Упражнение 1. Из приведенных в скобках слов выберите необходимые по условиям контекста. Дайте функционально-стилистическую характеристику глагольных форм, заключенных в скобки.
Упражнение 1. Из приведенных в скобках слов выберите необходимые по условиям контекста. Дайте функционально-стилистическую характеристику глагольных форм, заключенных в скобки. 1. Нам (машут – махают) платками. 2. С потолка (капает – каплет). 3. Ветер (колыхает – колышет) листву. 4. Я (мучусь – мучаюсь) весь день. 5. Они (заготавливают – заготовляют) солому на зиму. 6. Им (двигает – движет) чувство сострадания. 7. Рыба (мечет – метает) икру. 8. Он (вис – виснул) на подножке трамвая. 9. Вдали (белеет – белеется) парус. 10. Вы должны (прочитать – прочесть) эту книгу. Упражнение 2. Исправьте текст там, где это необходимо. Укажите предложения, в которых могут быть употреблены синонимические формы глаголов. 1. Для инженерно–технических работников прочтено 147 лекций, докладов, проводились семинары по технологии производства. 2. В текущем году фирма организовывает курсы по повышению квалификации специалистов. 3. Женя некоторое время вылежала в снегу, пока не затихнул шум над головой. 4. Еще летом пришлось наблюдать, что они неправильно ведут себя. 5. »Передавайте ей привет», - сказал Петр Иванович. 7. Особенно досадно бывает, когда выполнение задания приходится оттянуть из-за брака. 8. Цехи завода оснастятся новейшим оборудованием. Упражнение 3. Проанализируйте употребление времен глагола. Устраните ошибки. 1. Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку. 2. Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели. 3. Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно. 4. Когда фашистские полчища вторгаются в нашу страну, Андрей вместе с регулярными частями армии отправился на фронт. 5. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают у присутствующих аппетит.
Упражнение 4. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления видов глагола. Исправьте предложения. 1. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить. 2. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его пожеланиями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улучшать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достижения еще рано. 6. Книга познакомит читателя с с историей русского театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени. 7. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при первой же трудности. 8. Нельзя по результатам только одного испытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать в целом. Увидать лучшее, что в нем есть. 9. Нужно срочно стабилизировать положение с кадрами строителей. 10. Снегозадержание позволит накоплять в почве достаточное количество влаги. 11. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из числа учащихся старших классов. Упражнение 5. Укажите ошибки в употреблении возвратных глаголов. Исправьте предложения. Почтовые отправления должны приготавливаться к отправке заранее. 2. Просьба не стучаться без необходимости. 3. Полицейский попросил нарушителя объясниться в своем поведении. 4. Прибор легко собирается. 5. С января месяца отстраняется от работы мастер Сазонов. 6. Устройство прикрепляется двумя болтами. 7. Если место занимается ребенком старше пяти лет, на него должен приобретаться детский билет. 8. Многие выпускники направляются на работу с учетом сделанных заявок предприятий
Упражнение 6. Исправьте ошибки в следующих предложениях. Как вы можете охарактеризовать морфологические признаки выделенных форм? Как вы можете охарактеризовать эти формы с точки зрения нормы и системы?
10 черт характера, сделающих вас богатыми. Это может сделать любой работающий гражданин, пожелающий пополнить лицевой счет неработающего гражданина. Буду признательна придумающему яркое и лаконичное название. Не считаю грешниками людей, выпьющих рюмку-другую. Не знаю, найдутся ли люди, воспрепятствующие этому. Эти настроения не стали возобладающими в обществе. Воспоследующий разговор почти точь-в-точь воспроизвел нашу беседу
Упражнение 7. Укажите случаи неправильного употребления причастий и деепричастий. Исправьте предложения. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение. 2. В числе спортсменов, сыграющих все три матча, будет и наш прославленный вратарь. 3. Рабочие и служащие завода, приедущие отдыхать в этот живописный уголок, найдут все условия для настоящего отдыха. 4. Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продляться не будут. 5. Нарушивши правила, водитель попытался скрыться. 6. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по домам. 7. Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе. 8. Решения, поддержавшего бы этот почин, так и не было принято. 9. Такие знатоки нередко высказывают «свое собственное мнение», даже не видя кинокартины, не прочитав книги. 10. Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство. Упражнение 8. Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор. 1. Игрушки, (выпускающие, выпускаемые) фабрикой игрушек, очень красивы и прочны. 2. Вопрос, (обсуждающийся, обсуждаемый) на профсоюзном собрании, очень важен. 3. В книге описываются события, (имеющие, имевшие) большое историческое значение. 4. Ученики, (приобретшие, приобревшие ) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к усвоению темы, (изучаемой, изучающейся, изучавшейся) в седьмом классе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|