Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Правогепез. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Учебник. § 2. Архаичное право. Глава III. Правогенез




Глава III. Правогепез

между членами общества, направленные на удовлетворение их общих интересов и поддержание этой целостности. Такие коммуникативные отношения нормативны по своей природе и воспринимаются чле­нами общества как социально значимые (социально ценные и со­ответственно легитимпые). Следовательно, само понятие общества предполагает упорядоченность отношений, основанную на необхо­димости социального взаимодействия (коммуникации). Отсюда вы­текает также то обстоятельство, что любое общество предполагает осмысленность социальных действий своих членов, которая выяв­ляется в процессе их социальной интерпретации как действий, соответствующих или не соответствующих социальным ожиданиям, определяемым нормативной культурой общества.

Сказанное позволяет определить общество как совокупность людей, выделяемую на основе воспроизводимой ими системы обще­значимых коммуникативных действий. Общезначимость в данном случае и будет означать социальную осмысленность и социальную ценность таких действий.

В зависимости от целей того или иного общества они могут быть определены как первичные (публичные) и вторичные (част­ные) общества.

В рамках первичных обществ реализуются основные потреб­ности их членов, что делает невозможным существование индиви­дуумов вне такого социума (продолжение рода, безопасность суще­ствования, воспроизводство материальных и культурных благ и др. ). В таких обществах необходимый социальный порядок получает максимальную объективацию и поддерживается с помощью публичных норм, защищаемых властными органами такого общества и обяза­тельных для всех, кому они адресуются, независимо от их личного желания или нежелания им следовать.

Вторичные общества чаще всего возникают в результате куль­турного усложнения первичных обществ, в ходе их социальной эво­люции. Вторичные общества существуют в рамках первичных об­ществ и преследуют цели удовлетворения второстепенных (частных) потребностей, связанных со спецификой тех или иных социальных групп (античные академии, средневековые ордена, сословные орга­низации, современные общества собаководов, клубы любителей под­водного плавания, охотничьи общества, творческие союзы и т. д. ).


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Подобные образования менее устойчивы, а установленные ими пра­вила поведения часто носят договорный характер, вследствие чего данные правила могут быть изменены или отменены по желанию сторон. Правила поведения более «прозрачны» для членов такого общества и в меньшей степени подвержены объективации.

Первичное общество можно определить как исторически сло­жившуюся целостность людей и их коммуникативных отноше­ний, в рамках которой удовлетворяются основные, жизненно важ­ные, потребности и осуществляется воспроизводство самого общества. Невозможность реализовать эти потребности индивиду­ально, необходимость для этого совместных согласованных действий являются предпосылками для существования общества: социальное и индивидуальное в данном случае совпадают. Процесс становле­ния общества и его институтов неразрывно связан с формированием социальных ценностей, которые становятся ядром социальной культуры. Наличие таких базовых, общесоциальных, ценностей обеспечивает внутреннее единство, солидарность членов общества, несмотря на периодически возникающие противоречия, конфликты, вражду. Поэтому выявление и охрана общественно значимых инте­ресов, определяемых необходимостью нормального биологического и социального воспроизводства человека, являются целью всего об­щества, условием его существования и развития.

Рассмотренные антрополого-социальные, а следовательно, коммуникативные условия возникновения права подразделяют­ся на социопсихические и социокультурные, которые будут рас­крыты в следующем параграфе.

§ 2. Архаичное право

Специфическим феноменом социального мира является дол­женствование. Его нет в природе, вне человеческого общества. Яв­ления природного порядка таковы, каковы они есть. Например, ма­терия находится в движении не потому, что она должна двигаться, а потому, что это способ ее существования. Должное существует в нормативной форме как адресуемое субъекту правило поведения, которое необходимо исполнить. Это требование должного поведения может быть обращено только к человеку как субъекту, способному


Глава III. Правогенез

свободно и сознательно осуществлять выбор варианта поведения. Вместе с тем должное осознается как обращение ко мне и к Другому, поэтому должное всегда имеет коммуникативную направлен­ность. Следовательно, право как сфера должного, реализуемого в реальном поведении, не имеет бытия вне субъектов, обладающих способностью к коммуникации и создающих право в актах комму­никации. Коммуникативность человека, являющаяся необходимым условием и выражением его бытия, обусловлена присущими ему как социальному субъекту интеллектуальными, эмоциональными и волевыми способностями, а также способностью объективиро­вать свое внутреннее содержание в текстах, предназначенных для передачи другим субъектам. Данные коммуникативные способности, выражающиеся в текстуальной форме, опосредующей коммуника­цию, являются социопсихическими условиями возникновения и функционирования права в обществе. Такими социопсихическими коммуникативными условиями правогенеза являются формирую­щиеся у индивидуумов способности:

1) понимать идеальный смысл правил должного поведения, выраженных в общеобязательных нормах, представляющих собой результат интерпретации знаковых форм их выражения — правовых текстов (интеллектуальная способность);

2) признавать их (прямо или опосредованно) в качестве необ­ходимых оснований своих внешних поступков, т. е. совершать акты ценностной легитимации (эмоциональная способность);

3) самостоятельно действовать, реализовывать вытекающие из них правомочия и обязанности (волевая способность).

Вместе с тем общество как исторически сложившееся един­ство людей обладает собственной культурой, в которой формируются, закрепляются и передаются последующим поколениям определен­ные образцы поведения — социальные, в том числе и правовые, нормы. Следовательно, наряду с социопсихическими необходимо выделить также социокультурные условия возникновения права. К социокуль-турным коммуникативным условиям правогенеза относится на­личие в обществе существующих в текстуальной форме общезна­чимых и общеобязательных правил поведения, определяющих права и обязанности членов социума и выступающих в качестве общезначимых ценностей, способных властно воздействовать


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...