Упражнение 11. Подготовьте устное сообщение по теме «Стилистические особенности употребления местоимений в речи».
Упражнение 11. Подготовьте устное сообщение по теме «Стилистические особенности употребления местоимений в речи». Употребление числительных Задание 1. Прочитайте текст «Использование форм имен числительных в речи». Образование и употребление имени числительного подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке своеобразны и специфичны. Имя числительное – лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление числительных представляют собой серьезную речевую проблему. Так, например, сложные числительные на –десят, -сот – единственная группа слов, в которых склоняютсяобе части: восьмьюдесятью, семьюстами (творительный падеж), о восьмидесяти, о семистах (предложный падеж) – в современной речи практически утратила систему склонения. Это нарушение обязательной нормы для всех говорящих. В современной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных. Правила склонения: - при склонении составных числительных склоняются все входящие в него слова: библиотека пополнилась пятьюстами сорока тремя книгами; о пятистах сорока трех книгах мы вели речь; у пятисот сорока трех студентов появились студенческие билеты; - при склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: встречаемся двадцать пятого; в тысяча девятьсот сорок пятом году. Синонимика числительных разнообразна. Синонимичны, например, числительные количественные и собирательные . Если необходимо обозначить раздельное множество предметов, используется количественное числительное, если объединенное множество, совокупность предметов, несколько предметов как единое целое, то – собирательное числительное. Сравним примеры: Они дружили. Пять мальчишек из 69 –й школы (здесь важно лишь количество). Но однажды пятеро ребят опоздали домой (здесь подчеркивается единство ребят).
Синонимичны числительные и существительные с числовым значением, если они имеют значение неопределенного количества пара – два, десяток – десять, дюжина – двенадцать, сотня – сто) и др. В сочетаниях десять книг – десяток книг второй вариант имеет разговорный характер. Иногда он обозначает не точное, а приблизительное число (сотни фабрик и заводов). Некоторые существительные с числовым значением имеют оттенок собирательного значения (пара сапог, дюжина ложек – одинаковые предметы), и тогда они не синонимичны числительным. В текстах числа, как правило, записываются цифрами. Чтобы избежать возможных речевых ошибок в материалах, предназначенных для чтения в официальной обстановке, наряду с цифровыми обозначениями следует давать и их словесные варианты, разумеется, в соответствующих падежных формах: На завод было доставлено до 665 т (шестисот шестидесяти пяти тонн) металлолома. В сочетании с предлогом по в распределительном значении возможно вариантное употребление форм винительного и дательного падежей количественных числительных пять, десять, двадцать, сорок и др .: по пять / пяти рублей, по сорок / сорока тетрадей. Современной литературной норме соответствует использование в подобных сочетаниях форм винительного падежа. Традиционное употребление форм дательного падежа характерно для письменной речи. Слова тысяча, миллион, миллиард употребляются в форме дательного падежа: по тысяче книг, по миллиону рублей, по миллиарду тонн.
Неопределенно-количественные слова много, несколько, сколько, столько допускают вариантное употребление форм дательного и винительного падежей: по многу / много рублей. По нескольку/ несколько книг. Формы дательного падежа – книжные, винительного – разговорные. Имеют просторечный характер и не соответствуют литературной норме образования типа двадцать двое суток, так как составные числительные не должны включать собирательные числительные. В этих случаях нужно находить иные формы выражения: двадцать два дня, на двадцать вторые сутки, в течение двадцати двух дней. При обозначении конкретных предметов вполне возможно введение слов единица, пара, штука, экземпляр и др.: двадцать четыре пары рукавиц, пятьдесят две штуки клещей. Числительное полтора (полторы) в форме именительного (винительного) падежа сочетается с существительным в форме родительного падежа единственного числа: полтора вагона, полторы машины. В формах косвенных падежей оно согласуется с существительным в форме множественного числа: до полутора десятков, с полутора норм. Различаются стилистической окраской формы восьмью (разговорная) и восемью (книжная). Разговорную окраску имеет числительное полтораста. Собирательные числительные легко сочетаются: 1) с существительными, называющими лиц мужского пола, а также с существительными «общего» рода: трое рабочих, четверо солдат, пятеро задир; 2) со словами: дети, ребята, девчата, люди, лица (люди ): двое детей, трое ребят; 3) с личными местоимениями мы, вы они: нас было двое, их было четверо; 4) с названиями детенышей животных: четверо котят, трое медвежат; 5) с существительными, имеющими только формы множественного числа: двое саней, трое брюк, четверо суток; при количестве предметов более четырех возможно вариантное употребление количественных и собирательных числительных: пять/пятеро суток, однако количественные числительные используются чаще: до пяти суток; 6) с существительными, обозначающими предметы, которые обычно считаются парами и поэтому чаще употребляются в форме множественного числа: трое ботинок, пятеро рукавиц и т. п., однако такие сочетания имеют разговорную окраску (ср.: три пары ботинок, пять пар рукавиц).
Собирательные существительные, как правило, не сочетаются с названиями лиц женского рода (сочетания типа трое женщин являются нелитературными), названиями неодушевленных предметов (сочетания типа четверо столов являются просторечными), а также с названиями взрослых животных (сочетания пятеро волков являются нелитературными). Обычно не сочетаются с собирательными числительными существительные, называющие лиц высокого общественного положения. Сочетания типа пятеро профессоров возможны, однако имеют разговорную, сниженную и несколько ироническую окраску. Близко к собирательным числительным слово оба (обе). Нормативными являются такие падежные формы: Р. обоих, обеих; Д. обоим, обеим; В. как И. или Р.; Т. обоими, обеими; П (об) обоих, обеих. Затруднения наблюдаются и при употреблении дробных и смешанных чисел. В каком числе ставить существительные «процент», «центнер», если при них есть смешанное число? Следует говорить: сорок с половиной процентов, но пять и пять десятых метра, так как при смешанном числе числительным управляет дробь. Количественные числительные согласуются с существительными во всех падежах, кроме именительного и винительного: Р. до пятидесяти рублей; Д. к пятидесяти рублям; Т. с пятьюдесятью рублями; П. о пятидесяти рублях. В именительном и винительном падежах они управляют существительными: пятьдесят (И. ) рублей (Р. ); получить пятьдесят (В. ) рублей (Р. ). Слово тысяча, как правило, управляет существительным: тысяча рублей, до тысячи рублей и т. д. При наличии параллельных форм творительного падежа тысячей и тысячью форма тысячью может рассматриваться как форма количественного числительного и согласовываться с существительным: с тысячей рублей, но тысячью рублями. В сочетаниях типа по пять/пяти рублей существительное является управляемым словом и употребляется в форме родительного падежа. В сочетаниях типа два и более (три и более, четыре и более) варианта существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа.
В сочетаниях дробных числительных существительное управляется последним словом дроби: более 51, 5 процента – более пятидесяти и пяти десятых процента. В сложных словах, включающих количественные числительные и не имеющих соединительной гласной, числительное обычно употребляется в форме родительного падежа: трехсотлетие, Семиречье, двадцатипроцентный. Числительное сорок в начале сложных слов имеет форму сорока: сорокаведерный, сорокаквартирный. Однако есть слова с сорок -, образованные при помощи соединительной гласной о: сороконожка, сорокоуст. Числительное сто в начале сложных слов сохраняет основную форму: стоквартирный, столетний. Числительное два в начале сложных слов имеет формы двух- и дву-: двухэтажный, двухъярусный, но двусмыслица, двуязычный. Такие параллельные образования различаются как по сфере употребления, так и по стилистической окраске. В специальных текстах наряду со сложными словами, в составе которых есть числительные, широко используются и такие сочетания, как емкость в 40 литров, водоизмещением в 500 тонн, объемом в 150 кубических метров (с цифровой записью числительных). Пропуск предлога в подобных сочетаниях является признаком разговорного стиля и в официальных текстах нежелателен. При склонении сложных существительных, начинающихся с пол…/пол - (полгода, пол-очка, пол-листа, пол-Москвы и т. п. ), в книжной речи часть пол- в формах косвенных падежей, кроме винительного приобретает форму полу -: более полугода, в полукилометре от. Отступление от этого правила наблюдается в следующих случаях: 1)когда пол- лишь приблизительно показывает половину чего-либо: вернуться с полпути; 2)при обозначении времени в словах, образованных из пол … и названия часа: прийти около полдвенадцатого; 3) в словах, образованных из пол- и существительного, обозначающего одушевленный предмет: не осталось и полкурицы. Затруднения наблюдаются и при употреблении дробных и смешанных чисел. В каком числе ставить существительные «процент», «центнер», если при них имеется смешанное число? Следует говорить: срок с половиной процентов, но пять и пять десятых метра, так как при смешанном числе существительным управляет дробь. Задание 2. Ответьте на вопросы: 1. С какими вариантными нормами имен числительных вы познакомились? Определите их функционально-стилистическое различие. 2. Какова сфера употребления собирательных числительных? 3. Как количественные числительные согласуются с существительными?
4. Как употребляются количественные числительные в сложных словах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|