Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 2. Ответьте на вопросы.




Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Какие синонимичные предлоги вы знаете? Как они различаются стилистически?

2. Как используются в стилистических целях синонимичные союзы?

Упражнение 1. Укажите ошибки в употреблении предлогов. Исправьте предложения.

1. Благодаря современного вмешательства специалистов положение в фирме было выправлено. 2. Предоставить Сергеевой внеочередной неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 3. Комиссия установила, что в цеху мало что делается по предупреждению брака. 4. На стальцехе работает всего пятнадцать человек. 5. На профкоме обсуждался план работы. 6. Уровень технологии был резко поднят за счет механизации.

Упражнение 2. Составьте предложения с приведенными ниже синонимичными предлогами. Отметьте, в каких функциональных стилях они используются.

1. Ввиду – вследствие – в силу – в связи с – по причине – благодаря – в результате. 2. О – про – насчет – относительно. 3. С помощью – при помощи. 4. В меру – по мере. 5. По отношению – в отношении. 6. С целью – в целях.

       Упражнение 3. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления союзов. Исправьте предложения.

1. В школе мы получаем знания не только по общеобразовательным предметам, но и специальным дисциплинам. 2. Благодаря того что заявка на воскресник была полной, уборка территории завода была сделана очень быстро. 3. К нарушителям применяем самые строгие меры взыскания, дабы они не чувствовали себя безнаказанно. 4. Поскольку провод м трубы должны быть уложены до начала штукатурных работ, поэтому отсутствие этих материалов задерживает строительство. 5. Известно благоприятное действие этого лекарства при лечении гриппа, а также как профилактического средства.

 

Упражнение 3. Подготовьте устное сообщение на тему «Употребление служебных частей речи».

 

 

ТЕМА 9.

Синтаксические средства стилистики.

Задание 1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль текста.

     Синтаксис – слово греческого происхождения и означает порядок, объединение построение. Этот термин был впервые использован в 3-м столетии до нашей эры представителями школы стоиков в Древней Греции, которых интересовало логическое устройство высказывания. Поэтому долгое время синтаксис определяли как правила построения связной речи и соответственно – как учение об этих правилах. В наше время синтаксис определяют как учение о правилах связывания слов (лексем) и форм слов в предложениях и правилах объединения предложений в текст.

Таким образом, единицами синтаксиса являются предложения и словосочетания. Предложение может быть однокомпонентным, а словосочетание всегда имеет в своем составе два элемента.

    Синтаксис, как и морфология, не обладают столь четкой прикрепленностью к определенным речевым сферам, не стилевой окраской своих единиц. Здесь можно говорить, как пишет М. Н. Кожина, о некоторых ограничениях в употреблении синтаксических единиц в том или ином стиле. Поясним на примерах. Книжной речи свойственны случаи расщепления сказуемого – дальше следует перечисления … (вместо дальше перечисляется), имеет место отсутствие … (отсутствует) и т. д. Однородные члены широко используются в деловой и научной речи при описании свойств, явлений и предметов. При этом имеют и специальное оформление в виде перечисления с нумерацией.

    В простом предложении к стилистическим ресурсам могут быть отнесены средства выражения членов предложения, порядок слов, стилистически значимые разновидности предложений.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Запишите основную информацию данного текста. Подготовьтесь к выполнению предложений.

В русском языке относительно свободный порядок слов. Но свобода порядка слов, любая инверсия в то же время должна быть оправдана условиями контекста, его смыслом и целевой установкой.

В деловой и научной речи не употребляются восклицательные предложения. Неполные предложения встречаются сравнительно редко, но при этом могут возникнуть некоторые типичные ошибки в их употреблении:

  а) Не оправдан пропуск пояснительных слов, относящихся к причастиям. Неправильно: Работники совхоза обязались досрочно выполнить взятые обязательства. На совещании говорили об имеющихся недостатках.

Употребление причастий без пояснительных слов, конкретизирующих их значение, приводит к тому, что эти причастия перестают нести смысловую нагрузку, т. е. становятся лишними словами.

б) В официальных текстах стилистически не оправдан пропуск слов в устойчивых словосочетаниях. Неправильно: Заведующий горздравотделом рассказал о том, как претворяются (следует: как предваряются в жизнь) решения об охране здоровья населения; Назначение Демидова на пост начальника отдела должно быть доведено до руководителей (следует: доведено до сведения начальников) всех участков.

в) В официальных текстах не всегда бывает уместен и пропуск местоименно-соотносительных слов. Особенно нежелателен он в тех случаях, когда придаточная часть подчиняется не глаголу, а близкому ему по значению существительному. Неправильно: Сообщение,  что бригада (следует: Сообщение о том, что бригада…) выполнила задание досрочно, оказалось не проверенным; Следует немедленно отменить указание, чтобы (следует: указание, о том, …) выплата пособий производилась только после личной явки в органы собеса.

3. Согласование сказуемого с подлежащим.

При подлежащем, имеющим в своем составе числительное два, три или четыре, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: На семинаре были осуждены три доклада, связанные с проблемой автоматизации разгрузочных работ; Четыре бойца были награждены медалью «За отвагу».

2) При подлежащих типа десять студентов, сто сорок тонн наблюдается постановка сказуемого и в форме единственного, и в форме множественного числа: Пять человек не пришло/не пришли на лекцию; Сто сорок тонн цемента было отправлено/были отправлены на стройку. Следует учитывать, что сказуемое в форме единственного числа подчеркивает внутреннюю нерасчлененность, целостность того множества, которое обозначается подлежащим. Форма единственного числа сказуемого уместна при обозначении общего количества чего-либо, измеряемого по весу, размеру, времени и т. п. Поэтому более предпочтительны варианты: Заводу выделено двенадцать автомашин; На строку будет отправлено сто сорок тонн цемента.

4. Согласование определений.

Если определение относится к существительному, имеющему при себе приложение, то оно согласуется с главным словом сочетания (главное слово в таких сочетаниях обычно стоит на первом месте): новый вагон-лаборатория, новая машина-грузовик.

Если определение относится к сочетанию личного имени и приложения (типа скульптор Мухина, композитор Пахмутова), то определение обычно согласуется с ближайшим существительным: известный физик Складовская-Кюри, наш директор завода Сергеева. Отступления от этого правила наблюдается в тех случаях, когда определение выражается причастием: приехавшая на фестиваль композитор Пахмутова, выступившая на заседании директор завода Сергеева.

Если определение относится к сочетанию существительного с числительными два, три, четыре, (два инженера, три лаборантки и т. д. ), то оно обычно ставится в форме родительного падежа, когда относится к словам мужского рода, и в форме именительного падежа, когда относится к словам женского рода: два известных инженера, три молодых специалиста; две новые лаборантки, три передовые работницы.

 

5. Употребление дополнений.

Падежные формы существительных в русском языке могут быть грамматически многозначны. Например, словосочетание «в письме дирекции завода» может быть понято и как «в письме, направленном дирекции завода», и как «в письме, направленном дирекцией завода» (форма падежа управляемого слова дирекции может означать и субъект, и объект действия). Неправильно: Оценка руководства, данная на собрании, должна быть учтена в дальнейшей работе. Исправить это предложение можно разными способами, в зависимости от того, какую мысль нужно выразить: Оценка, данная руководству на собрании, должна в дальнейшем учитываться; Оценка работы, высказанная на собрании руководством (цеха, завода, предприятия), должна быть учтена в дальнейшем и т. д.

Неправильно употребление некоторых глаголов и отглагольных существительных без дополнения: За вторую половину января на участке не было ни одного случая нарушений - естествен вопрос: нарушений чего?, фраза не закончена. В некоторых случаях подобные конструкции характерны для официальных текстов.

 

Упражнения

 

Упражнение 1. Укажите случаи нарушения порядка слов (неоправданной инверсии). Исправьте предложения.

 

1. Отмеченные комиссией все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки. 2. Некоторые выступающие ораторы нисколько не ценят ни свое, ни чужое время, говорят подолгу, повторяются, перечитывают цитаты. 3. При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности. 4. К самой низкой ценовой категории относятся компьютеры, работающие под управлением одноименной ОС. 5. В диапазоне от 200 до 500 долларов колеблются стоимость карманных компьютеров на платформе Pocket PC. 6. прошу изыскать возможности выделить денежные фонды для оплаты труда учебного персонала за проработанное время.

 

Упражнение 2. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного согласования сказуемого с подлежащим.

1. Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов дня. 2. Много организаций строят пансионаты и дома летнего отдыха. 3. «Анна Каренина», как и другие романы Л. Толстого, переведен на десятки языков. 4. Большая часть студентов и преподавателей института летом работали на строительстве библиотеки. 5. Были сэкономлены большое количество дефицитных материалов и деталей. 6. Любой ребенок, любой подросток должны знать, как опасно перебегать улицу перед движущимся транспортом.

Упражнение 3. Укажите порядок следования главных членов в приводимых ниже предложениях. Объясните, почему сказуемое предшествует подлежащему.

1. Из одного окошечка тускло светит огонек. (Н. В. Гоголь). 2. В доме воцарилась тишина (И. А. Гончаров). 3. В комнате стоят кровати, привинченные к полу (А. П. Чехов). 4. А хорошая сторона – Сибирь! (М. Горький). 5. В кабинете горела одна лишь лампа под абажуром (К. А. Федин). 6. К вечеру стали слышны звуки орудийной стрельбы (К. А. Федин). 7. Но грустная была эта встреча! (В. А. Каверин). 8. Был небольшой мороз, тихо, звездно (В. Ф. Панова).

 

Упражнение 4. Укажите место дополнений, объясните их инверсию.

1. Руку мене подал на прощанье (А. П. Чехов). 2. Этой гордости немало способствовала и статья в районной газете. (Г. Е. Николаева). 3. Они почета требуют (Г. Е. Николаева). 4. Книжками сын мой сильно интересуется (Н. А. Островский).

Упражнение 5. Укажите место определений, объясните их инверсию.

1. Со всех сторон горы непреступные (М. Ю. Лермонтов). 2. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня (И. С. Тургенев). 3. Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (И. С. Тургенев). 4. Вся эта милая семья близка мне (А. П. Чехов). 5. Я думаю только о фабрике, о делах, о невестке моей (М. Горький). 6. Ее тонкие черные брови недовольно сдвинулись (А. И. Куприн).

Упражнение 6. Укажите место обстоятельственных слов в приводимых предложениях.

1. Так ждали мы долго (М. Ю. Лермонтов). 2. Вдруг лошади круто остановились (Л. Н. Толстой). 3. Далеко, далеко колокольчик звенит (И. О. Никитин). 4. Наряду с многочисленными критическими замечаниями и предупреждениями Иванову не раз предлагалось изменить свое поведение. 5. Мастеру цеха Смирнову строго указать на недопустимость несвоевременного оформления нарядов.

Упражнение 7. Раскройте скобки, выберете подходящий вариант согласования подлежащего со сказуемым. Объясните свой выбор.

1. Директор научного института вместе с некоторыми сотрудниками (решил\решили) сложную теоретическую проблему. 2. В течение недели (произошли/произошло) много важных событий. 3. Лишь меньшинство не (согласилось/согласились) с мнением докладчика. 4. Муж с женой (пошел/ пошли) пошли в театр. 5. Мне (нравится/нравятся) его спокойствие и тихая речь.

Задание 3. Прочитайте текст. Подготовьте аргументированный ответ на вопросы, которые даны после текста.

 

Однородные члены.

 

Однородными членами предложения не могут быть слова, выражающие так называемое скрещивающееся понятие, т. е. слова, значение которых в чем-то совпадает. Неправильно: Завод освоил выпуск самой современной измерительной аппаратуры; устройств и приборов – значение слов аппаратура, устройства и приборы совпадают

В стилистически нейтральных текстах нельзя употреблять в качестве однородных членов связанные тематически понятия. Неправильно: Выдача готового белья производится по счету и по предъявлении квитанции со стороны заказчика.

 В предложениях с однородными членами обобщающие слова обычно выражают родовые понятия по отношению к понятиям видовым или отношения целого и его части. Поэтому значение обобщающего слова должно включать значения всех слов, являющихся однородными членами предложения. Это требование нередко нарушается: Все средства наглядной агитации: стенная печать, выставки, радиоинформации, тематические семинары и конференции - должны служить делу повышения сознательности трудящихся (радиоинформации, а тем более семинары и конференции не являются средствами наглядной агитации).

 

Параллельные синтаксические конструкции. Причастные обороты.

Термином «параллельные конструкции» принято обозначать такие формы словосочетаний и предложений, которые могут выполнять в предложении одинаковую синтаксическую функцию и взаимозаменяться как синонимичные.

Трудности употребления причастий и причастных оборотов обычно связаны с выбором нужной формы причастия; с местом причастия или причастного оборота (причастия с относящимися к нему словами) в предложении; с возможностью - невозможностью замены причастного оборота придаточной частью сложноподчиненного предложения и, наоборот, придаточной части причастным оборотом.

Должны заменяться определительной придаточной частью сложноподчиненного предложения обороты, включающие неправильные формы причастий: Организации, первыми заасфальтирующие (следует: которые первыми заасфальтируют) подъездные пути, будут отмечены решением облисполкома.

С выбором формы причастия связаны ошибки в согласовании причастия. Неправильно: К числу лиц, подозреваемому в угоне автомашины, следует отнести гр. Сергеева - причастие неверно связано с сочетанием к числу (подозреваться могут только лица); Я связался с т. Громовым (находящийся сейчас в отпуске) и передал ему запрос - отказ от согласования причастия со словом, которому оно подчиняется, делает фразу нелитературной (следует: Я связался с т. Громовым, находящимся сейчас в отпуске... ).

Замена определительной придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом целесообразна:

- при необходимости избежать повторения союзного слова, чаще всего слова который; сравните: В приказе директора завода, который был зачитан на общем собрании, изложены факты, которые взволновали многих;

- при необходимости устранить двузначность фразы, возникающую в том случае, когда союзное слово может быть соотнесено с предшествующими ему словами; неправильным будет: В приказе начальника управления, который уже давно известен администрации фабрики, говорится... - неясно, давно известен приказ или начальник управления (следует: В приказе начальника управления, уже давно известном... ).

Замена причастного оборота придаточной частью сложноподчиненного предложения целесообразна при необходимости избежать повторения однотипных причастий, особенно с суффиксами -ущ-, -ащ, -ш, -вш- (фраза может стать весьма неблагозвучной).                       Использование определительной придаточной части становится единственным средством, если нужные по условиям контекста причастные формы не образуются вообще или являются неправильными.

Не ответствуют литературной норме, и подлежат правке предложения, в которых причастный оборот и определительная придаточная часть сочетаются как однородные составные части. Неправильно: Студенты, успешно сдавшие сессию, которые решили поехать в спортивно-оздоровительный лагерь, должны получить направление на кафедре физвоспитания (следует: Студенты, которые успешно сдали сессию и решили поехать …, Студенты, сдавшие сессию и решившие поехать.

Параллельные синтаксические конструкции:

Обязательным условием употребления деепричастных оборотов в русском языке является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу): Вернувшись из армии, старшина устроился на работу в мастерские совхоза; Выступая на собрании, нужно говорить по возможности коротко (говорить коротко должен тот, кто выступает). Нарушение это правила воспринимается как грубая речевая ошибка: Например, Проработав всего два месяца, у него возникли неприятности с начальником участка.

Речевые ошибки нетрудно исправить, заменяя деепричастный оборот обстоятельством, выраженным иными сочетаниями слов, или обстоятельственной придаточной частью (чаще придаточной частью времени) сложноподчиненного предложения. Неправильно: Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены очень интересные результаты (следует: При изучении проблем... ученые получили... или: Изучая проблемы... ученые получили... ).

 

Ответьте на вопросы.

Какие слова не могут быть однородными?

Каково место обобщающих слов в предложениях?

Что следует понимать под термином параллельные синтаксические конструкции?

Каковы, на ваш взгляд, трудности в употреблении причастий и причастных форм?

Каковы правила при выборе и замене форм причастий придаточными определительными предложениями?

В каких случаях замена придаточного определительного предложения придаточным оборотам целесообразна?

Какие стилистические ошибки возникают в предложении с деепричастным оборотом и каким образом их можно устранить?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...