Упражнение 9. Исправьте ошибки в выборе формы причастия.
Упражнение 9. Исправьте ошибки в выборе формы причастия. 1. В статье правильно подчеркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в эпоху промышленной революции. 2. Докладчик усиленно готовился к заседанию, состоящемуся через неделю. 3. В Карстовых пещерах под Одессой в наносных слоях глины были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 4. Мы не отрывали своих глаз от полей и садов, на сотни километров раскинутых вдоль железной дороги. 5. Работы, выполняющиеся планировщиком, были направлены заказчиком. Упражнение 10. Подготовьте устное сообщение на тему «Использование глаголов в речи».
Употребление наречий Задание 1. Прочитайте текст. Обратите внимание на стилистическое использование наречий. Функционально-стилистические различия в выборе наречий ограниченны. Так, различаются стилистической окраской однокорневые наречия всегда – завсегда, зря – зазря, вместо – заместо. Вторые варианты носят отчетливо выраженный просторечный характер. Синонимичными наречиям типа научно в нелитературной речи могут оказаться сочетания типа по науке, ср.: Изыскания должны вестись по науке (следует: научно). В разговорной речи последнее время распространенным стало употребление местоименного наречия где-то в значении «приблизительно, примерно»: На решение задачи у нее уйдет где-то 20 минут. Следует: На решение задачи у нее уйдет около 20 минут. Слова более и менее служат для образования составной формы сравнительной степени прилагательных и наречий. Сочетания слов более и менее с формами сравнительной степени наречий типа более губже, менее интенсивнее характерны для просторечия.
Наречия на –о, -е, -и, как правило, не образуются от относительных прилагательных и употребляемых в относительном значении. Задание 2. Укажите случаи неправильного употребления наречий. Упражнение 1. Охарактеризуйте стилистическую окраску выделенных наречий и наречных сочетаний. 1. Вопрос с распределением льготных путевок нужно решать по справедливости. 2. Один из лучших наставников молодежи, он и спросит по-строгому, и окажет действенную практическую помощь. 3. Электронно-счетные устройства запросто производят самые сложные математические операции. 4. Выброс в атмосферу неочищенных дымов действует все более отравляюще на окружающую природу. 5. Не менее интенсивнее показана самодеятельность коллектива на фестивале. 6. Нам следует прислушаться к критике снизу, более по-серьезному следить за стилем работы. 7. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины. 8. Таблетку разделить напополам и растворить в горячей воде. 9. Три партии закончились ничейно. 10. Если говорить более специальнее, то речь идет о самоконтроле спортсменом своих движений. Упражнение 2. Составьте предложения с наречиями. Чудно (великолепно, отлично) – чудно (странно, смешно), остро (резко, решительно) – остро (остроумно), кругом (совершая круговые движения) – кругом (повсюду). Упражнение 3. Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их: 1. Эта дорога поширше будет. 2. Это решение гораздо простее, но оно требовало более лучше подготовиться. 3. Никто не делает это ловчее его. 4. Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего. 5. К завтрому необходимо подготовиться к зачету. 6. Ничего нет мерзее лжи. 7. Он ведет себя все более принципиальнее. 8. Это платье гораздо красивше того. 9. Мы сходили туда зазря. 10. Он завсегда на завтрак ест яичницу. 11. Я сделаю это заместо тебя.
Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий. (Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич..., ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпеж..., подойти (с)лев..., посмотреть (на)прав..., известен (из)давн..., пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски. Упражнение 5. Запишите наречия и объясните их написание Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч.... Упражнение 6. В соответствии с правилами написания наречий, оканчивающихся на шипящую, запишите следующие словосочетания. Удалиться проч..., ударить наотмаш..., выйти замуж..., отворить окно настеж..., пуститься вскач..., ждать невтерпеж..., сплош... зарасти сорняками, упасть навзнич... Упражнение 7. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. 1. Настеж... ворота тяжелые (Бл. ). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл. ). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар. ). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл. ). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст. ). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок. ). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л. ). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр. ). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|