Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 9. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления притяжательных. Исправьте предложения.




Упражнение 9. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления притяжательных. Исправьте предложения.

1. На участках уже проверены избирательские списки. 2. Часть лабораторского имущества была незаконно списана. 3. Профкомовская проверка помогла вскрыть ряд недочетов. 4. На ферме допущены случаи норкового падежа. 5. Инспекторские работники районо недостаточно часто выезжают в школы. 6. Планы работы фабричного комитета обсуждались на цеховых собраниях.

Упражнение 10. Укажите случаи ошибочного использования форм прилагательных. Исправьте ошибки.

1. Ф. П. Федотов был мужественен и решителен. 2. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движени­ем. 3. Петров оказался в более лучшем положении. 4. Ком­пот слишком кисл. 5. Этого человека жальчее. 6. Ваш вы­вод беспочвенен и необоснован. 7. Поезд начал двигаться несколько побыстрее. 8. Машина требует наиболее серь­езного ремонта. 9. Этот метод наиболее лучший. 10. Мы стол­кнулись с самой наисложнейшей проблемой. 11. Эта птич­ка, пожалуй, бойчее, да и поет звонче.

Упражнение 11. Подготовьте устное сообщение по теме                                 «Стилистические особенности употребления имен прилагательных в речи»

Употребление местоимений

Задание 1. Прочитайте текст. Обратите внимание на использование форм местоимений в речи.

Образование и употребление форм местоимений также должно соответствовать морфологическим нормам, так как их неправильное употребление ведет к речевым ошибкам. Специфика местоимения в том, что в системе языка они выполняют функцию заместителей слов. Ошибки в речи появляются в связи с неточностью употребления личных местоимений в сложных предложениях: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной - возникает вопрос: Кто заболел? Кто стал нервным? Или: Отец заболел и умер, когда ему было девять лет – Кто умер? Отец в девять лет?

      Влияние просторечия – это еще одна распространенная ошибка при использовании местоимений в речи. Ошибочно употребление просторечных форм: у ей, у их, с ими, внутри их – по норме языка к личным местоимениям 3 лица прибавляется Н после предлогов: без, в, для, к, ан, над и др.. Предлоги наречного происхождения – вопреки ему, согласно ей, вслед им, подобно ей, навстречу ему, благодаря ему, сравнительной степени прилагательных и наречий (Он старше ее. Она приехала раньше его) – не требуют начального согласного Н. Это не относится к предлогам, требующим родительного падежа: впереди него, около нее. Неверно использование в речи слова «ихний» вместо их, его, которые тоже можно услышать в той или иной ситуации общения.     

       Синонимичны в русском языке личные местоимения я и мы. Для выражения объективности в научных работах вместо местоимения я иногда употребляется местоимение мы: Мы проанализировали несколько случаев и пришли к выводу, что …

Однако в современных научных текстах чаще используют стилистически нейтральный монолог, который ведется от третьего лица: Автор предлагаемой статьи рассматривает вопросы использования …

Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, свой – наш, свой – ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. Нередко они бывают лишними во фразах: В (своей) автобиографии он говорил…

Возможность соотнесения местоимений его, ее, их, свой, себя с двумя или несколькими предшествующими им существительными нередко служит источником неясности фразы. Например: Мастер напоминает ученику, что уборка рабочего места - это его обязанность (неясно: ученика или мастера) (следует: Мастер напомнил ученику, что уборка рабочего места – это обязанность всех рабочих, в том числе и ученика или: Мастер напомнил ученику, что тот должен убирать свое рабочее место).

Двусмысленность возникает при использовании местоимения себя и свой: Ему велели отнести вещи Ирины к себе (к Ирине? к нему? ); Он не разрешает мне производить опыты над собой (над говорящим? над тем, кто запрещает? ) Разговорный характер имеет пропуск местоимения себя  в устойчивых сочетаниях представлять собой, представлять себя, чувствовать себя и др. Неправильно: Гидротехнический комплекс представляет (следует: представляет собой) одну из крупнейших строек страны.

Местоимения каждый, любой, всякий близки по смыслу. Однако в ряде случаев их замена невозможна. Например: Совещание может быть назначено на любой день недели, (т. е. на один из дней, безразлично какой); Совещания проводились каждый день (т. е. все дни); Проводились всякие совещания (т. е. различные совещания). Об этих смысловых различиях не всегда помнят. Кроме того, не всегда учитывается стилистическая окраска местоимений каждый, любой, всякий. Неправильно: Бригада строителей использует всякий свободный час (следует: каждый свободный час или любое свободное время), чтобы устранить мелкие недостатки; Газеты нам доставляют не всякий (следует: каждый) день - здесь местоимение всякий имеет разговорную окраску.

  Различаются оттенками значения местоимения сам и самый. В сочетании с существительным местоимение сам выделяет это существительное: Прибыл сам начальник участка; местоимение самый подчеркивает тождество названных предметов: Начальник участка повторил те самые слова, которые ….

  Синонимичны неопределенные местоимения кто-то – некто, что-то – нечто. Местоимения некто, нечто вносят в повествование более абстрактный и книжный характер

Синонимичны относительные местоимения который и какой, хотя у каждого из этих местоимений есть свои оттенки значения: который конкретизирует указательные значения придаточного определительного предложения, а какой   придает придаточному предложению качественный оттенок. Ср.: Не было книги, которую бы он не прочитал. – Перед нами был тот самый человек, какого мы хотели увидеть.

  Синонимичны местоимения который – чей. Ср.: Это передача о людях, чьи имена знает вся страна. – Это передача о людях, имена которых знает вся страна.

При употреблении местоимений могут возникнуть речевые ошибки. Чаще всего ошибки возникают в результате нарушения соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате чего может возникнуть двусмысленность высказывания, например: Мальчик был определен в детский лагерь, скоро он уезжает (кто – мальчик или лагерь? ). Фразу можно исправить: Мальчик был определен в детский лагерь и скоро с ним уезжает. Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего-существительного личным местоимением 3-го лица, например: Николай, он был представителем студенчества.

  Ошибкой является и неоправданное употребление указательных и личных местоимений, как, например: Когда он был там, он увидел лису. Речевые недочеты возникают при условии замещения нескольких слов. Замещающие местоимения должны быть согласованы в роде, числе и падеже, как, например: Молодежь боялась, что их не поймут (следует: Молодые люди боялись непонимания. )

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Какие вариантные формы местоимений вы знаете? Определите их функционально-стилистическое различие.

2. Каковы особенности употребления притяжательных местоимений?

3. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении тех или иных форм местоимений?

 

Выполните следующие упражнения:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...