Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Учебник. формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые врудиментарном виде содержались в струк­туре первобытного общества. Так как развитие производящей эко­номики заставляло вступать в более тесные




ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые врудиментарном виде содержались в струк­туре первобытного общества. Так как развитие производящей эко­номики заставляло вступать в более тесные обменные отношения людей, не состоявших родстве, а необходимость регулировать об­щественные отношения по-прежнему оставалась и даже возрастала, публичная власть начинает распространяться не только на кровных родственников, но ина всю территорию, занимаемую взаимодейст­вующими людьми. Для эффективного функционирования публичной власти теперь требуется специальная структура — аппарат, который содержится за счет сбора налогов с населения и состоит из людей, про­фессионально занимающихся управленческим трудом. Такой аппарат включает в себя не только органы управления, но и органы принужде­ния. Государственный аппарат создаетновый способ правовой ком­муникации — черезписьменные правовые тексты (законы).

Эти два признака, характеризующиеструктурно-функциональ­ные изменения, которые произошли в обществе, —территориально-правовое действие публичной власти и ее специфическиаппаратный характер, позволяющий в случае нарушения общеобязательных пред­писаний использоватьспециальные органы принуждения, — отли­чаютгосударство от организации власти впотестарном обществе.

§ 4. Специфика право- и политогенеза на Западе и Востоке

Описанный выше процесс политогенеза (возникновения госу­дарственности) типичен для западной цивилизации. Ее истоки вос­ходят к Древней Греции. Для развития античной государственности, которая начала складываться в I тысячелетии до Р. X., характерен переход от общинной собственности к частной собственности на землю и орудия производства, включая рабов. Таким образом, древ­ние античные государства возникали как государства классовые, если под классами понимать группы людей, отличающиеся друг от друга отношениями к средствам производства. 5 Наличие частной

5 Такой критерий для выделения классов используется в марксистской социо­логии. Например, В. И. Ленин определял классы как «такие группы людей, из ко­торых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».


Глава III. Правогепез

собственности явилось необходимым условием для постепенного формирования индивидуалистического (гражданского) общества, политической доминантой которого служит идея индивидуальной свободы и естественных неотчуждаемых прав человека-собственника.

Иным путем формировалась государственность восточных цивилизаций. Первые государства на территории Древнего Востока возникают значительно раньше античных, в IV тысячелетии до Р. X., и имеют специфические черты: сохранение земельной общины и слабое развитие индивидуальной собственности на землю. Значи­тельную роль играет коллективная собственность, в частности кол­лективная собственность на рабов, которые принадлежали в основном государству. Таким образом, для первой формы государственности, возникшей, например, в Древнем Египте, характерно появление го­сударства при отсутствии частной собственности на землю и при отсутствии классов в понимании их как групп людей, различаю­щихся по признаку наличия или отсутствия собственности на ос­новные средства производства. Первые государства на Древнем Во­стоке в этом смысле были внеклассовыми. В научной литературе они получили название восточных деспотий.

Сам термин «деспотизм» происходит от древнегреческого «дес-потес», что означает «хозяин», «глава дома», т. е. тот, кто руководит общим семейным хозяйством, распределяет обязанности. Деспотия характеризуется неограниченностью и бесконтрольностью власти, опирающейся непосредственно на авторитет и силу. Необходимой предпосылкой для этого является господство государственной и общественной собственности и зависимое (в экономическом и духов­ном смысле) положение индивида. В таком обществе, «связанном» государством, отсутствуют условия для формирования индивидуа­листических начал, лежащих в основе «западной» концепции пра­вового государства и гражданского общества. Религиозные, мораль­ные и правовые нормы в деспотическом государстве существовали слитно, а религиозный идеал в одинаковой мере диктовал правила личной, общественной и государственной жизни, отражая магиче­ские представления о некоем высшем надчеловеческом порядке, ко­торому должны были следовать все, включая самого деспота. Де­спотическая власть освящалась не только «сверху», но и «снизу». Деспот воплощал творческую мощь народа, его сокровенные чаяния,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...