Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Глава III. Правогенез. Экстернализация иобъективация являются двумя моментами непрерывного диалектического процесса




ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

поколениям, т. е. становятся историческими институтами. С обрете­нием историчности социальные институты получают новое каче­ство — объективность. Это означает, что сформировавшиеся ин­ституты (например, институт отцовства, как он видится детям), существующие как тексты, воспринимаются (интерпретируются) независимо от тех индивидов, которым довелось воплощать их в данный момент. Институты теперь воспринимаются как обладающие своей собственной реальностью, с которой индивид сталкивается как с внешним и принудительным фактом. Они имеют над ним при­нудительную власть и сами по себе, благодаря силе своей фактич­ности и механизму контроля, которым обычно располагают наибо­лее важные институты. Передаваемые последующим поколениям социальные институты нуждаются в легитимации, т. е. в объяснении и оправдании, так как первоначальный смысл институтов может быть для них недоступен.

Только после обретения институтом объективности в сознании последующего поколения можно говорить о социальном мире вообще в смысле всеобъемлющей и данной реальности, с которой индивид сталкивается наподобие реальности природного мира. Только в ка­честве объективного (текстуального) мира социальные учреждения могут быть переданы новому поколению. Но при этом важно иметь в виду, что объективность институционального мира «создается» самим человеком в процессе его коммуникативной деятельности и в этом смысле есть сконструированная объективность.

Процесс, посредством которого экстернализированные продукты человеческой деятельности приобретают характер объективности, называется объективацией. Институциональный мир, как и любой отдельный институт, — это объективированная человеческая дея­тельность. Это означает, что, несмотря на то что социальный мир отмечен объективностью в человеческом восприятии, тем самым он не приобретает независимости от человеческой деятельности, в процессе которой он создается. Но человек и его социальный мир взаимодействуют друг с другом. Продукт оказывает обратное воз­действие на производителя. Таким образом, взаимосвязь между че­ловеком (создателем социального мира) и социальным миром (про­дуктом человека) является диалектической.


Глава III. Правогенез

Экстернализация и объективация являются двумя моментами непрерывного диалектического процесса. Третий момент этого про­цесса — интернализация, посредством которой объективированный социальный мир переводится в сознание индивидуумов в ходе со­циализации. В процессе интернализации правила поведения, сущест­вующие в объективной, текстуальной форме, воспринимаются со­знанием субъекта, благодаря чему оказывается возможной их реализация в поведении. Взаимосвязь трех диалектических моментов социальной реальности заключается в том, что общество представ­ляет собой и продукт коммуникативной деятельности человека (экстернализация), и объективную реальность (институциона-лизация и объективация), в то время как сам человек в значительной мере — продукт общества (интернализация). Иными словами, обще­ство есть одновременно и субъективная, и объективная реальность.

Из изложенных посылок следуют и иные важные выводы:

с одной стороны, общество существует лишь в той мере, в какой индивиды осознают его; с другой — индивидуальное сознание со­циально обусловлено; с одной стороны, институциональный порядок реален лишь постольку, поскольку реализуется в исполняемых ролях (типизированном поведении), но с другой — роли представляют институциональный порядок, который определяет их характер и придает им объективный смысл.

Изложенные предпосылки социолого-феноменологической (коммуникативной) теории дают теоретические и методологические основания для решения проблемы правогенеза в контексте комму­никативной научной стратегии.

Основополагающая посылка заключается в уяснении того, что право не имеет бытия, независимого от человека и общества. «Где общество, там право» (лат. — «Ubi societas, ibi jus»), — говорили Древние. Право «проявляется» только в обществе как специфический порядок общественных отношений, участники которых имеют оп­ределенную социальную свободу действовать тем или иным обра­зом, закрепленную в обязанностях других лиц. Причем мера этой свободы (границы и содержание прав и обязанностей) определяется социально признанными и обязательными для всех правилами долж­ного поведения.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Представим себе человека, живущего на недоступном для других острове, т. е. не находящегося в отношениях с другими людьми. Очевидно, что этому человеку не нужно соотносить свое поведение с поведением другого субъекта. У него нет ни правомочий, т. е. при­знанной другим субъектом свободы действовать тем или иным об­разом, ни обязанностей, исполнения которых мог бы потребовать другой субъект. Отсутствие у этого «Робинзона» прав и обязанностей объясняется тем, что всякое правомочие, в отличие от простого про­явления силы, мощи, своеволия, имеет коммуникативную направ­ленность, направлено на Другого. Правомочие всегда предполагает соответствующее ему поведение других субъектов, обязанных действовать или не действовать определенным образом в интересах управомоченного лица.

Право изначально коммуникативно, но эта коммуникация, строго говоря, не диалогична, а полилогична, так как в ней участвуют не две стороны, а по меньшей мере три. Дело в том, что права и обязан­ности человек имеет не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к обществу так же, как общество имеет права и обязанности по отношению к человеку. Простое взаимодействие двух физических лиц еще не создает права. Для этого субъекты должны быть «погружены» в социальное; необходим общий жизненный мир: общие социальные институты, общие ценности и нормы, — иначе говоря, необходимо общее пространство коммуникации. Поэтому в любых правовых отношениях общество (государство) выступает одной из сторон, выполняющей функцию (роль) «Инстан­ции», — гаранта правового характера совершаемых действий. Сле­довательно, правовая коммуникация всегда имеет публичный ха­рактер и выступает не в форме диалога «Я — Другой», а в форме полилога «Я — Другой — Инстанция».

Ни одно общество не может существовать вне системы разно­образных коммуникаций. Но коммуникация возможна, если члены общества подчиняются общим для всех правилам поведения. Не­исполнение этого необходимого условия социального бытия неми­нуемо привело бы к распаду любого общества. Действительно, об­щество представляет собой некую коммуникативную целостность, структуру (строение) которой образуют внутренние институциона-лизированные, т. е. контролируемые обществом, связи (отношения)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...