Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Трудности социального взаимодействия.




1. Коммуникативные барьеры и трудности общения

2. Проблема эмоций и психологической несовместимости.

3. Деструктивное общение, его виды и источники.

1. Коммуникативные барьеры являются по своему содержанию психологическими трудностями, которые испытывает личность в процессе общения

Куницына В.Н., специалист по проблемам общения, выделяет две группы трудностей: субъективно переживаемые и объективные.

1) Субъективно переживаемые трудности общения. Личность испытывает неуверенность и робость, которые связаны с достаточно сильными эмоциональными переживаниями тревоги и страха. Мы относим тревогу и страх к базовым эмоциям, они носят негативный характер, но в то же время это сигнал не только о дискомфортном положении личности, но и о том, что ситуация взаимодействия требует коррекции.

В литературе рассматриваются два вида тревожности: невротическая — безотчетное переживание беспокойства, направленное в будущее, и психотическая — бессодержательное, но очень мощное переживание. Перечисленные черты темперамента мешают открытому и доверительному общению, приводят к нарушению обязательств и к конфликтам. Повышенная эмоциональность, раздражительность и конфронтация зачастую осложняют взаимодействие, не позволяют перестроить отношения в сторону сотрудничества и эффективной коммуникации.

Зачастую неуверенность и тревога вызваны низкой или неустойчивой самооценкой, в основе которой лежит представление о себе или так называемая «Я – концепция».

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств. У подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и как выстраивать общение с другими людьми. Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: учеба, получение и потеря, смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, война, личные трагедии - заставляют пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

Ожидаемая внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я-концепции, даже если личность не осознает возможный ущерб. Можно выделить следующие ситуации общения, несущие угрозу самооценке:

- оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;

- оценка затрагивает значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;

- человек, выносящий оценку, пользуется значительным доверием и авторитетом;

- индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

2) Объективные коммуникативные трудности связаны с психофизиологическими особенностями индивида, например, с нарушениями слуха, речи или зрения. Любое из них приводит к недостатку информации об окружающем мире и об окружающих людях. В российском обществе лица с физическими недостатками испытывают значительные трудности, связанные с негативным и неуважительным отношением со стороны других людей, особенно в детском возрасте. Важно, что именно в подростковом возрасте обнаруживается психическая защищенность ребенка или ее отсутствие. Коммуникативные умения и компетентность имеют достаточно сформированный характер, позволяющий разрешать трудности в общении или приводящий к изоляции от других людей.

В психологической науке существует значительные теоретические наработки и практический опыт работы с данными нарушениями. С данными видами затруднений в общении работают специалисты - сурдопсихологи, тифлопсихологи, дефектологи и другие.

Трудности общения могут зависеть от природных свойств человека - биологических, психофизиологических, личностных, таких, как агрессивность, тревожность, ригидность, и других, связанных с темпераментом и воспитанием. Трудности общения могут быть следствием травм, стрессов и фрустраций, хотя, как говорят, нет безнадежных ситуаций, просто есть люди, которые отчаялись из них выйти. Коммуникативные барьеры могут возникать при неудачном опыте эмоциональных и социальных контактов. Таким образом, устранение затруднений в общении связано с определением их причин и видов, а сознательные усилия и психологическая грамотность способствуют построению конструктивного общения и взаимодействия.

2. Психологическая совместимость представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности. Совместимость включает целый ряд показателей:

- физиологических (половозрастные и другие физиологические особенности);

- психофизиологических (различие темпераментов и биологических потребностей);

- собственно психологических (личностный характер и мотивы поведения);

- социально-психологических (ценности, интересы, ролевые ожидания).

Одним из исходных моментов обеспечения психологической совместимости является учет особенностей темперамента партнеров по взаимодействию. Темперамент - это система эмоциональных и динамичных, то есть характеризующих быстроту психологических реакций и активность. Это природные свойства личности, чаще всего проявляющиеся в активности и эмоциональности индивида. Активность индивида выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силы и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, выступает как показатель деятельности индивида. Крайним выражением активности являются, с одной стороны, большая энергия, стремительность в движении, деятельности, речи, а с другой – вялость, пассивность психических процессов, речи.

Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к окружающему миру.
На базе личностных темпераментов выделяются различные черты характера как устойчивые психологические качества, определяющие отношение личности к делу, к себе, другим людям и т.д. Черты характера могут быть очень разными: серьезность – легкомысленность, принципиальность – беспринципиальность, коллективизм – индивидуализм. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

В психологической науке выделены различные механизмы психологической совместимости, наиболее важными из них являются следующие:

1. Подобие и взаимодополнение – комплементарность - качеств взаимодействующих. Подобие качеств необходимо, например, при формировании экипажей самолетов или судов, при работе на конвейере с заданным темпом.

2. Контрастность свойств и качеств. Этот механизм совместимости встречается довольно редко и проявляется в основном лишь тогда, когда у всех работников наблюдается ярко выраженная устремленность к общей коллективной цели. В этом случае сотрудники с контрастными качествами полнее отражают и воспринимают реальность.

3. Гомеостазис – саморегулирование системы, обеспечивающее поддержание равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, имеющее целью устойчивость и эффективность групповой деятельности. Это явление наиболее ярко наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и проявляется в том, что группа под влиянием требований ситуации гибко реагирует на нее, сама перераспределяет функции ее членов, выполняет работу отсутствующих, изыскивает резервы. Гомеостазис, не исключая действия первых двух механизмов психологической совместимости, отражает качественно новые, системные свойства группы как целостности.

Психологическая совместимость отражает качество социально-психологического климата, который проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Доброжелательная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей команды, обеспечивает его интерес к работе и необходимый деловой настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач, как собственных, так и коллег, организации в целом.

Одной из наиболее признанных теорий, объясняющих совместимость/несовместимость людей является теория интерперсональных отношений У. Шутца. Основная идея состоит в утверждении обусловленности межличностного поведения индивидуальными ориентациями людей. Согласно этой теории, каждый человек строит свои отношения с другими людьми, используя типичные для него модели межличностной ориентации. В основе моделей лежат три фундаментальные интерперсональные потребности:

- включенность – характеризуется стремлением устанавливать и сохранять благоприятные отношения с другими людьми;

- контроль – диапазон ее функционирования варьирует от желания доминировать, влиять на других до желания быть контролируемым;

- любовь – характеризует желание быть нравящимся и любимым и отражается в теплых эмоциональных связях, возникающих между людьми.

Разнообразные сочетания этих потребностей, реализующиеся в специфических моделях межличностного поведения, имеют своим следствием три типа совместимости:

- взаимообменная совместимость относится к взаимному проявлению любви, контроля и включенности;

- инициаторная совместимость основывается на принципе комплементарности, т.е. дополнительности: в этом случае один из парнеров по взаимодействию выступает в качестве субъекта инициативы, а другие являются ее объектом;

- реципрокная совместимость характеризуется степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля, включенности или любви отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потребностной сферы.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н.Н. и А.Н. Обозовыми. Они выделили следующие подходы к изучению этого феномена:

- структурный – в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно - личностных характеристик партнеров;

- функциональный – совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

- адаптивный – в этом случае речь идет не столь о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

Итак, психологическую совместимость можно рассматривать как многомерный феномен. Можно выделить четыре измерения совместимости:

- совместимость, основанная на сработанности членов команды – обусловлена длительным, иногда многолетним их взаимодействием;

- операционально-ролевая совместимость – в ее основе лежит хорошее понимание партнерами замыслов и действий друг друга в различных игровых эпизодах безотносительно к продолжительности предварительных совместных дел;

- совместимость в личностных чертах – основывается на взаимном соответствии личностных черт ленов команды;

- совместимость в деловом общении – проявляется в удовлетворенности партнеров межличностными отношениями, складывающимися между ними в ситуациях деятельности.

Основным проявлением психологической совместимости является сходство жизненных целей и интересов партнеров по взаимодействию. Важными, но не главными, являются их эмоциональные и личностные характеристики.

При решении вопросов о психологической совместимости членов группы или команды требуются знания основ физиологии и психологии труда. Нужно учитывать, что каждая личность обладает различной степенью способности к тому или иному виду деятельности. Совместная деятельность может способствовать развитию умений и навыков общения при наличии склонностей и целеустремленности у работников. Велика роль и сознательных факторов, в частности, высокая степень взаимной поддержки также влияет на психологическую совместимость людей.

3. К деструктивному межличностному взаимодействию относятся такие формы контактов, которые затрудняют или разрушают отношения и отрицательно сказываются на человеке или обоих партнерах.

Примерами такого рода контактов могут быть манипулятивное общение, агрессивное взаимодействие и криминогенное общение.

Манипулятивное общение включает ложь, лицемерие и обман. Эти формы поведения деструктивны, так как они используют ресурсы и возможности другого человека без его согласия. Возможный ущерб связан и с тем, что один из партнеров по общению не только испытывает эмоциональные трудности, но и внезапно сталкивается с истинными потребностями и интересами другого человека. Достаточно часто это очень болезненный процесс, прерывающий доверительные и близкие отношения.

Знаков В. В. считает, что следует разделять понятия «обман», «ложь» и «неправда». Обман – категория более широкая, чем неправда и ложь. Неправда может выступать как вербальный эквивалент заблуждения, как иносказание и, наконец, как вранье, которое не следует отождествлять с ложью по следующим причинам

Вранье – коммуникативный феномен, используемый для установления хороших отношений с партнером; в нем отсутствует намерение обмануть слушателя; вранье не имеет целью получение выгоды или унижение собеседника, то есть относительно бескорыстно. Оно приносит удовольствие и наслаждение от самого процесса придумывания и передачи небылиц. Другая функция вранья – защитная, оно избавляет от тревоги и дискомфорта, вплоть до самовозвышения.

Обман в отличие от лжи есть сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том что прямых искажений истины не допускается. Сообщаемая полуправда приводит к тому, что обманутый становится невольным соучастником обмана. Поэтому обман предполагает такое взаимодействие, в основе которого лежит стремление утаить правду, чаще всего из корыстных побуждений.

Таким образом, ложь есть не что иное, как умышленное введение в заблуждение других людей, искажение истины. Можно сделать вывод, что любой обман есть форма замаскированного манипулирования.

Агрессивность как черта личности неизбежно придает общению и взаимодействию деструктивный оттенок. Она может принимать самые разнообразные формы: мстительность, враждебность, попреки и угрозы, обиды и самонаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, неотступная критика (у других – самобичевание) и т. д. Часто за этим стоит неосознанное стремление «достать» собеседника, партнера.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие держит партнера в напряжении и активизирует у него разнообразные способы психологической защиты. Агрессия имеет разные проявления: хамство, садомазохизм, зависть, злорадство и т. п.

Агрессивное поведение определяется как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить боль или вред другому человеку. Это нападение по собственной инициативе с целью причинить физический, материальный или моральный ущерб (посредством грубых, насмешливых, язвительных слов и поступков).

Обида также является формой деструктивного и агрессивного по своей психологической природе воздействия. Она соединяет подчеркнутую жалость к себе с не всегда осознаваемыми мстительными побуждениями. В обиде может присутствовать сильный элемент садомазохизма, раздувающий обиду до грандиозных масштабов. Весьма часто такой неадекватный способ реагирования на мнимое ущемление интересов и потребностей человека является выражением сильной эгоцентрической и инфантильной природы «страдальца».

Агрессивное поведение имеет свое экспрессивное оформление. В арсенале выразительного поведения агрессивных людей – жесты угрозы, презрения, враждебности и вызывающего упрямства

В общении и взаимодействии могут проявляться разные виды агрессии, такие как инструментальная и преднамеренная агрессия.

Инструментальная (операциональная) агрессия – это применение агрессивного средства воздействия в достижении позитивных целей, которое сопровождается отрицательным эффектом (вырвать зуб без наркоза; снести дом бульдозером на глазах жильцов и т. д.). Приносимый вред, ущерб – это побочный результат. Такого рода агрессивность легко моделировать в экспериментальных исследованиях.

Преднамеренная (интенциональная) агрессия – стремление нанести вред с осознанием последствий. Ее отличает получение удовольствия от достижения цели. Такая агрессия основана на сложной мотивации (например, одобрение референтной группы, мотивирующее грубость, хулиганство).

Итак, деструктивность агрессивного поведения, главным образом, связано с такими основными чертами агрессивной личности, как напористость и деструктивность. Разрушение в общении чаще не связано с физическим насилием, опасности подвергается самооценка, психологический комфорт и эмоциональное состояние личности.

Специфической формой деструктивного общения является криминогенное общение, которое распространено не только среди осужденных, но и в той «питательной» среде, из которой вербуются криминальные элементы. Криминогенное общение характеризуется повышенной стрессогенностью и конфликтностью. Коммуникативное воздействие носит умышленный характер, превращаясь в интенсивное психическое и психологическое информационное насилие в целях совершения преступления без физических действий.

Общение здесь часто выполняет особые функции – такие как обмен преступным опытом, создание предпосылок, приготовление и маскировка преступлений, умышленное их совершение. Оно также используется для снятия эмоционального напряжения путем интер- и аутоагрессии.

Основные признаки криминогенного общения следующие:

- антиобщественная направленность;

- психологическая стрессогенность и конфликтность;

- иррациональность конфликтов, возникающих на пустой почве и по ничтожному поводу;

- жестко заданный ролевой характер, условность и необычная конспиративность, специфика средств связи и сферы действий;

- специфика причин возникновения контактов и своеобразие механизма психического воздействия.

Можно заключить, что в результате криминогенного общения личность не только не достигает личных целей, но и испытывает постоянный эмоциональный дискомфорт, приводящий к стрессу и нарушениям социальных связей со значительным количеством людей и с обществом.

Основой деструктивного общения может быть человеческий эгоизм, то есть на первый план в межличностных отношениях человек ставит собственные интересы и цели взаимодействия в ущерб интересам собеседника. Такие эгоистические устремления корыстного партнера могут выражаться не только в том, что он получит определенные материальные преимущества, но и дополнительные психологические выгоды, что проявляются в унижении другого. Делается это обычно с целью иметь лучший вид на фоне собеседника. Доказано, что эгоизм не является нейтрально индифферентно личностным свойством, а имеет наступательный, агрессивный, мстительный и находчивый характер.

Исследования К. Муздибаева показывают, что эгоистичные люди не способны к конструктивному взаимодействию, ведь они наделены определенными личностными особенностями, которые превращают межличностные контакты с ними в деструктивные. Это приводит к унижению, страданию и осложнению в отношениях партнеров. В частности, автор называет такие характерологические особенности эгоиста, которые вызывают разрушение отношений: пренебрежение долгом, нормами морали и закона; оправдание обмана, агрессивных форм поведения, таких как месть, политическое убийство; приписывание окружению зависти, эгоизма, цинизма, предательства, что делает невозможным использование в отношении него тактики и стратегии сотрудничества.

Итак, мы рассмотрели различные виды трудностей взаимодействия, особенности некоторых видов деструктивного поведения, затронули проблему эмоций и совместимости/несовместимости людей. Обобщим универсальные, но требующие грамотного использования, средства или пути преодоления затруднений общения.

1) Использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры.

2) Знание, понимание себя и другого человека, распознавание барьеров и трудностей конкретного взаимодействия.

3) Создание оптимального социально-психологического климата в группе.

4) Чувство юмора и самоиронии.

5) Интонирование речи и применение невербальных средств коммуникации.

6) Социально-психологический тренинг и повышение психологической грамотности.

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Застенчивость как специфическая трудность взаимодействия. Типы застенчивости: шизоидно-интравертированная, псевдошизоидная, психастеническая.

2. Дефицитное общение: нехватка доверительного общения.

3. Одиночество как состояние. Типы одиночества: космическое, культурное, социальное, межличностное.

4. Дефектное общение.

5. Нарушения общения и акцентуации характера.

Вопросы для обсуждения.

1. Перечислите функции психологических барьеров.

2. Какие виды коммуникативных трудностей вы знаете?

3. Приведите примеры объективных и субъективных трудности общения. Проанализируйте возможности их преодоления.

4. Как называется барьер, при котором у людей отсутствует желание общаться?

6. Какие вы можете предложить пути преодоления социально-психологических барьеров?

7. Какие факторы определяют совместимость или несовместимость людей в совместной трудовой деятельности?

8. Расскажите о теории интерперсональных отношений Шутца. Какие еще подходы к изучению совместимости/несовместимости вы знаете?

9. Каковы психологические последствия манипулятивного поведения?

10. Как различаются понятия «ложь», обман» и «вранье»?

11. Как проявляется агрессивность личности? В чем заключаются деструктивные последствия для самой агрессивной личности?

12. Что такое акцентуация характера?

13. Перечислите основные признаки криминогенного общения.

14. Перечислите средства достижения психологической совместимости. Существуют ли ограничения для использования этих средств?

15. Перечислите виды застенчивости и предложите пути преодоления застенчивости.

16. Дайте определение дефектного общения. В чем заключается возможный вред для партнеров по общению?

Темы рефератов.

1. Субъективно переживаемые и объективные трудности общения.

2. Проблема эмоций и психологической несовместимости.

3. Застенчивость как специфическая трудность взаимодействия.

4. Социогенные проблемы в общении (следствие внешних барьеров, неудачного опыта, эмоциональной депривации в детском возрасте, просчетов в воспитании, условиях общения).

5. Одиночество как состояние. Типы одиночества: космическое, культурное, социальное, межличностное.

6. Нарушения общения и акцентуации. Типы акцентуаций и особенности общения.

7. Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения.

8. Корыстные формы общения: обман, ложь; эгоизм.

9. Агрессивно-конфликтное взаимодействие.

10. Криминогенное общение.

11. Виктимность и ее психологическое содержание.

12. Психологическая культура общения и ее формирование.

13. Психологическая травма как источник трудностей общения.

14. Техники эффективного общения.

15. Дефектное общение и средства коррекции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...