Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели- ценности и ценности-средства (по М.Рокичу)




Терминальные ценности Ценности - цели Инструментальные ценности Ценности - средства
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) - жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) - здоровье (физическое и психическое) - интересная работа - красота природы и искусства (переживание прекрасного) - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - материально обеспеченная жизнь - наличие хороших и верных друзей - общественное признание и т.д. - жизнерадостность (чувство юмора) - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) - образованность (широта знаний, высокая общая культура) - широта взглядов (умение понять другую точку зрения) - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.  

Ценности Виктор Франкл представляет как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в обществе. Они сформировались в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу приходилось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

- с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

- с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);

- посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Соответственно этому выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основной формой реализации которых является труд. Смысл труда в том, что человек как личность вкладывает в эту работу. Лишь труд позволяет обществу выжить и существовать цивилизованно и комфортно.

К ценностям переживания относится любовь, переживание другого человека в его неповторимости, познание его глубинной сущности.

К ценностям отношения человек обращается, когда оказывается во власти непреодолимых обстоятельств. Но при любых обстоятельствах человек способен придать своему страданию жизненный смысл. Поиск смысла, по мнению В. Франкла, зачастую является смыслом жизни и изменений, происходящих с личностью.

Таким образом, ценности существуют в структуре мотивации личности и устойчиво воздействуют на выбор личности круга общения, работы, образа жизни и.т.д..

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от складывающихся ситуаций.

Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека; она создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обусловливает его цели и мотивы. В советской психологии систему ценностных ориентаций определяют через понятие направленности личности, понимая под этим некое общее начало, охватывающее все сферы человеческой психики. Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности. Направленность личности есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

 

Различают три типа направленности личности, которые одновременно в той или иной степени присущи большинству людей: на взаимодействие; на задачу; на себя.

Направленность на взаимодействие (общение) означает, что человек стремится к сотрудничеству, желает поддерживать с коллегами хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы независимо от их содержания, целей деятельности и собственной роли, т. е. работать в коллективе.

Направленность на задачу (деловая направленность) предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например, успешное решение стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т. п.

Направленность на себя (личная направленность) состоит в стремлении людей решать в первую очередь собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа по возможности за счет других. В коллективе такие лица пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы.

Итак, систему ценностных ориентаций определяют через понятие направленности личности, понимая под этим некое общее начало, охватывающее все сферы человеческой психики. Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности. Направленность личности есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

3. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Мотивация индивида проста и закономерна, любой человек хочет жить в комфорте и в ладу с самим собой. Эти механизмы предохраняют личность от осознания отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического комфорта и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. По мнению З.Фрейда, механизмы психологической защиты выполняют функцию снятия внутреннего конфликта между сознательным и бессознательным.

Тревога, как реакция на опасность, возникает чаще бессознательно, в том случае, если актуальные потребности личности не соответствуют нормам и требованиям социальной среды. Конфликт между потребностью и возможностью ее удовлетворения человек может выражать разными способами:

- посредством психических перестроек;

- посредством телесных нарушений;

- в форме изменения способов поведения.

Дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд дала описание защитных механизмов. Система психологических защитных механизмов выполняет роль ограждения внутреннего мира от информации, которая может нарушить душевное равновесие, формируется с накоплением жизненного опыта. Она включает входной контроль (цензуру) и несколько форм переработки травмирующей информации. Это отрицание, подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация.

Таким образом, система защит становится автоматической, включается бессознательно при возникновении эмоций, связанных с опасностью. Автоматизмы бывают ситуационные и стилевые.

На развитие стилевых защитных механизмов значимое влияние оказывают следующие факторы:

- динамические особенности психики, например, активность или пассивность как свойства темперамента;

- личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей;

- взаимоотношений в родительской семье как образец разрешения кризисных жизненных ситуаций;

- хроническая психотравматизация личности, что чаще приводит к невротизации личности.

С этой точки зрения, невротическое поведение можно рассматривать как бессознательно выработанный человеком способ борьбы со стрессом. Он не адекватный и связан с неудачными попытками самолечения, так как сама защита становится источником заболевания. Долгое использование защитных механизмов превращает человека в замкнутого и одинокого, не имеющего сил выбраться из своей «скорлупы». Наиболее мощный способ избавления личности от создавшегося положения – ликвидация тревоги и избавление от страха.

Эмоциональное выгорание – один из новейших, рассмотренных в психологической литературе, механизмов психологической защиты. Его определение несколько размыто, но это понятие однозначно конкретизирует еще один вид психологической защиты в континууме: "психологическая защита – невроз". Эмоциональное выгорание имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно расходовать энергетические ресурсы, но оно отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.

Явление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, но при этом объективные условия профессий типа "человек-человек" требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на предсознательном уровне сдерживать свои реакции, подавлять их и заменять на противоположные, что может привести к неудовлетворенности своим трудом и собой, к эмоциональной разрядке на своих близких. Страдает эффективность трудовой деятельности и межличностные отношения в группе.

Осознанные стратегии совладания в настоящее время принято называть копинг – стратегиями или совладающим поведением. Это адаптивные целенаправленные и потенциально осознанные действия. Для совладания необходимо соблюдать три условия:

- осознавать внешние трудности;

- знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа;

- уметь своевременно применить их на практике.

Копинг - стратегии разделяют на поведенческие, когнитивные и эмоциональные.

Поведенческие стратегии – это смена самой деятельности или изменение ее формы. Когнитивные стратегии связаны с переоценкой ситуации и приданием нового смысла и значения событиям и людям. Эмоциональные стратегии связаны с неадекватной оценкой ситуации и переживаниями травмирующих событий с новой силой.

Людмила Ивановна Анциферова, считает, что человек является саморазвивающейся системой и всегда инициирует события своей жизни и свое существование, в целом. Ею предложены следующие копинг - стратегии.

Преобразующие стратегии совладения. Приняв решение о возможности позитивного изменения ситуации, субъект начинает формировать ее как проблему: он определяет конечную и промежуточные цели, намечает план решения, определяет способы достижения цели, иногда прибегает к «когнитивной репетиции». Конструктивно преобразующая стратегия жизни необязательно предполагает использование практических действий, их могут заменить вербальные формы реагирования. Когда ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными, происходит перестройка содержательно-смысловой и энергетическо-динамической сферы сознания. Человек пытается сформировать новую систему психической саморегуляции. Среди преобразующих стратегий выделяют следующие: «сравнение, идущее вниз», когда человек сравнивает себя с людьми, находящимися в более незавидном положении, «идущее вверх сравнение», когда человек вспоминает о своих успехах в других областях. Так называемые «антипицирующее совладание» и «предвосхищение печали» позволяют людям психологически подготовиться к возможным испытаниям.

Приемы приспособления. К данному виду приемов относится позитивное истолкование, когда в неприятных и морально тяжелых переживаниях люди пытаются найти позитивные стороны. К числу приспособительных приемов принадлежит и ролевое поведение, когда человек принимает на себя определенную роль и ведет себя в соответствии с ней. Поскольку человек не идентифицирует себя с этой ролью, все допускаемые промахи он относит не к себе, а к выбранному персонажу. Указанная техника позволяет конструктивно справляться с тягостными переживаниями, когда их основой становятся личностные свойства самого человека. Распространенной формой приспособительного поведения часто является идентификация личности с людьми более удачливыми, с мощными организациями и объединениями.

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий. К таким приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. Например, уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме. Субъекты ухода - это индивиды, пережившие много разочарований и неудач. Будучи достаточно способными, они отказываются от повышения по службе и заманчивых предложений. Избегание всех сомнительных ситуаций становится их личностной особенностью. Необходимо отметить, что в некоторых случаях уход может быть оправданной и конструктивной стратегией жизни, но бывают случаи, когда человек не может ни практически преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страданий. В подобных случаях индивид прибегает к стратегиям, фокусирующимся на эмоциях, - стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями.

Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стратегиями поведения также являются различные способы психологической защиты вплоть до вытеснения проблемы из сознания, импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, агрессивные реакции, не объяснимые объективными причинами.

К распространенным приемам самосохранения относится техника отрицания: отказ принять то, что случилось ошеломляющее, травмирующее событие. Отрицание позволяет субъекту перерабатывать событие малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности.

Итак, совладающее поведение дифференцируется с точки зрения эффективности совладания. Оценивать эффективность копинга необходимо при его завершении, то есть в том случае, если стрессовая ситуация для индивида становится незначимой как раздражитель и освобождается энергия для решения новых задач. В большинстве психологических источников критерий эффективного совладания связывается с психологическим благополучием человека, что выражается в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей.

Надежным критерием эффективного копинга считается также ослабление уязвимости к стрессам. То есть, если состояние личности улучшается, изменяется отношение к проблеме, не возникает субъективное чувство неудовлетворенности и дискомфорта, стоит говорить об эффективном совладании.

Можно заключить, что смысл деятельности и поведения человека довольно устойчив на протяжении жизни. Ценности и направленность определяют выбор круга общения, работы и творчества. Осмысленная деятельность связана как с личными ценностями человека, так и с ценностями социального окружения или группы, которые, в свою очередь, регулируют взаимодействие в группе. Преодоление трудных жизненных ситуаций всегда связано с конструктивной деятельностью и осознанием.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Групповая мотивация. Феномены и закономерности: сцепление, солидарность, групповой эгоизм, латентное лидерство.

2. Способы управленческого воздействия: внушение, заражение, подражание и убеждение. Типология объектов психологического воздействия.

3. Мотивация профессиональной деятельности. Виды мотивов: достижения, аффилиации, власти.

4. Исследование личной и групповой мотивации, подходы и методы. Современные методики исследования мотивационной сферы.

Вопросы для обсуждения.

1. Определите понятия «социальная роль» и «социальный статус». В чем их различия?

2. Как возникает ролевой конфликт? Проиллюстрируйте на известных Вам примерах.

3. Какие понятия конкретизируют мотивацию личности?

4. Прокомментируйте значение исследования мотивации персонала в организации. Как организуют подобное исследование?

5. Какими средствами пользуются при изучении индивидуальной и групповой мотивации.

6. Какие виды ценностей, на ваш взгляд, присущи современному человеку?

7. Проанализируйте место общечеловеческих ценностей в мотивации отдельного человека.

8. Как формируется направленность личности?

9. Какие факторы приводят к осуществлению личностью психологических защит и устойчивому их использованию?

10. Дайте определение понятия «копинг – стратегия». Какии виды копинга Вы знаете?

11. Соотнесите понятия «стрессоустойчивость» и «копинг – стратегия». Какие средства повышения стрессоустойчивости наиболее эффективны?

12. С чем связана устойчивость неконструктивных способов психологической защиты?

Темы рефератов.

1. Личность и социальные роли.

2. Мотивационная сфера личности и выбор профессии.

3. Формирование жизненных ценностей и их трансформация.

4. Направленность личности и ее исследование.

5. Мотивация профессиональной деятельности.

6. Мотив власти и управленческая деятельность.

7. Групповая мотивация, виды и диагностика.

8. Самосохранение и его виды.

9. Психология воздействия и убеждения.

10. Объекты и субъекты психологического воздействия.

11. Эффективное убеждение: средства и организация взаимодействия.

12. Обольщение и его психологическое содержание.

13. Нейролингвистическое программирование и работа с персоналом.

14. Организационная культура и ценности организации.

15. Конструктивные и деструктивные механизмы психологической защиты.

16. Стратегии совладания и их формирование.

17. Социальный статус: психологический смысл и условия его изменения.

18. Стрессоустойчивость и приемы сознательного регулирования состояний.

19. Работа с профессиональным стрессом в организации.

20. Ценностный конфликт, исследование и прогнозирование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...