Инструментальная и гуманитарная культура: эволюционные корреляции 5 глава
Однако простой закон Мальтуса теряет силу там, где обеспечено пропорциональное демографическому росту умножение взаимодополнительных услуг, отходы одних производств становятся предпосылкой для других и увеличивающееся число производителей находят место в системе, не наращивая нагрузку на природные ресурсы. В этом случае "рост населения, приводя к его дальнейшей дифференциации, может создать условия для еще большего роста населения, и в течение неопределенного времени его прирост, будучи самоускоряющимся, может вместе с тем служить предварительным условием для любого продвижения цивилизации как в материальной сфере, так и в духовной"**. * В расчете "за палеолитического эколога" мне помог доктор географических наук В.В.Клименко. Добавлю, что на самом деле, согласно имеющимся данным, верхнепалеолитический кризис до предела обострился уже с приближением числа живущих на планете людей к двум миллионам.
Демографический алармизм — только один из примеров того, как двухфакторная модель типа мальтузианской принимается за неумолимый закон, а опосредующие факторы, которым в действительности принадлежит решающая роль, ускользают от внимания. В итоге аналитик попадает под гипноз очевидных тенденций, перенос которых в будущее создает ощущение безысходности. (Последняя иногда признается без обиняков, а иногда маскируется заведомо утопическими или безнравственными рекомендациями: "уговорить" все семьи в мире рожать не более одного ребенка; подмешивать в пищу, воду, распылять в атмосфере вещество, снижающее вероятность зачатия и т.д.). Похожая ситуация и в сопряженных сферах глобалистики, касающихся экологического, энергетического, генетического кризисов: в прогнозных моделях игнорируются "субъективные" факторы, способные кардинально изменить соотношения эффективности, а с ними и ход исторических событий.
Исследования на стыке психологии творчества, кибернетической теории систем, философской методологии и ряда специальных дисциплин помогают раскрыть принципиальные механизмы, обусловливающие общую зависимость между интеллектуальностью (включающей внутреннее разнообразие) и энергетической эффективностью системы. Я не могу сейчас останавливаться детально на этих исследованиях, но выделю общий вывод о том, что в принципе рост операциональных возможностей интеллекта не имеет абсолютных ограничений. Иначе говоря, нет принципиально нерешимых задач, но есть задачи, для решения которых данный интеллект неадекватен. И, как мы уже видели, есть интеллект, чьи операциональные возможности не уравновешены адекватными средствами самоограничения. Отсюда следует, что усиливающийся потенциал интеллектуального творчества теоретически неизбежно превратит его в активный метагалактический фактор, но не следует с той же определенностью, что в осуществлении этой перспективы будет участвовать разум, восходящий к Земной цивилизации. Вывод о потенциально неограниченных возможностях интеллекта открывает новый ракурс для осмысления нынешнего планетарного кризиса. Общая теория систем вооружила науку мощным эвристическим принципом: в мире происходит только то, что может произойти, но все, что может произойти, происходит непременно. (В классической философии: "Все действительное разумно; все разумное действительно".) Он не раз опробован в естествознании — например, при теоретическом предсказании частиц и событий микромира,— и не видно причин, почему из его сферы должны выпадать высшие ступени эволюции.
** Хайек Ф.А. Цит. пр., с. 210 Но если мы согласимся, что в бифуркационной фазе теоретически возможны как выход из эволюционного тупика, так и самоистребление цивилизации, то системный принцип реализации всех возможностей приводит к концептуальному парадоксу. Разрешить же парадокс способна только гипотеза о множественности очагов жизни во Вселенной, которые, согласно представлениям современной космологии, могли возникнуть на определенном этапе метагалактической эволюции (4— 5 млрд лет назад) и в которых реализуются все возможные варианты развития неравновесных процессов. Тогда логично предположить, что часть из таких очагов достигает стадии планетарных цивилизаций, и последние, в свою очередь, вынуждены проходить через неизбежные зигзаги эволюционных кризисов. Вероятно, именно таким образом происходит универсальный естественный отбор. Он "естествен" в том смысле, что не предполагает какого-либо метафизического субъекта. Но те из цивилизаций, которые успевают своевременно ликвидировать дисбалансы между растущим инструментальным потенциалом и качеством ограничительных механизмов культуры, выходят на космические рубежи прогресса; остальные же, не выдержав драматический тест на зрелость, выбраковываются из вселенского процесса эволюции — они так или иначе истребляют сами себя. Поэтому, если закон техно-гуманитарного равновесия сформулирован верно, то фантастические сюжеты с космическими монстрами и межпланетными войнами навсегда останутся лишь плодом воображения. Ибо цивилизация с такой чудовищной диспропорцией технологических и моральных качеств нежизнеспособна, она взорвется задолго до того, как сможет найти контрагента в космосе. Действительная же диалектика эволюции такова, что, только став мудрым, интеллект получает шанс стать универсальным... Разумеется, гипотеза о множественности планетарных цивилизаций, общности основных векторов и механизмов развития, включая закон эволюционных корреляций, не имеет пока прямых эмпирических подтверждений. Но косвенные доказательства ее справедливости дают не только общеметодологические соображения, но и конкретные науки. Так, согласно данным радиоастрономии, в космосе — в межзвездных молекулярных облаках, кометах, в атмосферах планет-гигантов и их спутников — присутствуют органические молекулы, а химический анализ метеоритов показывает, что углерод, кислород, азот гораздо более распространены в Галактике, чем в составе Земной коры. Когда астрофизик говорит: "Наши тела состоят из пепла давно угасших звезд"*,— это не поэтическая метафора. Тяжелые элементы — строительные блоки жизни — синтезированы
в недрах звезд первого поколения и взрывами рассеяны в космическом пространстве после их гибели. Космология дает нам представление об общей тенденции последовательного образования во Вселенной все более сложных структур, от частиц и атомных ядер до органических соединений. Имеется масса доказательств того, что возникновение и развитие жизни на Земле — продолжение тенденции добиологического развития в космосе. В прошлых лекциях я старался показать, что и на социально-исторической стадии развитие направлено от меньшей к большей внутренней сложности, технологческой опосредованности и, при всем многообразии цивилизационных форм, демонстрирует сходные закономерности даже в тех случаях, когда физический контакт между культурами близок к нулю (например Евразия и Америка). Как бы ни отличались по форме биоподобные и социоподобные процессы на иных планетах, есть основания думать, что по тенденциям они едва ли станут кардинально отличаться от известных нам. По-настоящему сомнительной остается только одна "деталь". Нам неизвестны все слагаемые того уникального комплекса условий, который необходим и достаточен для возникновения жизни, но ясно, что количество этих условий грандиозно, а вероятность их сочетания мизерна. Поэтому, как ни велика Метагалактика, общая направленность добиологического и предбиологического развития сама по себе не гарантирует множественности "актов жизнетворения". Здесь приходится прибегать к домыслам и гипотезам. Я думаю, требование теории систем: все возможные варианты событий должны воплотиться в действительность — дает дополнительный аргумент в пользу предположения о том, что наша цивилизация имеет космические аналоги и является невольным участником вселенского естественного отбора.
Вероятно, мы подошли сейчас к порогу, за которым либо грандиозный коллапс, завершающий (во всяком случае, возвращающий к начальным формам, лишающий перспективы) четырехмиллиардолетний цикл развития жизни на планете, либо столь же грандиозная перестройка сознания и бытия. Земная цивилизация окажется либо в числе самоустранившихся, либо в числе тех, которым предстоит продолжить универсальный процесс эволюции, и, согласно расчетам, дилемма выживания должна разрешиться деятельностью дух ближайших поколений. Обобщив многое из того, о чем мы прежде говорили, можно добавить: шансы на выживание цивилизации пропорциональны объему внутреннего разнообразия, накопленного и сохраненного человечеством, а значит «размерности» *** Джине Дж., цит. по: Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985, с. 136 119
социальной организации и совокупной модели мира, в которой вынашиваются стратегии и тактики бытия. Иначе говоря, тест на зрелость — это тест на разнообразие. Хайек, бескомпромиссный энтузиаст рыночной экономики, полагал, что рост социального разнообразия может быть обеспечен "сигнальным механизмом рынка". Мне эта проблема представляется значительно более сложной и уходящей корнями в область психологии. Дело в том, что обычно активный субъект относится к разнообразию совсем не так, как того бы пожелал специалист по теории систем. Позволю себе по этому поводу длинноватую, но весьма содержательную цитату из статьи эколога. "Каждый биологический вид субъективно стремится к снижению разнообразия в экосистемах и установлению монополии своего существования. Это стремление было бы для вида гибельным, если бы ему не противостояли подобные же стремления других видов... Феноментальность человека как вида состоит в данном случае лишь в том, что он в силу своей высокой пластичности сломил сопротивление видового разнообразия и повернул эволюцию биосферы вспять — от разнообразия к единообразию и упрощению. Эта феноменальность в конце концов уничтожила бы вид, если бы не другая его феноменальная способность: поглощая видовое разнообразие биосферы, наращивать свое внутреннее разнообразие, которое... можно свести к увеличению степени самосознания и как следствие этого — способности искусственно поддерживать свое биологическое существование"*.
Я думаю, в прежних лекциях можно найти достаточно материала для иллюстрации этих положений — и в отношении природы, и в отношении общества. Приходится, однако, уточнить: на протяжении почти всей человеческой истории социальное разнообразие росло не потому, что люди этого желали. Напротив, примитивный человеческий интеллект, как и интеллект животный, склонен относиться к различиям негативно. Реально же разнообразие росло вследствие все тех же, хотя и существенно преобразованных, механизмов конкуренции и отбора, основу которых составляли периодически вспыхивавшие силовые конфликты, субъективно нацеленные опять-таки против разнообразия: на то, чтобы физически ликвидировать непохожее или уподобить себе. Прежде такие конфликты, при всех несчастьях и страданиях, которые они с собой несли, не были принципиально противопоказаны обществу. Более того, здесь стоит повторить, что они в общем отвечали глубоким психологическим и социальным * Сухомлинова В.В. Системы "общество" и "природа": разнообразие, устойчивость, развитие. // Общественные науки и современность, 1994, N 4, с. 137 потребностям, служа мощным стимулом технологического, организационного, духовного развития. Реально перед человечеством никогда ранее не стояла задача устранения насилия, но испокон веку стояла принципиально иная и качественно более простая задача — упорядочения насилия. На эту задачу в значительной мере и были ориентированы системы традиционной культуры. Как правило значительная часть самых передовых достижений технической и эстетической ("дизайнерской") мысли воплощалась в производстве оружия, организационная мысль работала на создание боеспособных армий, религия, философия, идеология, искусство, институты социализации (обучение и воспитание детей) обслуживали групповое размежевание по этнической, классовой, конфессиональной и прочей принадлежности... Я несколько заостряю ситуацию, чтобы подвести к выводу, который полагаю очень важным. Сегодня, когда история впервые поставила перед людьми действительный императив устранения насилия с политической арены, глубокие пласты традиционной культуры требуют ответственной и сознательной перестройки. А именно, вся система хозяйственных, политических и духовных отношений должна быть выстроена таким образом, чтобы рост разнообразия становился процессом поощряемым и в меру необходимости регулируемым. Поскольку же, в соответствии с законом эволюционных корреляций, культура последовательно приближалась к данному рубежу, то в ней успели сформироваться и необходимые (но вот достаточные ли?) предпосылки для своевременной перестройки. До недавнего времени люди лучше всего умели объединяться в солидарные коллективы через противопоставление себя другим сообществам. Печать клановой ограниченности несли на себе нормы социальных отношений, и прежде всего мораль. Прочность же коллектива, а также деление морали на внешнюю и внутреннюю, издревле обеспечивалась всевозможными культами — от примитивных тотемов до изысканных богословских доктрин. Механизмы культовой морали зиждятся на безусловном положительном авторитете, который, в свою очередь, непременно находится в оппозиции к авторитету отрицательному; поэтому мораль такого типа называют еще авторитарной. Психологический закон связки: дьявольское, враждебное концептуально проще и предшествует божественному, доброму, ложная вера — истинной, первичное понятие "они" элементарнее и доступнее понятия "мы". Поэтому религия всегда так или иначе делила людей на наших и не наших, верных и неверных, более или менее жестко ограничивая сферу применимости нравственных, юридических и прочих норм. Новые же социальные конфликты — этнические, экономические, классовые и т.д.— идеологически обслуживались умножением религиозных догматов, версий, течений и ересей. Таким образом, религии исправно выполняли свою основную историческую миссию — упорядочивать, организовывать, ориентировать социальное насилие, предохраняя цивилизацию от хаоса и саморазрушения. Грандиозность этой миссии трудно переоценить, и только законченный филистер мог бы пенять религии ее органическую неприспособленность для более радикальной задачи — полного блокирования силовых конфликтов. До тех пор пока не сложилась объективная необходимость в глобальном устранении насилия, культ, действительно исключающий любое насилие вообще, мог оставаться достоянием замкнутой секты, но не мог стать фактом массового сознания. На поверку же любое "не убий" получало конкретизацию: кого, когда, где, за что. Очень скоро выяснялось, что обижать нельзя своего и постольку, поскольку он свой; тогда как массы неверных, а также вероотступников, колдунов, ведьм, ученых и прочие исчадия ада давить и/или истреблять не только можно, но подчас и нужно. Особенно когда на врага укажет Божество перстом земного выразителя своей воли. И не было в мире войска, над которым не реяло бы знамя Святой Веры. Во имя Ее свершались бесконечные резни, газаваты, погромы, аутодафе, и на протяжении всей своей истории люди гораздо более убивали друг друга не во грехе, а в священном энтузиазме. Если мировым религиям удавалось возвысить людей над племенными противоречиями ("несть еллина ни иудея"; "у рабочих нет отечества"), происходила только смена межей — на передний план тут же выдвигалась новая конфронтация. И в самых разных храмах, на всех языках звучали бесконечные вариации на все тот же простенький мотив: Кто не с нами, тот против нас!.. Между тем, если перевести проблему выживания цивилизации в психологический ракурс, то "тест на зрелость" предстает как тест на терпимость. Именно это специфическое качество развитого ума становится важнейшим условием, обеспечивающим рост разнообразия. Уточню, что речь идет о терпимости к малым различиям, которыми создается действительное разнообразие, но которые служат наиболее раздражающим фактором для примитивного мышления. Об этом я упоминал, рассказывая о первобытности: похожий на "наших", но "не наш" — чужак, двойник, нелюдь,— вызывает активную неприязнь, несравнимую с отношением к особям иных видов. Мы видели, что все дальнейшее развитие культуры проникнуто более или менее последовательным смягчением установки на "чужака", расширением нормативных границ групповой идентификации. Тем не мене и сегодня исследования авторитарного сознания фиксируют его парадоксальное атавистическое свойство, состоящее в том, что коренные противоположности психологически комфортнее, нежели частичные разногласия. Данное обстоятельство обнаруживается и в наблюдениях за политической жизнью. Например, коммунисты обычно легче сосуществовали с "империалистами" и даже (за исключением последних лет II мировой войны) с фашистами, чем с социал-демократами или "ревизионистами". Вроде бы второстепенные нестыковки во взглядах тут же возводились в ранг принципиальных позиций, а двойник, конкурент за политическую нишу становился самым страшным врагом. К 80-м годам то, что называется "мировым комдвижением", выродилось в множество бескомпромиссно борющихся между собой ("за чистоту учения") сект, до боли напоминая историю традиционных религиозных конфессий. Я не случайно назвал терпимость качеством развитого ума. Зависимость между информационным наполнением образа и восприимчивостью субъекта к альтернативам так же достоверно установлена психологами, как зависимость между интеллектуальным развитием и зрелостью нравственных суждений (и составляет один из ее аспектов). Хотя в обоих случаях можно говорить не более чем о корреляциях, но в целом, особенно когда речь идет об общественном сознании, терпимость к малым различиям способна служить надежным показателем как интеллектуального, так и нравственного уровня. По логике вещей именно беспрецедентная способность к пониманию, принятию нюансов и к согласованию интересов составит самое глубокое отличие поколений "на выходе" нынешнего глобального кризиса от поколений "на входе". Разумеется, если тем, будущим поколениям вообще суждено быть... И здесь приходится признать, что религиозные и квазирелигиозные формы единения людей перестали отвечать историческим требованиям. Как всегда в таких случаях, сохраняющие механизмы, опробованные на прежних этапах развития, в новых условиях становятся контрпродуктивными, чреватыми катастрофическим ростом энтропии; ибо кризис оттого и обостряется, что потенциал прежних антиэнтропийных средств исчерпан. Психологические исследования показывают, что прочность религиозного сознания зиждется на глубоких нуждах человека, среди которых — инфантильная потребность в родительской опеке, в аффилиации (принадлежности к "своей" группе, защитнице от враждебного мира) и, конечно, потребность в смысле жизни. Но нельзя не видеть и того, что религии и войны искони предполагали и дополняли друг друга. Религиозные культы, разделяя людей на чужих и своих, объединяя их таким образом в противостоящие группы, облагораживали насилие, придавали ему осмысленный, целенаправленный и организованный характер, не давая выродиться в хаотический самоистребительный процесс. Со своей стороны, войны поддерживали и оправдывали существование религии как сдерживающего и организующего фактора, стимулируя вместе с тем умножение и совершенствование ее форм. Но в конце XX века вопрос встал исключительно остро: либо человеческий интеллект сумеет перерасти религиозные традиции и потребности, найти новые смыслообразующие опоры существования, либо гремучая смесь мистических порывов со смертоносной рациональностью современного оружия взорвет здание цивилизации. До тех пор пока сохраняет силу религиозное мышление, невозможно по большому счету ни вырваться из порочного круга бого-дьявольской контраверзы (а значит, потенциальной групповой вражды), ни регулировать демографические (а с ними — политические, экологические, генетические) процессы. Решение едва ли не всех глобальных проблем настоятельно требует от человека почувствовать себя носителем свободного ума, способным целенаправленно созидать законы своего бытия. * * * Чем же способна культура заменить авторитарную мораль религиозных культов? Отвечая на этот вопрос, уместно заметить, что многие выдающиеся мыслители богословского направления по сути дела развивали все ту же парадоксальную, раскритикованную еще Аристотелем и все же бессмертную идею Сократа о знании как добродетели и невежестве как источнике всех пороков. Напомню, Сократ первый сказал о том, каким образом любитель мудрости сохраняет нравственную высоту, оставаясь свободным от навязанного извне закона, от страха перед карой или надежды на воздаяние всевидящих богов. Тем самым развитая личность возвышалась над инфантильной богобоязнью, на смену которой приходит ответственность перед собой и ближними, перед собственными разумом, способным видеть последствия поступков. Через две с половиной тысячи лет, уже имея за плечами громадный опыт мировых религий, эту мысль довел до логического завершения немецкий священник, богослов и гуманист Д.Бонхоффер. В знаменитых "Письмах" из фашистского застенка он утверждал, что "совершеннолетний мир" сумеет отказаться от "гипотезы Бога", от исторически ограниченных форм культового самовыражения, перерасти богобоязнь, нужду в небесной опеке и, став "абсолютно безрелигиозным", тем самым приблизиться к Богу. Этот парадоксальный вывод перекликается с размышлениями другого христианского философа (больше известного в России как блестящий беллетрист) Г.Честертона о том, что религия будущего станет опираться на высокоразвитое чувство юмора. Юмор, скепсис, сомнение, самокритика — самые надежные средства от насильственных форм агрессии. На развитие этих способностей и опирается новая логика нравственности, альтернативная архаичным авторитарно-культовым формам. Разумеется, здесь не может быть речи о дискретных переходах, но лишь о двух предельных полюсах, в пространстве между которыми разворачивается историческая эволюция морального сознания. На одном полюсе культовая мораль. Она зиждется на безусловных — положительных и отрицательных — авторитетах, ограничивает нормы солидарности рамками "своего" коллектив и оплачивает их прочность ненавистью к общему врагу; поведение программирует замкнутая система априорных для каждого индивида заповедей, вопрос "почему?" исключается или, в промежуточном варианте, конечным аргументом служит ссылка на освященный канон (...Ибо сказано...). Противоположный полюс образует мораль рационального типа, в идеале усваиваемая индивидуальным сознанием через фильтры критического суждения и остающаяся открытой для осмысления, перепроверки посылок и выводов. Моральное сознание такого типа требует совсем иных педагогических приемов. Оно в принципе обходится без неприкасаемых авторитетов, а потому и без образа врага и без деления регулятивных норм на внешние и внутренние. Критическая мораль эквивалентна последовательно гуманистическому мировоззрению, основное содержание которого я бы выразил двумя тезисами. Во-первых, человек, его дух, сознание, воля есть высшая реальность развивающегося мира, а все культовые образы суть не боле чем элементы этой человеческой реальности. Во-вторых, принадлежность к человеческому роду составляет достаточное основание для наделения субъекта всеми соответствующими правами и распространения на него общечеловеческой солидарности, безотносительно к национальной, расовой, классовой, конфессиональной и прочей спецификации. Культовая (авторитарная) мораль в ее предельном выражении была свойственна, по-видимому, культурам среднего палеолита, но ее существенные черты прослеживаются на всех исторических стадиях. Истоки критической морали восходят к началу осевого времени, особенно — к сократовскому "даймо-ниону". С начала осевого времени критическое сознание прошло нелегкий и плодотворный путь развития, благодаря чему передовые культуры человечества встретили очередной кризис технологического интеллекта в известной мере готовыми к адекватному ответу. Во всяком случае, на фоне противоречивых тенденций современности заметны обнадеживающие симптомы. Следует, например, по достоинству оценить тот факт, что на протяжении полувека самые страшные из наличных средств истребления не применялись по назначению, а острейшие противоречия между вооруженными до зубов сверхдержавами удавалось разрешать политическими методами или — чаще — переводить в русло локальных, ограниченных войн. Правда, логика развития такова, что новейшие технологии и приемы ведения войны, по-видимому, скоро превратят даже локальные конфликты в источник смертельной опасности для природы и людей на любом удалении от конфликтогенной зоны. А значит, мировое сообщество встанет перед жизненной необходимостью более радикальных мер, и неизвестно, насколько люди окажутся к ним готовы. Но и тому, что достигнуто уже сегодня, не найти аналогов в предыдущей истории человечества. Можно бы сослаться на примеры из китайской истории, о которых мы прошлый раз упоминали. Но одно дело, когда изобретателям пороха в голову не приходила возможность его военного использования, и совсем другое — когда от применения наличного оружия воздерживаются произвольно. Такого рода факты действительно не имеют прецедентов. Столь же беспримерное явление новейшей истории — образование межгосударственных коалиций, не направленных против третьих сил. В мемуарной литературе я как-то встретил упоминание о весьма типичной реакции германского кайзера, которому в самом начале нашего века представители английского короля предложили заключить союз. "Против кого?" — был первый же встречный вопрос; а поскольку роль потенциального противника отводилась, по замыслу англичан, "дорогому кузену" Николаю II, это не вызвало у кайзера энтузиазма и союз не состоялся. Позже другой германский правитель А.Гитлер изрек: "Политическая коалиция, не имеющая целью войну, бессмысленна",— и, как юродивый, только высказал вслух то, о чем принято было молчать. Известный писатель-фантаст Г.Уэллс, обратившись по этому поводу к небесам, заметил в романе "Война миров", что для того чтобы англичане с французами прекратили свои вечные распри, необходимо появление на Земле враждебных марсиан. (Роль "марсиан" затем дважды подряд сыграли немцы.) А уже в 80-х годах буквально то же повторил президент Р.Рейган, но уже об отношении русских и американцев... "Мы с вами против них" — обычная формула политических союзов и коалиций, и отсечение от нее последнего члена представляет собой достаточно трудную, исторически беспримерную задачу. Более или менее выраженные в ряде регионов тенденции к добровольному размыванию государственных границ, к формированию децентрированных многоэтнических сообществ с перспективой отмирания национального государства как исторически преходящего феномена — все это уникальные признаки нашей эпохи. Передовые государства с трудом, через колебания, пробы и ошибки учатся строить многокомпромиссные экономические структуры, сочетающие поощрение сильных с защитой слабых, научно просчитывать стратеги природопользования. Даже гонка вооружений на своих предельных уровнях постепенно переносится в область компьютерных моделей, без воплощения "в металле"... Все это не более чем проблески на фоне углубляющихся кризисов, но в них можно увидеть симптом: очередной исторический вызов человечеством принят, и общественное сознание начало приспосабливаться к наличному могуществу. Драматический опыт последних десятилетий успел убедить миллионы людей в том, что безоглядная эксплуатации природы, безудержное обогащение одних (классов или народов) за счет обнищания других, поиск собственной безопасности через угрозу соседям — все подобные стратегии сегодня уже самоубийственны. Практические уроки такого рода в кризисных фазах истории последовательно преображали облик культуры. А расширившиеся горизонты современной науки обнаружили и вовсе неожиданное для культового мышления обстоятельство: по достижении некоторого порогового объема информации, используемой для принятия решений, грамотные прагматические оценки смыкаются с нравственными. И сама нравственность, обеспеченная достаточным интеллектуальным развитием, "становится критическим инструментом проверки на целесообразность действий". Аргументируя этот нетривиальный вывод и опираясь на многолетний практический опыт природопользования, дальневосточные исследователи Э.Н.Сохина и Е.С.Зархина отмечают, что "подлинно экономическое решение не может быть неэкологичным и наоборот"*. На ином предметном материале к похожему выводу пришел известный экономист Н.П.Шмелев: "Что экономически неэффективно,— безнравственно и, наоборот, что эффективно — то нравственно"**. Давно перестал быть только парадоксальной остротой тезис о том, что самое выгодное использование капитала — вложение его в человека. (Наблюдая восприятие этого тезиса хозяйственниками уходящей эпохи, я не раз убеждался, насколько оно психологически родственно реакции первобытного охотника на действия скотовода, о которой я раньше рассказывал:
* Сохина Э.Н., Зархина Е.С. Человеческий фактор и задачи интеграции природопользования. Владивосток, 1987, с. 38
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|