Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Учебник. Глава III. Правогенез. Исторически формирование права происходило в рамках поте-старных (догосударственных) обществ




ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

на поведение субъектов. Это, в частности, означает, что ничья воля не может действовать (в правовом смысле) непосредственно. Воля все­гда объективируется в правовых текстах, которые при их интерпрета­ции выступают в качестве непосредственных первичных источни­ков правовых норм и возникающих на их основе субъективных прав и обязанностей.

В свете вышеизложенного становится понятно, что правовые нормы являются результатом экстернализации, взаимной типизации, институционализации и легитимации поведения самих социальных субъектов, создающих в рамках правовой системы (системы правовых коммуникаций) феномен права. В поведенческом смысле право можно рассматривать как типизированную и общепризнанную (легитими­рованную) социальную реакцию на нормативные раздражители, объективированные в знаковых (текстуальных) формах.

Исторически формирование права происходило в рамках поте-старных (догосударственных) обществ. Вырабатываемые в ходе экстернализации (социальной деятельности субъектов) типизиро­ванные социально значимые образцы поведения легитимирова­лись, институционально закреплялись (объективировались) и пре­вращались в интернализированные (признаваемые индивидами и усвоенные ими) правила поведения (нормы), которым следовали все члены общества.

Правовой мир объективировался с помощью языка и основан­ного на нем аппарата мышления (когнитивного аппарата). Возник­новение «правового» тесно связанно с коммуникативным процес­сом создания правовых текстов, первыми видами которых были мифы и обычаи, а также с коммуникативным процессом их интер­претации в качестве источников прав и обязанностей человека и общества. Правовой текст — необходимый элемент правовой ком­муникации, информирующий субъектов о тех нормах, которые пред­писываются в качестве общеобязательных. В этом смысле правовой текст является коммуникативно-познавательной единицей. Таким образом, право не существует вне источников права, т. е. вне пра­вовых текстов, точно так же, как оно не существует вне интерпре­тации правовых текстов, т. е. не преломляясь сквозь структуриро­ванное языком человеческое сознание. В конечном счете право — это не некая независимая от человека объективная реальность. Право


Глава III. Правогенез

есть то, что интерпретировано как право. Следовательно, право есть там, где можно сказать, что оно есть. Право есть там, где ска­занное может быть понято Другими. Право есть там, где возникает возможность и необходимость коммуникативно действовать в со­ответствии со сказанным.

Нормы формирующегося потестарного права и способы их реа­лизации в поведении членов первобытного общества были органи­чески связаны с мифологическими представлениями древних людей — фантастическими объяснениями природной и социальной действительности. Мифы обычно излагали сакральную (священную) историю о деяниях сверхъестественных существ (богов), легендарных героев и проявлениях их всемогущества; объясняли происхождение мироздания, а также человека и общества. Передававшиеся в форме устных повествований мифы выполняли и социальные функции, т. е. регулировали разнообразные отношения членов потестарного обще­ства. Поэтому мифы и социальные нормы в таком обществе нерас-членимы.

Примерами общезначимых правил, отражавших особенности первобытной мифологической культуры и связывавших членов по­тестарного общества взаимными правами и обязанностями, могут служить существовавшие обычаи обращения с предметами родового культа, запрет употреблять в пищу мясо священного животного (то­тема) или разбивать являющийся предметом поклонения камень-фетиш, а также запрет использовать тайные силы сверхъестественных существ во вред общественным интересам. Правовые правила обря­дового, культового назначения тесно переплетались с правилами, регулировавшими кровно-родственные отношения. Примером таких правил является запрет на кровосмешение, которое, по существо­вавшим поверьям, оскорбляло духов и навлекало бедствия на всю общину. Сакральный характер могли иметь обычаи общинного зем­лепользования, внутрисемейного разделения труда и его продуктов, правила охоты, нарушение которых рассматривалось как святотатство, а также обычай мести — обязанности, возлагавшейся на родствен­ников убитого, и др. Общественная значимость сформировавшихся обычаев, передававшихся от поколения к поколению в устной тра­диции, определяла их общеобязательный характер: их предписа­ниям должны были следовать все члены потестарного общества.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Догосударственное право объективировалось в устные формы (устные правовые тексты) и существовало как устное право. Такое право, по мнению французского антрополога Н. Рулана, имело не только слабые, но и сильные стороны, в частности, устная форма правовых текстов являлась препятствием на пути отчуждения права от человека.

Исполнение социально значимых и общеобязательных правил поведения поддерживалось в потестарном обществе при помощи общественной власти, которая представляла общество во внешних и внутренних конфликтах. Носители публичной власти имели, как правило, сакральный (священный) авторитет и могли одновременно выполнять функции жрецов — служителей родового культа. Пред­ставители публичной власти обладали монополией на физическое принуждение членов общества, но не имели для его реализации специальных органов. Властные решения, исходившие от общест­венной власти, осуществлялись или всем обществом, или его упол­номоченными представителями.

Таким образом возникало древнее, архаичное, право, не имев­шее письменной текстуальной формы и развитой системы источни­ков, но исходившее из устных текстов, носившее общеобязатель­ный характер и обладавшее безусловным авторитетом в глазах членов потестарного (догосударственного) общества.

Уже в древнейший период своего существования право пред­ставляло собой текстуально определенную, легитимированную (со­циально признанную) систему отношений, основанную, с одной сто­роны, на праве требовать безусловного соблюдения установленных в обществе запретов (табу) и праве власти карать нарушителей таких запретов, а с другой — на возможности индивидуума самостоятельно выбирать тот или другой вариант поведения, предоставляемый пра­вовыми нормами, и требовать соответствующего поведения от других членов общества (право выбора жены, право на часть совме­стно полученных продуктов питания, право участвовать в выборах или быть избранным на выборную должность, право требовать ис­полнения заключенного договора и т. д. ). Следовательно, члены потестарного общества, во-первых, имели права и обязанности по отношению к обществу в целом (не нарушать установленные и под­держиваемые публичной властью запреты); во-вторых, обладали


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...