Тема 1. Теоретические основы дисциплины
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: ознакомление студентов с отраслью психологического знания, повышение компетентности в области психологии социального взаимодействия; формирование теоретических знаний и практических навыков по изучению эффективных способов социального взаимодействия. Задачи освоения дисциплины: • овладение студентами категориальным аппаратом социальной психологии общения и совместной деятельности, спецификой изучения взаимодействия людей и групп в психологии; • ознакомление студентов с развитием проблем социальной психологии взаимодействия в отечественной и зарубежной науке ее связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки; • овладение студентами современными технологиями анализа, прогнозирования и построения совместной деятельности, ознакомление с особенностями современных социальных конфликтов и возможностями их прогнозирования.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору учебного цикла – Б3. Гуманитарный и социально-экономический цикл. Изучение курса «Психология социального взаимодействия» проводится в тесной связи с такими дисциплинами, как "История", "Философия", «Политология», «Социология». Дисциплина «Психология социального взаимодействия» является теоретическим и прикладным курсом, дающим основательную систему знаний, связанных с пониманием особенностей социального взаимодействия как социально-психологического явления, формированием общей культуры анализа современных социальных явлений, а также психологических и нравственных качеств как необходимых условий профессиональной деятельности специалиста.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности): Общекультурных компетенций (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способностью находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - об основных особенностях социального взаимодействия в процессе общественного производства и жизнедеятельности - психологические теории и подходы к изучению социального взаимодействия; - об участниках, формах и закономерностях социального взаимодействия; - о методах изучения социального взаимодействия; - о прикладном аспекте знаний о социальном взаимодействии. Уметь: - применять знания социальной психологии к анализу современных явлений и процессов в обществе; - исследовать источники, структуру и динамику происходящих социальных явлений и в обществе и организации; - определять социально-психологические и индивидуальные свойства участников социального взаимодействия;
- определять создавать условия для эффективного взаимодействия в группе, организации и обществе; - определять средства предотвращения конфликтов в современной организации и группе, прогнозировать развитие конфликта и выбирать пути его регулирования и разрешения. Владеть: - навыками использования знаний социальной психологии для анализа различных форм социального взаимодействия; - психологическим инструментарием для психологического исследования современных социальных явлений; - высокой культурой поведения в ситуациях взаимодействия с другими людьми и в группе. Приобрести опыт деятельности: - исследования и анализа социального взаимодействия в группе, в организации и на предприятии; - в психодиагностике психологических свойств отдельных членов и групп в процессе социального взаимодействия; - в определении содержания психологического сопровождения в организации, направленного на построение эффективного взаимодействия отдельных работников и групп (подразделений). Содержание и структура дисциплины Содержание разделов дисциплины
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д. Содержание лекционного курса Тема 1. Теоретические основы дисциплины 1. Теоретические основы психологии социального взаимодействия. 2. Основные понятия и методологические принципы современной психологии. 3. Структура психики. Познавательные процессы, психические свойства и психические особенности. 4. Диагностика личности. 5. Понятие нормы в психологии. 1. Многообразная и быстро меняющаяся социальная реальность приводит к тому, что человек сталкивается с трудностями не только техногенного и экономического характера, но и с жесткими условиями современного общества. Психологи одними из первых встречаются с этими трудностями, и с этим связаны современные направления исследований и практики. Фундаментальной наукой для всех прикладных и специальных отраслей является общая психология. Выделение различных отраслей произошло в результате усложнения социальной жизни и деятельности человека, а также по мере развития методов психологии и накопления знаний в различных отраслях. Каждая наука имеет свой предмет и использует соответствующий метод, который позволяет установить закономерности изучаемого явления. Психология социального взаимодействия может быть выделена в особый раздел социальной психологии, так как она направлена на изучение проявлений и закономерностей, присущих социуму. В то же время изучение взаимодействия людей в обществе невозможно без знания об отдельном человеке, то есть тех знаний, которые накоплены в общей психологии. Психологи, как правило, изучают человека не как абстрактную категорию, а как конкретного субъекта, наделенного физическим телом и обнаруживающего особенности своей личности. Понятие субъект используется для того, чтобы подчеркнуть наличие сознания, свойства отличающего человека от других живых организмов, наделенных психикой. Согласно современным материалистическим представлениям, психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении субъектом объективного мира и саморегуляции деятельности. Так, по определению, психика имеет две функции – отражательную и регулирующую (С.Л. Рубинштейн). Психика имеет 2 формы существования или проявления: - объективную (выраженную в деятельности); - субъективную (отражение психического в самом себе). О наличии психики мы можем судить на основании такого объективного критерия как способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Условные рефлексы, которые изучал И.П.Павлов, иллюстрируют эту способность. Другое определение дал П.Я. Гальперин: психика – это ориентировочная деятельность. Можно заключить, что теоретические основы психологии социального взаимодействия представлены в таких фундаментальных психологических отраслях как общая психология и социальная психология, в которых сформирован понятийный аппарат, основные подходы и концепции разностороннего исследования человека и его взаимодействия с социальным миром. 2. Методология – это высший уровень метода, собственная позиция и логика исследования, в более широком смысле – наука о методах. Методологические принципы формулируются в соответствии с позицией, занимаемой исследователем. Современная психологическая наука опирается на принципы, сформулированные С.Л. Рубинштейном: 1) Принцип детерминизма – психика определяется образом жизни и изменяется при изменении внешних условий. Данный принцип означает причинную обусловленность психической жизни человека. 2) Принцип единства сознания и деятельности – сознание образует внутренний план деятельности человека. 3) Принцип развития – явления исследуются как динамичные процессы, обусловленные внутренней логикой и внешними причинами. Приведенная ниже схема отражает последовательность выбора метода на основе той философской позиции, которой придерживается исследователь. Выводы и рекомендации Обработка материалов Методика исследования Методы исследования Методологические принципы Методология Рис. 1 - Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования Метод – способ получения фактов, обнаруживающих психику. Метод всегда соответствует методологическим принципам научной позиции исследователя. Методы психологии весьма разнообразны. С естественными науками психологию роднит эксперимент и тестирование, но наравне с ними используются такие методы гуманитарных наук как наблюдение, беседа, опрос, анализ документов и т.д. Методика исследования – конкретное воплощение метода. Обработка материалов, направленная на подтверждение значимости и достоверности полученных результатов, проводится с использованием статистических и математических методов. Выводы и рекомендации для любой практической и научно-исследовательской работы обязательно должны содержать обобщения и прогнозы относительно применения полученных данных. Таким образом, любой метод и методика создаются, апробируются и применяются для решения конкретных задач исследователя, сталкивающимся с запросом общества, организации и человека, включенного в различные группы. При выборе метода у исследователя возникают трудности, обусловленные спецификой изучения психологических фактов и особенностей: 1) психологические факты часто возникают в результате желания их иметь; 2) почти каждое утверждение в психологии является относительным и допускает множество трактовок; 3) факты и суждения в психологической науке изменяются при смене контекста, который часто неосознан. 3. В психологии широко применяются следующие близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Ранее мы говорили о том, что особенным свойством человека является сознание, в связи с этим фактом в психологии используется понятие «субъект» и «субъект деятельности». Человек – наиболее полное понятие, означающее биосоциальное существо, обладающее высшими психическими функциями, членораздельной речью, сознанием. Как биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, характеризуется прямохождением, приспособленностью рук к трудовой деятельности, высокоразвитым мозгом.Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии "индивид". Индивид – отдельный представитель вида Homo Sapiens. Онтогенез – это процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека. В науке выделены общие закономерности развития психики в онтогенезе: - относительное влияние биологических факторов на становление психики и роль задатков как предпосылок развития (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами), отсутствие предопределенности психического развития человека в онтогенезе созреванием его организма; - роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении социальных норм и эталонов общественного опыта и в процессе социализации человека. Социальная сторона человека в психологии определяется понятием личность, которое имеет множество определений, но ее главной характеристикой является общественная сущность. Личность проходит жизненный путь, в период которого осуществляется социализация и формируются личностные особенности. Общим является то, что каждый отдельный индивид проходит в определенном социуме определенного этапа развития человечества свой жизненный путь в единстве процессов онтогенеза и социализации. Особенным является неповторимость индивидных и личностных свойств у человека, что принято называть индивидуальностью. Человеческая индивидуальность реализуется в человеке как субъекте деятельности. Итак, в психологии выделение любой структуры в психике происходит условно, так как психика целостна, любой ее элемент не отделим от других. Условное разделение на познавательные процессы, психические свойство и психические состояния нами предложено для удобства и выделения элементов по содержанию, динамике и функциям. Более подробно о структуре психики мы поговорим на семинарском занятии. Вопросы для самостоятельного изучения. 1. Понятия: индивид, индивидуальность и личность. 2. Понятие о способностях, темпераменте и характере. 3. Структура психики. Модели психики, предложенные отечественными и зарубежными психологами. 4. Исследования жизненного пути в отечественной и зарубежной психологии. 5. Понятие о профессионально важных качествах. 6. Методы психологии социального взаимодействия Вопросы для обсуждения. 1. Какие методы используются при изучении социального взаимодействия? 2. Проанализируйте связи социальной психологии с другими психологическими дисциплинами. 3. Какие методологические принципы сформулировал С.Л. Рубинштейн? Приведите примеры к каждому из принципов современной психологии (по С.Л.Рубинштейну), относящиеся к сфере социального взаимодействия. 4. В чем состоят различия между научной и житейской психологией? 5. Расскажите об основных структурных элементах подхода Б. Г. Ананьева к изучению человека: индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности. 6. Объясните, почему понятие «личность» относится только к человеку и не может относиться к представителям животного мира. 7. Охарактеризуйте основные свойства человека как субъекта деятельности. 8. Дайте определение жизненного пути человека? Какими средствами он может быть исследован? 9. Проанализируйте общее и различное в понятиях темперамент и характер. 10. Проанализируйте проблему соотношения биологического и социального в развитии психики человека и, в частности, его социальных навыков и способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|