Тема 2. Общение и социальное взаимодействие
1. Общение. Структура, средства и функции общения. 2. Социальное взаимодействие: содержание и виды. 3. Понятие о малой группе. Групповые эффекты и динамика. 4. Уровни развития группы.
1. Общение – это взаимодействие, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, удовлетворяющего потребность человека в контакте с другими людьми. В отечественной психологии наиболее распространенной и признанной является структура общения, предложенная Г.М.Андреевой, она включает компоненты: коммуникативный; интерактивный и перцептивный. Выделенные компоненты могут быть соотнесены с функциями общения. Коммуникативная функция. Общение рассматривается как обмен информацией и имеет следующие закономерности: - имеет значение новизна и значимость информации; - имеет значение появление партнера; - система кодирования и декодирования партнеров должны совпадать, то есть партнеры должны говорить на одном языке; - при общении могут возникать различные барьеры: разные языки, недоверие, смущение, нежелание общаться, смысловой барьер. Понятие смыслового барьера означает несовпадение смыслов происходящего для участников, когда человек не понимает или не хочет понимать смысла сообщения. - конфликтная ситуация складывается при расхождении предметно-деловых и личностно-прагматических интересов участников общения. - существуют различные позиции и роли. По Э.Берну: Родитель, Взрослый, Дитя. Понятие роли отражает принятую модель поведения в соответствии с занимаемым социальным положением. Вербальная коммуникация может быть представлена моделью, которая называется окно Джогари (Джозел Лафт и Гарри Инграм), здесь представлены правила.
Рис.2 – Окна ДжоГари
Арена - то, что я знаю о себе и другие знают, очень небольшая часть личности. Видимость – то, что мы знаем, а другие нет. То, что мы хотим сообщить о себе. Слепое пятно – то, что знают другие о нас, а мы нет. То, что человек не хочет знать, говорить об этом не принято и не допустимо. Неизвестное – то, что пока скрыто от меня и от других. Это могут быть черты, которые проявляются лишь в сложных ситуациях. Условия эффективной коммуникации: а) Условием эффективной коммуникации является безоценочное описание поведения человека. б) Наличие обратной связи важно для продолжения общения, иногда обратная связь меняет наше представление о чем-либо и о себе. Обратная связь должна быть ситуативной и безоценочной; она наиболее эффективна, если участников несколько. Но это не значит, что человек должен меняться, изменяя свои жизненные ориентиры и ценности. в) Умение сообщать о своем внутреннем состоянии. г) Активное слушание – сложный механизм, включающий мимику, жесты, слова, показывающий, что собеседника слушают. д) Эмпатическое понимание – сопереживание и сочувствие собеседнику, при этом важно оставаться самими собой, не заражаться эмоциями и не терять способности действовать. Невербальная коммуникация изучается в разделе социальной психологии, названном кинесика. В нем изучается мимика и пантомимика. Ученые предпринимали попытки систематизировать жесты и движения, так создан алфавит телодвижений (Р. Бердвистл), словарь выражений лица (Пол Экман). В социальной психологии есть разделы или дисциплины, которые более подробно рассматривают различные стороны общения. Так паралингвистика исследует качество, диапазон и тональность речи; экстралингвистика - темп, покашливание, плач. Проксемика – область пространственно-временной организации общения. Зоны общения отражают цели коммуникации: интимная, личная, социальная и публичная.
Визуальное общение включает контакт глаз, выражений лица и жестов. Второй компонент и соотносимая с ним функция - интерактивная. Общение рассматривается как взаимодействие, каждое действие партнера по общению обуславливает реакцию и последующие шаги. В социальной психологии традиционно выделяют два типа взаимодействия: кооперация и конкуренция. Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию, это так называемый закон М.Дойча, получивший широкое распространение и разработку в прикладных отраслях психологии, решающих проблемы практики, в частности, в работе с персоналом. Третья форма – соревнование – промежуточная между конкуренцией и кооперацией. Еще один тип поведения достаточно активно исследуется и присутствует в психологическом консультировании, психотерапии и психологическом сопровождении работников и организаций. Это помогающееповедение. Оно возможно, если: а) все проблемы решают за человека; б) гуманистическое отношение, вера в то, что человек сам справится. В педагогике важным моментом является воспитание самостоятельности; психологическая помощь или помощь психотерапевта направлена на осознание человеком возможности действовать, принимать решения и делать выбор в сложной жизненной ситуации. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. В рамках трансактной психологии достаточно много исследований и экспериментов посвящено изучению феноменов восприятия людьми друг друга. Установлено, что, чем хуже люди относятся друг к другу, тем искаженнее они воспринимают друг друга. - при хорошем отношении люди адекватно воспринимают друг друга. - человек воспринимает то, что хочет воспринимать, срабатывает феномен перцептивной защиты – это проявляется в установках. На восприятие влияет профессия человека (профессиональная деформация). - человек делает больше ошибок по отношению к людям старшего возраста. Женское лицо лучше познается, что часто используется в рекламных роликах. - восприятие смеха более адекватно, чем восприятие грусти. - первое впечатление ошибочно. Но к первой встрече с подростками надо готовиться, помнить о том, что первое впечатление для них самое сильное и стойкое.
В экспериментах было показано, что влюбленные видели друг друга в искажающих очках, но они корректировали изображение. Детям показывали фотографии родителей - широкие и узкие - они выбирали широкие. Психологи выделяют следующие механизмы восприятия: - идентификация – сознательное или бессознательное уподобление характеристикам другого человека; - рефлексия – осознание того, как человек воспринимается партнером по общению; - рефлексия и идентификация выступают в единстве в процессе общения; - причинная интерпретация – объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, мыслей и желаний. Феномен казуальной атрибуции означает приписывание другому человеку тех качеств, которыми он обладает или нет. Если человек нравится, мы приписываем ему хорошие качества, если не нравится – плохие. Исходим из того, что мне не может нравиться плохой человек. - стереотипизация – классификация форм поведения и толкования причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям. Так возникают социальные стереотипы. Таким образом, общение и социальное взаимодействие, меняющееся в связи развитием общества, постоянно находятся в сфере внимания психологов. Но общие понятия, структурные элементы, закономерности и механизмы выделены достаточно однозначно и широко используются в науке и практике. 2. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди осуществляют воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает отдельных индивидов, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов. Яркий пример взаимодействия – учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим - неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать – стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности студентов.
В приведенном примере присутствует основной элемент, характерная черта социального взаимодействия: имеет место координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установлена связь. Как всякая связь, так и взаимодействие может быть прямым и опосредованным. По всем предметам, значимым для удовлетворения своих потребностей, человек входит в сопряженное взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, и многое без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих и устойчивых взаимодействиях. Пытаясь найти поддержку у других, желая, чтобы эта поддержка была устойчивой, надежной личность берет на себя определенные обязательства. Межличностные взаимодействия – это своего рода система поступков, при помощи которых люди влияют друг на друга. На этом уровне мы можем увидеть субъектов взаимодействий (людей), их действия по отношению к друг другу (акты взаимодействия) и средства взаимодействия (язык, письменность, музыка, средства массовой информации). Символы (их можно отнести к духовным аспектам взаимодействий), которые с одной стороны, создают понятный для данного объединения людей язык общения, с другой – формируют некоторые общепризнанные идеи в виде лозунгов, идеалов, атрибутов власти. Символы передают общие эмоции, информацию или ощущение. При виде флага и герба своей страны у людей возникает представление о родине, обществе, государстве. Групповые взаимодействия представляют более высокий уровень. Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно. Деятельность ректора по отработке стратегии развития вуза, совершенствованию учебной деятельности, подбору ведущих кадров вуза и т.д. через сложную сеть социальных связей и зависимостей воздействует на студентов, сказывается на их подготовке, на конкурентоспособности студентов-выпускников вуза, престиже института среди абитуриентов.
Для взаимодействий групп и общностей характерно то, что в них могут вступать люди, непосредственно не соприкасающиеся друг с другом, не имеющие друг по отношению к другу никаких субъективно осознаваемых мотивов. Но при взаимодействии групп мы можем выделить субъектов взаимодействий, которые будут представлять не отдельных индивидов, а группы (студенты, преподаватели). Взаимодействие на уровне больших групп всегда опосредовано, так как субъекты взаимодействий (например, национальные общности) могут не находиться в непосредственном контакте и не иметь четких представлений друг о друге. На этом уровне трудно фиксировать акты взаимодействий, если речь не идет о формальных структурах, заключать политические, экономические договоры. На этом уровне отношений действуют другие законы. Они представлены в форме морали, правовых установок и норм. Таким образом, социальное взаимодействие – совместная деятельность двух или более участников, обусловленная общими целями и интересами, обучением, трудом или общением. Виды социального взаимодействия могут быть выделены на основании предмета деятельности, количества участников, характера общения и т.д. Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Оно имеет объективную и субъективную стороны. 3. Малая группа - общность людей, численностью от нескольких до нескольких десятков человек, объединенных формально – общими целями и задачами, и, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения. Каждый человек входит в состав нескольких малых групп (семья, учебная группа, отдел и т.п.). Малые группы могут быть формальными (официальными) и неформальными (например, объединения по интересам). В рамках формальной малой группы обычно складываться одна или несколько неформальных групп. Существует множество определений малых групп, данных разными авторами. Психологи выделяют следующие конкретные черты и признаки: - наличие двух и более людей; - осуществление определенных контактов и общение между ними; - наличие общей цели и совместной деятельности; - возникновение взаимных эмоциональных и других связей; - проявление чувства принадлежности к данной группе; осознание членами группы себя как «Мы», а других как «Они»; - формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей; - функционирование качественной организационной структуры и системы руководства или власти; - наличие достаточного времени взаимного существования людей. Групповая динамика [от греч. dynamis - сила] - весь комплекс внутригрупповых социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее жизненного пути и функционирования с момента зарождения до «умирания» и окончательного распада как единой, целостной общности. В связи с тем, что механизмы функционирования группы могут быть обнаружены в так называемых групповых эффектах, посредством которых осуществляются внутригрупповые процессы и достигаются групповые состояния. Более подробно на них остановимся на семинарском занятии. Групповые процессы обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности. Можно выделить следующие основные групповые эффекты: 1. Эффект социальной фасилитации. 2. Эффект оптимальной численности. 3. Эффект групповой идентификации. 4. Эффект «групповой принадлежности». 5. Эффект групповой напряженности. 6. Эффект «группового ритма». 7. Эффект «стереотипа». 8. Эффект «огруппленного» мышления. 9. Эффект конформизма. 10. Эффект «ореола». 11. Эффект «группового эгоизма». 12. Эффект «волны». 13. Эффект «бумеранга». 14. Эффект синергии. Формирование группы – это сложный и продолжительный во времени процесс. Группообразование — это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий. 1) Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для организации обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы. 2) Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой - это непременное условие их совместной деятельности. 3) Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия. 4) Численность группы. Количество членов группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть либо слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы - 2-3 человека, максимальная - от 25 до 40 человек. Сложность вызывает определение оптимальной численности, эмпирически определены три критических момента. 1) Группа содержит определенное количество членов - 7±2 члена группы. Это связано с такими групповыми явлениями, как, во-первых, конформизм и конфликтность, во-вторых, принятие группового решения и, в-третьих, целостность или раздробленность на группировки. Так, например, в экспериментах американского психолога Соломона Аша обнаружено, что конформизм, т. е. подчинение отдельного члена группы мнению и решению всех остальных, наиболее вероятно (в 70% случаев) проявляется в группе, состоящей именно из семи человек. Другой американский исследователь - К. Л. Хайер обобщил научные исследования о численности группы и обнаружил, что конфликт скорее можно ожидать в группе, состоящей из трех-четырех человек, чем в группе из пяти человек, так как уменьшение взаимодействия в группе снижает ее эффективность. В. Н. Квинн считает, что идеальная численность группы - это пять человек. Ш. Б. Жерар, Р. А. Вихем и Е. С. Конелли в 1968 году обнаружили, что вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы. Особенно резко конформизм возрастает при составе группы из пяти человек и намного медленнее, когда число членов группы превышает восемь человек. Феномен конформизма и конфликтности, в свою очередь, влияет на процесс принятия группового решения, и поэтому группа, состоящая из семи человек, легче добивается согласованного решения, чем группа, состоящая из большего или меньшего числа людей. И, наконец, как установлено в социально-психологических исследованиях, такие группы менее подвержены делению на группировки, т. е. реже дробятся, и представляют собой единое целое. Японские предприниматели четко уловили эту закономерность в функционировании малой группы и составляют свои знаменитые «кружки качества» на производстве именно из 7-8 человек. 2) Второй критический момент в численности группы определяется количеством 14±2 человека. Такой группе присущи свои особенности. В ней представлен гораздо больший спектр индивидуальных интересов, мнений, оценок, предложений, возможностей для функционального распределения ролей. Группа из четырнадцати человек добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. Исследования показывают, что оптимальная численность группы зависит от характера стоящей задачи. Например, для задач, имеющих решение «эврика», более эффективна группа из четырнадцати человек, так как при данной численности происходит соответствующее увеличение общих возможностей и возрастает вероятность того, что найдется такой член группы, который предложит наилучшее решение проблемы. Имеет место также статистическое уменьшение вероятности случайной ошибки. Кроме того, психолого-педагогические исследования показывают, что эффективность обучения в группе, состоящей из четырнадцати человек, выше, чем в большей или меньшей группе. 3) Третий критический момент определяется количеством 21 ±2. Во-первых, это предел функционирования группы как единого целого. При большем количестве человек группа обязательно распадается на подгруппы. Во-вторых, при взаимодействии людей в такой группе возможно членение на две-три подгруппы, между которыми происходит сопоставление мнений и позиций по широкому кругу вопросов. Но такое разделение может быть довольно кратковременно и ситуативно, поскольку обычно двадцать человек вполне способны выступить как единое целое. В-третьих, в таких группах больше возможностей для взаимозамены. Например, по результатам исследования, проведенного в 1990-х годах среди рабочих бригад на нескольких предприятиях Санкт-Петербурга, оказалось, что при прочих равных условиях бригады, состоящие из 21 человека, добиваются большей производительности труда и имеют более благоприятный психологический климат, характеризующийся взаимовыручкой и дружескими отношениями, чем бригады, в которые входит большее количество работников (Л. Г.Почебут, В.А Чикер). Подобные выводы сделал и Л. И. Уманский в результате своих многочисленных исследований организаторской деятельности в рабочих бригадах и группах школьников. Американский психолог С. Паркинсон также задался вопросом, какой численности должна быть группа, чтобы эффективно работать. По его мнению, нужно установить оптимальное число членов, искомая величина лежит где-то между 3 и 21. Проанализировав состав кабинетов министров Европы в течение последних столетий, он отмечает, что кабинеты министров (специфическая малая группа) в среднем состояли из 15-16 человек, но если число министров превышало 21, то эти кабинеты оказывались не эффективными и терпели политическое фиаско. Итак, рост численности группы порождает организационные или координационные проблемы. Становится необходимым ввести формальные средства для обеспечения взаимодействия группы, а также разработать процесс окончательного принятия решения. Координация требует усилий со стороны некоторых членов группы, которые соответственно отвлекаются от решения основной задачи. Усложнение задачи может уменьшить координацию в группе. 4. Уровень развития группы - это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня. В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Кузьмин Е.С. выделяет три уровня: 1.Номинальная группа. 2.Кооперация. 3.Коллектив. Уманский Л. И. еще более дифференцированно подходит к данной классификации и вычленяет шесть уровней: 1.Конгломерат. 2.Номинальная группа. 3.Ассоциация. 4.Кооперация. 5.Автономия. 6.Коллектив. В основу определения уровня группы положены три главных критерия: - общность целей совместной деятельности; - четкость структуры группы; - динамика групповых процессов. На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы. Конгломерат - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса, самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы. Номинальная группа - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. Если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития. Ассоциация - это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера - делового или популярного. Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т. е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации. Кооперация - это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников - людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей. Автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа-автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы. Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями: 1) обособленностью, закрытостью от других групп; 2) внутренней совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу; 3)внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы однотипного поведения и действий в интересах своей группы. Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность. С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле). Корпорация - это группа, которая характеризуется замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию. Коллектив - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Но коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, и общественных. Достижение уровня коллектива - трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив - это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе, прежде всего, в трудных, конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень — автономию или кооперацию. Видимо, группа достигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в нет необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть. В терминах организационной социальной психологии коллектив можно охарактеризовать как группу единомышленников. Далее мы будем говорить о командах и командообразовании. По нашему мнению, это современное понятие, широко используемое в психологии менеджмента, соотносится с понятием «коллектив», который достаточно подробно исследован в отечественной психологии.
Вопросы для самостоятельного изучения. 1. Виды социального взаимодействия: деловое и личное, профессиональное и педагогическое. Конфликтное взаимодействие и сотрудничество. 2. Социально-структурные компоненты речевой коммуникации: статусные роли участников; ситуативные роли участников; стилевые приемы, используемые участниками. 3. Особенности невербальной коммуникации: ситуативность; синтетичность; непроизвольность; усвоение приемов без специального обучения. Функции невербальных сообщений: получение информации (о коммуникаторе, об отношении участников коммуникации друг к другу и к ситуации); взаимодействие с вербальными сообщениями (дополнение, опровержение, замещение, регулирование). 4. Принципы социально-ориентированного общения (кооперации, вежливости); ролевые стереотипы; правила, стратегии и тактики речевой коммуникации. 5. Психотехнические приемы разговорного стиля: воображаемая диалогизация, вопросно-ответный ход, эмоциональные восклицания, эвфемизмы, инверсия. Вопросы для обсуждения. 1. Перечислите сферы социального взаимодействия. Проранжируйте их по значимости в вашей жизни. 2. Приведите примеры групп по классификации Л.И.Уманского. 3. Какие групповые эффекты проявляются в студенческой группе? Какие эффекты не наблюдаются в студенческой группе, почему? 4. Возможно ли управлять групповыми эффектами? 5. Какова роль корпоративной культуры? Прокомментируйте функции корпоративной культуры? какое действие они оказывают на отдельного члена группы? Темы рефератов. 1. Социальное взаимодействие в образовательном процесс. 2. Опосредованное взаимодействие: виды, средства и характеристики участников. 3. Нормы и правила в межличностном общении. 4. Исследование коллектива в отечественной психологии. 5. Групповые эффекты в студенческой группе. 6. Правила эффективного взаимодействия в группе. 7. Понятие о диадах и триадах в общении. 8. Речевое взаимодействие: средства, закономерности и эффекты. 9. Социальные роли: их источники, специфика и нормы ролевого взаимодействия. 10. Психологический климат и его исследования в психологии. 11. Понятие коммуникации в группе, основные характеристики. 12. Виды внутриорганизационной коммуникации и способы управления ей. 13. Коммуникация как источник конфликтов. 14. Проксемика и ее применение в организационной психологии. 15. Ложь как средство воздействия на «своих» и «чужих». 16. Этические проблемы, возникающие при в работе с персоналом. 17. Окна Джогари в организационной психологии. 18. Помогающее поведение в работе с персоналом. 19. Ценностно – смысловые конфликты и их разрешение. 20. Невербальная коммуникация: функции, средства и закономерности. 21. Стереотипы социального восприятия. 22. Смысловые барьеры и их особенности. 23. Речь как средство утверждения социального статуса. 24. Психотехнические приемы разговорного стиля. 25. Сравнение социально-ориентированного общения и повседневного. Литература. 1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 364 с. 2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - CПб.: Питер, 2004. - 464 с. 3. Ефимова Н. С. Психология общения. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. - 192 с. 4. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 319 с. 5. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики управления и гуманитарно-социальным специальностям / под ред. В.П.Ратникова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. – 511 с. Вопросы для самопроверки. 1. Дайте определение понятию «общение». 2. Перечислите виды общения. 3. Опишите структуру речевой коммуникации. 4. Покажите отличие социально-ориентированного общения от повседневного, приводя примеры из вашего жизненного опыта. 5. Какие невербальные проявления общения Вы знаете? Опишите функции и средства невербальных сообщений. 6. Как проявляются ролевые стереотипы в общении? 7. Предположите, какими могут быть социально-структурные компоненты речевой коммуникации. Охарактеризуйте каждый компонент. 8. Как речь обнаруживает социальный статус человека? 9. Покажите различия делового стиля общения и повседневного. 10. Соотнесите стили общения с разными профессиями. Какой стиль общения отличает психолога? 11. Какие психотехнические приемы разговорного стиля Вы знаете? Покажите с примерами особенности их использования в различных ситуациях общения. 12. Сформулируйте правила эффективной речевой коммуникации. 13. Перечислите известные вам групповые эффекты. Какие из перечисленных проявляются в вашей группе? 14. Как может быть организован процесс группообразования? 15. Проанализируйте и приведите примеры положительного и отрицательного влияния групповых эффектов на совместную деятельность и работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|