очередную утопию. — Давайте для начала устраним недоразумения. Во-первых, резкого снижения численности стоил человечеству палеолитический кризис, а не неолитическая революция; последняя, напротив, обеспечила новый демографический взрыв. Во-вторых, вы назвали срок 5 тысяч лет, а могли бы сказать и про 10 тысяч лет, ведь и теперь еще сохраняются на планете племена, живущие в условиях палеолита. Образ жизни, построенный на производящем хозяйстве, с соответствующей психологией, организацией и т.д., постепенно распространялся по регионам Земли из нескольких очагов. Но там, где неолитическая революция происходила, она происходила быстро, что и дало повод для домыслов об инопланетном или божественном вмешательстве. Так что общество способно подчас перестраиваться весьма оперативно, если таково условие выживания. Теперь, конечно, иные масштабы, иная динамика, но и средства, возможности несравнимы. В начале 80-х годов на одной научной конференции прозвучала фраза: "Экологический кризис — это хорошо". Тогда цензура (главлит) не пропустила это даже в малотиражную печать, хотя автор, проф. Г.С.Гудожник, объяснил, что имеет в виду; кризис превращает в императив выживания те нравственные нормы и ценности, которые прежде были уделом чудаков. Очень кстати вы упомянули про интеллигенцию. Эта "прослойка" — так она определялась в советском обществоведении — стала сегодня лидером общечеловеческих процессов, растет ее доля в структуре самодеятельного населения. Уже теперь в передовых странах более половины рабочих мест относится к сфере информатики, т.е. центр тяжести стремительно перемещается от физического к умственному труду, который информационная революция превратила в определяющую производительную силу общества. Мы завязнем в терминологических спорах, если попытаемся сейчас определять все оттенки понятий "интеллигенция", "интеллектуалы" (intellectuals). Важно то, что умственный труд содержит больший элемент творчества, в нем преобладает иной тип мотивации, его субъект менее склонен к эксплуатации (в этом решающее отличие "интеллигента" от "аристократа"), к авторитарному мышлению, способен воспринимать мир более объемно, оценивая глобальные опасности и потребности. Впрочем, не будем преувеличивать. Я не очень верю, что индивидуальная "интеллектуализация" может сама по себе полностью гарантировать перенос агрессии в ненасильственные формы деятельности. Но информационная революция повышает интеллектуальность не только индивидов, но социальной системы в целом, она несет с собой дополнительные инструменты сублимации агрессии, о которых поговорим в следующий раз. — Люди сильно различаются по склонности и способности к критическому мышлению. Это зависит от возраста и от массы индивидуальных особенностей. Вы же, бичуя авторитарное мышление, предлагаете строить систему обучения, воспитания, идеологии вообще без всяких авторитетов и тем самым обрекаете учителя на беспомощность. — Здесь уместно еще раз обратиться к Фромму, который, специально исследовав этот вопрос, выделил два разных феномена: рациональный и иррациональный авторитет. Источником первого служит компетентность, и отношение к носителю такого авторитета заведомо критичное, равноправное и взаимоуважительное. Источник же иррационального авторитета — физическая или ментальная власть над людьми. "Власть — с одной стороны, страх — с другой, всегда служат опорой иррационального авторитета. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее". Он "по самой своей природе строится на неравенстве, предполагающем различие в ценности"*. По-моему, в этом фрагменте все выражено точно и корректно. Конечно, гуманистические методики обучения предполагают как построенный на компетентности авторитет учителя, так и критическое обсуждение истории. А значит, мир осваивается через опорные образы личностей. Но, я думаю, главное, чтобы отношение к авторитетам ориентировалось не снизу вверх и не сверху вниз и строилось не на классификации (хороший — плохой; наш — не наш), а на понимании. Это суть гуманистической установки в психологии и педагогике. — Получается, что образ будущего можно представить аллегорией в духе Заратуштры: впереди Храм, узкий мост к нему проходит над пропастью, и вопрос в том, сумеет ли человечество пройти по нему, не сорвавшись?.. — Нет, пожалуй, у меня так красиво не получается. Пропасть вижу. Мост над ней смутно различаю. А вот Храм — разве только на горизонте, при том что опытный путник знает свойство горизонта удаляться по мере продвижения к нему. Ведь Храм — то самое место, где (уже по Н.А.Бердяеву) поколения-вампиры пируют на костях предков. Мы с вами
*Фромм Э. Человек для себя, с. 17 149
видели, почему образ Храма на финише прогресса сомнителен в нравственном отношении, а также по каким внешним и внутренним (психологическим) причинам он вообще нереалистичен. К Храму радостно идти, в него приятно войти, но вечно упиваться его блаженством человек не сможет. Еще в юности меня поразила острота О.Уайлда: самое страшное наказание, какое Бог способен придумать для человека — исполнение всех желаний. Потом я узнал, что в психологии это называется мудреными терминами: экзистенциальная фрустрация, синдром Мартина Идена, а проще — потерей смысла жизни. В раю, в коммунизме, в эмпедокловском Сфайросе (я рассказывал о нем прошлый раз) нам грозит невыносимая скука и зеленая тоска — по событиям, по тревогам и страданиям. Такая уж странная штука — человеческая душа, она выросла в противоречивом мире, где действуют законы термодинамики, добро неразрывно переплетено со злом, за каждое приобретение приходится расплачиваться потерями. В ином мире душа взорвалась бы активными поисками переживаний, подобно тому, как кровеносные сосуды разрывает внутреннее давление, не сбалансированное внешним давлением атмосферы... Впрочем, кому-то это может показаться "сантиментами". Поэтому добавлю, что и в самом лучшем случае идиллия не грозит человечеству по вполне объективным причинам. XXI век обещает стать самым событийным и драматичным в человеческой истории, на протяжении его человечество, по всей видимости, успеет завершить свою историю либо планетарным крахом, либо переходом в новое, "сверхчеловеческое" качество. Об этом речь в следующей лекции.
Лекция 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|