Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III правогенез. § 1. Условия возникновения права. Общая теория права. Учебник. Проблема правогенеза в таких классических типах правопони­мания, как юснатурализм и этатизм, не получила теоретического обоснования




ГЛАВА III ПРАВОГЕНЕЗ

§ 1. Условия возникновения права

Право — одно из древнейших явлений культуры, возникшее не­сколько тысячелетий назад в догосударственном, потестарном,

обществе и с тех пор неизменно сопровождающее социальную жизнь. Причины, которые обусловили возникновение права, исследуются в теории правогенеза. Правогенез — это процесс возникновения права, его происхождения и становления как специфического социального явления, способного особым образом упорядочивать отношения в

человеческом сообществе.

Проблема правогенеза в таких классических типах правопони­мания, как юснатурализм и этатизм, не получила теоретического обоснования. В трактовке юснатурализма естественное право, упо­добленное естественной закономерности, обладало свойствами веч­ности и неизменности, а потому, как и природа, не могло иметь ис­тории. Этатизм же подменяет проблему правогенеза проблемой политогенеза, происхождения государства, которое и создает право и сообщает ему все необходимые свойства, такие, как формальная определенность и государственно-принудительный характер.

Впервые проблема правогенеза была поставлена и получила определенное разрешение в социологическом варианте правопони­мания, представители которого, исходя из социальной природы права, теоретически обосновали его догосударственное бытие.

Право неразрывно связано с существованием человека и челове­ческого общества, а потому условия возникновения права являются условиями антрополого-социальными (греч. anthropos — человек).

6-                                                         75


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Для уяснения данного положения следует обратиться к проблеме человека. ' Необходимо ясно представлять себе, что на феноменоло­гическом уровне человек есть существо социальное. Человеческий мир не существует в том же смысле, в каком существует мир живот­ных. Животные по сравнению с человеком в гораздо большей степени зависят от географического размещения, что выражается в биологи­чески зафиксированном характере взаимосвязи животных с окружаю­щей средой. В этом смысле животные живут в закрытых мирах, струк­туры которых предопределены биологически.

Взаимосвязь человека с окружающей его средой, напротив, ха­рактеризуется открытостью миру. Человек может раскрываться в самых разнообразных сферах деятельности. Эта специфика челове­ческого организма, по мнению ученых, коренится в его онтогенезе (процессе индивидуального развития). Жизненно важные процессы организмического развития, которые у животных завершаются в пе­риод внутриутробного развития, у ребенка продолжаются и после его появления на свет. Иными словами, процесс становления чело­века происходит во взаимосвязи с окружающей средой, причем эта среда является как природной, так и человеческой. Данное обстоя­тельство позволяет считать социальную систему открытой и чело-векоразмерной. Ведь развитие такой системы (человеческого об­щества и человека) зависит от обмена с окружающей средой. Не только выживание ребенка зависит от определенных социальных от­ношений, но и направление его организмического развития соци­ально обусловлено.

С самого рождения человека большая часть его биологического существа подвергается постоянному вмешательству со стороны об­щества. 2 В этнологии (науке об этносах) общепризнано, что способы

' При обсуждении данной проблематики используется феноменолого-социо-логическая концепция П. Бергера и Т. Лукмана (Бергер П., Лукман Т. Социальное

конструирование реальности. М., 1995), изложенная и дополненная в ракурсе ком­муникативного подхода.

2 Последствия, наступающие при искусственном изъятия ребенка из челове­ческой среды, неоднократно описаны в литературе. Приведем пример двух индий­ских девочек, найденных в 1922 г. в волчьей семье: «Девочки воспитывались в полной изоляции от контактов с людьми... Одной из девочек было восемь лет, другой пять. Младшая умерла вскоре после того, как ее нашли, а старшая прожила еще десять лет в обществе других сирот, с которыми она воспитывалась. Когда девочек обнаружили, они не умели ходить на двух ногах, а быстро передвигались


Глава III. Правогенез

становления и существования человека столь же многочисленны, сколь многочисленны человеческие культуры. Следовательно, не существует человеческой природы в смысле некоего неизменного биологического начала. Человеческая природа открыта миру и пла­стична даже в своих инстинктах, которые определяют возможности и границы человеческих социокультурных образований. В этом смысле человеческая природа есть социокультурная переменная. Поэтому, хотя и можно сказать, что у человека есть природа, гораздо важнее сказать, что человек конструирует свою собственную природу или, иными словами, человек создает самого себя. Создание человеком самого себя всегда есть процесс социальный и соответственно ком­муникативный, основанный на знаковом, осмысленном текстуаль­ном взаимодействии.

Социальная сущность человека обнаруживает себя в таком яв­лении, как экстернализация, которая представляет собой процесс непрерывного проявления внутреннего «Я» во внешнем мире. Эта антропологическая константа (неизменное свойство человека) ука­зывает на то, что человек существует только через отношения. Чело­веческое существование невозможно в закрытой сфере внутреннего

на четвереньках. Разумеется, они не говорили, а их лица были лишены выражения. Ели девочки только сырое мясо и вели ночной образ жизни. Они отказывались вступать в контакт с людьми и предпочитали общество собак или волков. Когда девочек нашли, обе были в прекрасной физической форме и не обнаруживали ни­каких признаков умственной отсталости или недоедания. Отрыв от волчьей семьи вызвал у девочек глубокую депрессию и привел их на грань смерти.

Девочка, прожившая после этого еще десять лет, постепенно изменила пи­щевые привычки и циклы активности. Она научилась ходить на двух ногах, хотя в экстренных случаях опускалась на четвереньки и бежала по-волчьи. Хотя она и освоила несколько слов, но так и не научилась хорошо говорить. Семья англикан­ского миссионера, которая приглядывала за ней, и все, кому довелось знать ее близ­ко, никогда не чувствовали, что она стала полностью человеком.

Этот случай... свидетельствует о том, что хотя по своей генетической конст­рукции, анатомии и физиологии найденные девочки были человеческими детены­шами, им так и не удалось до конца вписаться в человеческий контекст. Поведе­ние, которое миссионер и его семья пытались изменить, поскольку оно считалось неприемлемым в человеческой среде, было совершенно естественным, пока де­вочки воспитывались в волчьей стае. Маугли, мальчик из джунглей, рожденный фантазией Киплинга, никогда не мог бы существовать в реальности, поскольку у Киплинга он с первого момента, когда столкнулся с человеческой средой, знал, как говорить и как вести себя " по-человечески". Мы, живые люди во плоти, не являем­ся чужаками в мире, в котором живем и который, живя в нем, создаем» (Матура-ча У. Р., Варсла Ф. X. Древо познания: биологические корни человеческого пони­мания. М., 2001. С. 113-116).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...